Современные проекты освоения нефти и газа Сахалина
Первые упоминания о нефти на Сахалине относятся к 1880 г., когда купец Иванов услышал рассказ о "черном озере смерти". Иванов умер, прежде чем получил ответ на его запрос о предоставлении ему концессии на бурильные работы в северной части Сахалина. Его зять Зотов продолжил эти работы, пока в 1904 г. не наткнулся на нефть. Но, не успев собрать нужный капитал, Зотов умер. В 1914 г. сформировалось "Русская Дальневосточная Индустриальная Компания". В нее вошли аристократы, министры и губернатор Сахалина Д. Д. Григорьев. Половина акций этой компании принадлежала двум лондонским синдикатам. Англичане в сахалинскую нефть вложили не только капитал, но и послали сюда своих инженеров, завезли необходимое оборудование. Когда в 1916г. "РДИК" потерпела поражение - ей не удалось монополизировать добычу сахалинской нефти, проявился интерес к северосахалинской нефти японцев. Однако правительство России отказало "РДИК" и японцам в прямой концессии. Революции 1917 г. в России оживили притязания японцев на нефть сахалинского севера. В мае 1918 г. угольный магнат Кухара Фусаносуке подписал договор с сомнительной русской фирмой, дающий возможность вести четырехлетние изыскания нефти на. Сахалине. С 1905 по 1916 гг. Сахалин добился незначительных успехов в экономике, особенно в эксплуатации нефтяных и морских ресурсов. Опираясь на законодательство о гражданских правах от 1913 г. и соблазнительные проекты по углю и нефти в 1914-16 гг. на остров впервые прочно проник иностранный капитал. Сахалин должен был испытать второе рождение, если бы не война, революция, гражданская война и иностранная интервенция. 8 мая 1918 г. власть была захвачена Советами, но продержалась не долго, 29 июня части чехословацкого корпуса вместе с белыми силы захватили Владивосток. К ним присоединились интервенты - Япония Англия, Франция и США , которые поддержжали адмирала Колчака. После капитуляции Колчака в Иркутске, большевики попытались вновь восстановить свою власть, и если во Владивостоке она не удалась из-за присутствия японцев, то в Александровске она была успешной (14 января 1920г.). В мае 1920 г. очередная интервенция ввергла население Сахалина в растерянность и смятение
Японская оккупация (1920-1925 гг.) 21 апреля на рейде Александровска крейсер "Мисима" высадил на берег 2 тысячи солдат. 14 мая в заливе Де-Кастри были десантированны 5 тыс. солдат. Японская армия образовало "Автономное Сахалинское государство" во главе которого встал Л. Григорьев . Японцы захватили Сахалин за два месяца до официального объявления оккупации (3 июля 1920 г. ). Одной из главных причин оккупации было стремление захватить месторождения нефти. Сахалинская нефть притягивала многих, и Япония не была последней в этом списке. После оккупации она с особым рвением взялась за разработку нефтяных месторождений. Япония сделала заявление, что сахалинская нефть совершенно необходима для удовлетворения топливных потребностей страны. Кроме того было добавлено, что любая попытка какой-либо страны захватить нефтеносные месторождения, будет рассматриваться, как угроза безопасности Японии. Произвол японцев на Сахалине продолжался до 15 мая 1925 г. Этому событию предшествовало четыре года упорных переговоров. Первые прошли с июля 1921 по апрель 1922 г. и позднее на конференции в Чаньчуне. Японцы на переговорах настаивали на гарантировании своих прав на Сахалине. Россия не уступала, настаивая на выводе японских войск с Сахалина . 1924 г. был переломным в этих переговорах. Японцы пониали необходимость установления дипломатических отношений с СССР, считая, чтоэто было бы в интересах Японии. Имея договор, японцы могли добиться концессий на Сахалине. 20 января 1925 г. Япония и Советский Союз официально установили дипломатические отношения, подписав соглашение о передаче Сахалина СССР с сохранением концессий Японцев на разработку месторождений сахалинской нефти. СССР добился вывода японских войск без применения силы, хотя еще в 1924 г. считал, что японцы либо аннексируют, либо выкупят эту территорию. Категорически отказавшись даже обсуждать вопрос о передаче или продаже Сахалина, советская заставила Японию пожертвовать им в интересах прав рыболовства, торговли и признания Портсмутского договора, на который опирались японские права на Карафуто .Со времени вторжения японцев на Сахалин в 1905 г. и до заключения советско-японской конвенции в 1925 г. для обеих сторон Сахалин был спорной, разделенной территорией, а также источником столкновений до тех пор, пока одна из держав не установила своего полного контроля над всем островом. Следующие 20 лет были более спокойные, чем предыдущие, лишь когда до окончания 2-ой мировой войны осталось 6- дней, ситуация обострилась. «Два Сахалина» - русский и японский шли различными путями развития как экономического, так и социального: 1. темпы заселения японцами Карафуто были очень высокими по сравнению с Сахалином.. 2. на Сахалине проводилась плановая политика, а на Карафуто государство было наблюдателем, экономика находилась в руках крупных компаний, промышленность зависела от тенденций мирового рынка, испытав бурный рост в 1914-19гг., спад - в 20-х и возрождение в 30-х гг. 3. крестьяне Сахалина имели только коллективную собственность в рамках социалистического строя, в то время как японцы коллеги жили, владея землей и имуществом, как частной собственностью. 4. СССР увеличивал добычу угля и нефти, японцы же акцентировали внимание на переработке леса и рыбной промышленности. 5. японцы полностью контролировали экономику острова, СССР же делил этот контроль с концессионерами. Вторжение фашистских войск в Советский Союз 22 июня 1941г. привело японские войска на Карафуто в состояние напряженного ожидания, однако, Токио приказал армии отменить планы нападения на СССР и воздерживаться от напряженности на границе, чтобы избежать возможного военного столкновения. Это решение было принято после изучения нефтяных ресурсов Сахалина: в ВМС Японии пришли к выводу, что более выгодным будет захват голландской Вест-Индии - она сможет лучше обеспечить нефтью морской флот, нежели Сахалин. Другим важным собьтием 1941-45 гг. было воссоединение Карафуто с Японией. Эта мера выводила Карафуто из ряда колоний, и определяла его как самостоятельную часть Японии, подчиняющуюся министру иностранных дел. Поэтому японцы ограничились нарушением обязательства о ликвидации концессий на Сахалине. В октябре 1942 г. Токио настоял на продолжении бурильных работ до 1943 г. СССР вынужден был согласится, так как немцы стояли у "ворот" Москвы . А в начале 1944 гг. изменилось соотношение сил. Победы Советской Армии на западе контрастировали с японскими неудачами в Новой Гвинее, Гуадалканале и на Маршалловых островах. В 1944 г. потребность Японии в нефти стала критической. В этом году Япония потеряла все свой концессии на С. Сахалине. Причина сдачи концессий заключается в том, что право на продолжение бурильных работ, полученное в 1941г., утратило свою силу. К тому же японцы не могли допустить отказа СССР от нейтралитета, который мог бы последовать после отказа японцев ликвидировать концессии. Русско-японский протокол, подписанный в марте 1944г. положил конец 26 годам японского присутствия на Сахалине. Судьба острова была решена на конференции в Ялте, когда союзники согласовали - СССР вступает в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии. Взамен главы правительств США и Англии обещали реставрацию русских прав, нарушенных "вероломным нападением Японии в 1904 г. Среди этих прав было и право на Карафуто . 5 апреля 1945 г. СССР денонсируется пакт о нейтралитете с Японией, а 9 августа 1945 г. СССР официально вступил в войну против Японии. Военные действия закончились 2 сентября 1945 г., подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии, благодаря которому, СССР получили право полностью контролировать остров. На этом русско-японские отношения прерываются, чтобы восстановиться 19 октября 1956 г.
2. Современные проекты освоения нефти и газа Сахалина Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. В перспективе область будет одним из крупных транспортных узлов на линиях внешней торговли РФ с Японией, США, Северной и Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Индией и другими странами АТР. Приграничное положение, незамерзающие морские порты, близость развитых стран АТР создают благоприятные условия для сотрудничества и вложения иностранного капитала. Сахалинская область обладает богатейшими и разнообразными природными ресурсами, в которых остро заинтересованы близлежащие страны АТР. Объем инвестиций в проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина уже сейчас превысил 1,2 млрд. долл. Основными инвесторами являются совместные предприятия, на долю которых приходится 37% всего объема инвестиций. На начало 1999 г., на территории области было зарегистрировано 379 предприятий с совокупным объемом уставного фонда более 246,8 млн. долл. Прогнозная оценка иностранных инвестиций на 1998 г. составляла 86,0 млн. долл., фактические поступления превысили этот показатель на 63,2% и составили 136,1 млн. долл. С учетом поступлений иностранных инвестиций в проекты развития шельфа только за январь - июль 1999 г. объем иностранных инвестиций в область составил более 920 млн. долл., что превышает годовой объем предыдущего года в 45 раз. По проекту "Сахалин-2" за первое полугодие 1999 г. с российскими подрядчиками было заключено 364 контракта на сумму 16,1 млн. долл., из них с сахалинскими подрядчиками - на 8,5 млн. долл. (53% всех российских подрядов). Такая же картина и по проекту "Сахалин-1", где из 11 контрактов, заключенных с российскими предприятиями в 1999 г. на сумму 5,2 млн. долл., на долю сахалинских предприятий приходится 5 контрактов на сумму 4,0 млн. долл., или 64,7% всех подрядов. Всего по проектам в качестве прямых подрядчиков привлечено 121 российское предприятие, из них 87 - сахалинских. Следует отметить, что августовский кризис 1998 г. не повлиял на развитие шельфовых проектов, в связи с их высокой правовой защищенностью. Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", действуют на основе СРП Добыча нефти и газа на Сахалине началась более 70 лет назад. Сегодня запасы большей части месторождений суши острова исчерпаны. Но в течение последних 20 лет к северо-востоку от острова было открыто несколько крупных залежей углеводородов, в том числе - в 1977 г. месторождение Одопту, в 1979 - Чайво, в 1984 - Лунское, в 1986 - Пильтун-Астохское, в 1989 - Аркутун-Дагинское. Суммарные запасы Сахалинского шельфа, оцениваются в 4 млрд. тонн нефти. Проекты по освоению Сахалинских месторождений действуют на основе Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятым Государственной Думой 14 июня 1995г.
Проект "Сахалин-1". "Сахалин-1" является вторым проектом СРП, который был подписан в 1995 г., вступил в силу в 1996 г., объем инвестиций в российскую экономику составил более 145 миллионов долларов CША при бюджете проекта около 360 млн. долларов США. В объемы инвестиций включены стоимость заключенных компаниями подрядных договоров с российскими подрядчиками и субподрядчиками за 1996-99 гг., а также бонусы по проектам (60 млн. долларов США), взносы в Фонд развития Сахалина по проекту "Сахалин-2" (60 млн. долларов США), возмещение российских затрат на геологоразведочные работы по проекту "Сахалин-2" (8 млн. долларов США), платежи за договорную акваторию и за право на геологическое изучение недр по проектам (0,7 млн. долларов США). Проектом предусмотрена разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных в 7-50 км от северо-восточного побережья острова Сахалин. Глубина моря 20-50 метров. Месторождения являются многопластовыми структурами с нефтегазоконденсатными, газовыми и газоконденсатными залежами на глубинах от 1200 до 2900 метров. Первая скважина, давшая нефть, была пробурена "Сахалинморнефтегазом" на Аркутун-Даги в 1989 г. Соглашение о совместной разведке и разработке шельфа было подписано СССР и Японией в 1975 г. Японская сторона организовала специально под проект государственную компанию Sakhalin Oil Development Co. (SODECO). Полученные под проект СССР первоначальные $180 млн. затем выросли до $300 млн. Но, имеющиеся на тот момент запасы (до открытия в 1989 г. Аркутун-Даги), были недостаточными организации рентабельной добычи, поэтому реализацию проекта была "заморожена". В 1991 г. к переговорному процессу подключился Exxon. В то же время сформировался консорциум по проекту "Сахалин-2". Доли участников проекта "Сахалин-1" распределились следующм образом: Оператор проекта - Exxon Neftegas Limited (США) - 30%, ОАО НК "Роснефть" - 17%, ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - 23%, SODECO (Япония) - 30%. 30 июня 1995 г. правительством РФ и администрацией Сахалинской области было подписано соглашение о разделе продукции с консорциумом, которое вступило в силу в июне 1996 г. С учетом первоначальных геологических запасов и возможной их переоценки в ходе доразведки месторождений были определены суммарные извлекаемые запасы для трех месторождений по нефти - в 290 млн. метрических тонн, конденсату - в 33 млн. тонн и газу - в 425 млрд. кубометров. Пиковый годовой уровень добычи предусматривал 24.1 млн. т нефти и 19.7 млрд. куб. м. газа. За основу был выбран вариант с наиболее высокой внутренней нормой рентабельности по проекту в целом в 21,7%. При этом внутренняя норма рентабельности для консорциума составляет 16%. Капитальные вложения были оценены в $12,7 млрд., эксплуатационные затраты - $16 млрд. Срок окупаемости проекта с начала работ - 12 лет. Общая продолжительность экономически целесообразной разработки месторождений составляет 33 года. Доход РФ в общем доходе по проекту составляет $53,4 млрд., доход консорциума - $48,9 млрд. В 1997 г. по проекту были проведены сейсморазведка месторождений Аркутун-Даги и Чайво, пробурены на месторождении Аркутун-Даги разведочные скважины Даги-6, 7, 8. Бюджет проекта Сахалин-1 составил в 1997 г. составил $186 млн. 20 октября 1997 г. собрание акционеров ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" (50,6% акций у ОАО НК "Роснефть") одобрило получение финансирование своей доли участия на $200 млн., выделение которых обеспечивал голландский АБН АМРО-Банк. В соответствии с решением акционеров "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" могло выступать заемщиком либо самостоятельно, либо совместно с ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" (дочка "Роснефть- Сахалинморнефтегаз"). В середине 1998 г. президент SODECO Киосукэ Ариока заявил, что острые финансовые проблемы Японской государственной нефтяной корпорации не скажутся на ходе выполнения проекта "Сахалин-1". 10 В середине мая 1998 г. НК "Роснефть" полностью погасила накопившуюся задолженность в бюджет проекта "Сахалин-1" за апрель-май ($3,36 млн.). С начала июля 1998 г. в рамках проекта "Сахалин-1" началось применение плавучих буровых установок ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - ПБУ "Эхаби" и "Оха". В середине сентября 1998 г. тогдашний замминистра топлива и энергетики РФ, председатель совета директоров НК "Роснефть" Сергей Чижов заявил, что "Роснефть" рассматривает возможность продажи стратегическому партнеру части собственной доли в проекте "Сахалин-1". Альтернативным вариантом, по словам Чижова, является привлечение западных кредитов под правительственные гарантии. Было сообщено, что "Роснефть" ведет переговоры по этому вопросу с Deutsche Bank и Ex-Im Bank Японии. На сентябрь 1998 г. НК "Роснефть" договорилась с иностранными партнерами о предоставлении отсрочки до 15 октября 1998 г. по платежам в бюджет. 1 октября 1998 г. совет директоров НК "Роснефть" высказался за продажу 49% из доли компании (17%) в проекте "Сахалин-1". Предполагалось, что потенциальный инвестор возьмет на себя обязательства финансирования оставшейся доли "Роснефти" в проекте. По условию продажи части своей доли российская компания также была намерена получить кредит для погашения задолженности в бюджет проекта ($9 млн.). В октябре "Роснефть" продолжила переговоры с иностранными партнерами, пытаясь добиться рассрочки платежей в бюджет проекта на общую сумму $19 млн. В конце октября того же года стало известно о том, что правительство Индии обратилось к российскому правительству с просьбой рассмотреть вопрос о продаже ONGC (национальная нефтяная компания Индии) части долей НК "Роснефть" в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-3". Российская сторона предоставила ONGC документы для изучения 4 месторождений на суше острова Сахалин. Кроме того, индийская компания подписала протокол о намерениях с ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", владеющего лицензиями на освоение вышеупомянутых месторождений - Восточный Оссой, Каурунани, Восточная Хангуза и Уйглекута. В конце 1998 г. Exxon и SODECO выразили согласие на возможную пролонгацию для НК "Роснефть" рассрочки платежей в бюджет проекта "Сахалин-1" до 1 июня 1999 г. Однако с одной оговоркой - в случае неблагоприятного финансового положения российской компании. В конце октября 1998 г. Комитет по охране окружающей среды РФ подал в арбитражный суд Сахалинской области иск на Exxon Neftegas Limited за несанкционированный выброс отходов при оценочном бурении. Ущерб Комитет по охране окружающей среды оценил в 6 млн. рублей. Согласно данным подразделения Комитета на Сахалине (Спецморинспекции), при разработке Аркутун-Даги произошел сброс нефти и нефтепродуктов в количестве 131,13 килограмма, необезвреженных буровых растворов - 2.183 тонны и бурового шлама - 1355 тонн. Для продолжения работ на участке сахалинского шельфа Exxon должна была предоставить ТЭО для экологической экспертизы и выдачи разрешения. Бюджет проекта на 1998 г. составил $198 млн. В декабре 1998 г. впервые появляются сообщения о том, что Министерство топлива и энергетики РФ хотело бы привлечь к реализации проекта "Сахалин-1" еще одну российскую компанию, например, "Газпром" или "ЛУКОЙЛ". Основная цель российской стороны заключалась в сохранении в проекте блокирующего пакета. При этом интерес к приобретению части долевого участия НК "Роснефть" проявили около 15 российских и зарубежных компаний, в числе которых назывались "ЮКОС", "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". В начале января 1999 г. газета "Известия" сообщает о том, что Exxon получила разрешение администрации Хабаровского края на проведение необходимых исследований для изучения возможности строительства газопровода с острова Сахалин в Китай. В середине февраля 1999 г. президент "Роснефти" Сергей Богданчиков объявил, что прием заявок на участие в конкурсе по продаже части доли "Роснефти" в проекте "Сахалин-1" будет завершен 15 марта. Во второй половине февраля 1999 г. Exxon создал совместное предприятие с японскими компаниями для подготовки ТЭО проекта строительства газопровода с острова Сахалин в Японию. Газопровод планировалось сдать в эксплуатацию в 2005 г. Большую часть финансирования проекта взяла на себя Японская государственная нефтяная корпорация. Exxon обязалась выделить 30% средств, оставшуюся часть финансировали "Иточу" и "Марубени". Трубопровод планируется проложить от города Корсаков через территорию северного японского острова Хоккайдо до центральных районов крупнейшего острова Хонсю. "Роснефть" объявила о переносе подведения итогов тендера на продажу части собственной доли в проекте "Сахалин-1" на конец мая 1999 г. В начале июня 1999 г. Exxon и SODECO согласились на пролонгацию для НК "Роснефть" рассрочки по платежам в бюджет проекта "Сахалин-1". Со второй половины августа 1999 г. участники проекта "Сахалин-1" приостановили выполнение программы буровых работ и обратились в Госкомитет по охране окружающей среды РФ с просьбой о выдаче разрешения на проведение буровых работ в 2000 г. Во второй половине сентября 1999 г. консорциум продолжил переговоры с российскими ведомствами по этому вопросу. В середине октября 1999 г. Верховный суд РФ признал незаконным распоряжение правительства РФ от 15 июля 1999 г. об утверждении "Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в районах Дальнего Востока". Это решение означает, что консорциум по проекту "Сахалин-1" не сможет приступить к работам на шельфе до тех пор, пока не будут выполнены все требования российского природоохранного законодательства. В октябре 1999 г. НК "Роснефть" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" погасили долги в бюджет проекта "Сахалин-1" ($37,5 млн.).
Проект "Сахалин-2" Проект предусматривает освоение нефтегазовых месторождений Лунское и Пильтун-Астохское. Месторождения расположены в Охотском море (13-16 км от берега). Суммарные запасы нефти и газа Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составляют 150 млн. тонн и 500 млрд. кубометров. В рамках проекта запланировано строительство завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 млн. т в год. Прямые инвестиции в проект составят не менее $10 млрд. Впервые переговоры по проекту "Сахалин-2" начались в 1988 г. между Миннефтепромом СССР и компанией McDermott (США). В 1991 г. победителем тендера на право разработки ТЭС проекта был признан консорциум, состоящий из компаний McDermott, Marathon (США) и японской Mitsui. В 1992 г. в состав консорциума также вошли Royal Dutch/Shell и Mitsubishi. В марте 1993 г. ТЭО проекта было утверждено российским правительством и стороны приступили к переговорам по условиям проекта. В июне 1994 г. было подписано соглашение между Sakhalin Energy и российским правительством. К реализации проекта консорциум приступил спустя 2 года (из-за отсутствия соответствующей законодательной базы по СРП). В мае 1997 г. из состава акционеров консорциума по проекту "Сахалин-2" вышла McDermott, продав свою 20%-ю долю остальным участникам консорциума за $110 млн. Состав консорциума Sakhalin Energy Investment Ltd. (оператор проекта): Marathon Sakhalin Ltd. - 37,5% Shell Sakhalin Holding - 25% Mitsui Sakhalin Development - 25% Diаmond Gas (дочерняя компания Mitsubishi) - 12,5% В июле 1997 г. президент "Роснефти" Ю. Беспалов сообщил, что компания планирует "присоединиться" к проекту "Сахалин-2" при принципиальном согласии участников. Позднее это подтвердил генеральный директор ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" Сергей Богданчиков, который сообщил, что компания направила участникам проекта "Сахалин-2" заявку с просьбой предоставить российским компаниям 20% участия в проекте. В конце января 1998 г. Sakhalin Energy и "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" подписали контракт, согласно которому российская компания обязалась провести работы по морскому оценочному бурению на континентальном шельфе Сахалина в летний период 1998 г. Стоимость контракта - $12,8 млн. В марте 1998 г. Sakhalin Energy отказалась передать российским компаниям 20% участия в проекте. Представители консорциума сообщили, что, во-первых, Sakhalin Energy намерена дождаться окончательных итогов приватизации "Роснефть" и, во-вторых, Sakhalin Energy сомневается в том, что "Сахалинморнефтегаз" и "Роснефть" располагают суммой в $500 млн., которую необходимо заплатить за выкуп 20%-ной доли участия в проекте "Сахалин-2". Летом 1998 г. спецморинспекция Сахалинского района подала иск на компанию Sakhalin Energy за несанкционированные сбросы нефти и буровых растворов в море. В мае 1999 г. завершен монтаж плавучего нефтегазодобывающего комплекса "Витязь" для добычи нефти в рамках проекта "Сахалин-2". "Витязь" установлен в Охотском море на расстоянии 18,5 км от северо-восточного побережья о. Сахалин. В комплекс "Витязь" входит стационарная ледостойкая платформа "Моликпак", наливное плавучее нефтехранилище (танкер) "Оха" и подводный трубопровод длиной в два километра. Общая стоимость сооружения - более $1 млрд. Главное звено комплекса - добывающая платформа "Моликпак". "Программная" мощность "Витязя" - 10 млн. тонн нефти в год. Первая официальная нефть на шельфе Сахалина в рамках проекта "Сахалин-2" была добыта в начале августа 1998 г. (на Пильтун-Астохском месторождении). Реально же первая нефть с комплекса "Витязь" началась 5 июля. На первом этапе реализации проекта нефть будет экспортироваться только во время навигации (6 месяцев в году), бурение будет проводиться в течение всего года. Сегодня в рамках проекта "Сахалин-2" на Пильтун-Астохском месторождении добывается ежесуточно свыше 680 тонн нефти, однако консорциум предполагал до первой половины 2000 г. увеличить суточную добычу в 8 раз, до конца 2000 года - в 17 раз. План полного освоения Пильтун-Астохского месторождения международный консорциум представил российской стороне в 2001 г. Но Минприроды РФ на основании прокурорского протеста отменило собственный приказ трехлетней давности, которым утверждалось заключение государственной экологической экспертизы второго этапа проекта "Сахалин-2". Sakhalin Energy, подчеркнула, что будет добиваться урегулирования ситуации и сохранения доверия зарубежных потребителей энергоресурсов в Японии, Корее и Северной Америке, перед которыми Sakhalin Energy имеет контрактные обязательства начать поставки в 2008 году. Природоохранная подоплека конфликта очевидна: экологи давно бьют тревогу по поводу сахалинских проектов, и особенно – "Сахалина-2" где допущено множество нарушений: расположение нефтяных платформ в местах обитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, выброс грунта, извлеченного при бурении скважин, прямо в море, прокладка нефтепровода в сейсмически опасных районах и так далее. Экологам уже удавалось добиться отвода маршрут морской части нефтепровода от пастбища китов (банки, кредитующие строительство приостановили кредитование, акции Sakhalin Energy упали в цене, и компания вняла рекомендации экологов). СРП было заключено 12 лет назад, проект реализуется уже 4 года и, с точки зрения российских властей, там не было проблем И вдруг проблемы образовались, причем, не только в процессе строительства, но и на уровне давно утвержденной проектной документации! Зарубежные эксперты сходятся практически на одной версии: Россия хочет потеснить иностранцев в сфере добычи нефти и газа на своей территории. Причем не только в рамках проекта "Сахалин-2", но и в других аналогичных ему, то есть разрабатывающихся на основе СРП. Например, Ковыктинского, где участвует ВР, или Харьягинского, доставшегося французской Total. Иностранным инвесторам дали понять, что если они пустят в эти проекты "Газпром" или "Роснефть", то проблем у них будет меньше. Российские нефтегазовые компании уже достаточно окрепли для более полноценного участия в этих проектах. Кроме того, условия СРП, заключенного в середине 1990-х гг., уже невыгодны России. Оно подразумевает, что иностранные компании, разрабатывая российские месторождения, сначала компенсируют свои инвестиции в проект, а затем уже начинают делиться с государством. То есть Россия начнет ощущать пользу от СРП только через 7-15 лет после начала его реализации. То есть СРП-2 – «нефтяная концессия». Риски возложены на российскую сторону, прибыль иностранных компаний гарантирована. Российская сторона находится в крайне невыгодных контрактных условиях. Проект «Сахалин-2» можно было бы осуществлять со значительно большим социально-экономическим эффектом для области и для общего укрепления позиций России в АТР. Но для развития промышленного и социально-экономического потенциала Сахалина крайне важны трубопроводы на юг острова. После замещения кредитов Россия сможет найти основания для пересмотра СРП. До недавнего времени проект юридически был защищен и успешно противостоял конкурентам. При возможном пересмотре условий более целесообразно вводить схему «золотого деления»: 30% углеводородов – российской стороне с даты начала освоения, 70% – инвестору на возмещение затрат. После возмещения затрат инвестора ему поступает 30%, российской стороне – 70%. А перечень возмещаемых затрат и невозмещаемых затрат инвестора как и алгоритм учета фактических поступлений от продажи углеводородов требует уточнения. Таким образом, реализация проекта вызвала многочисленные сомнения в его выгодности для российской стороны. Участники СРП-2 необоснованно увеличили проектную стоимость с 12 млрд. долларов на начальной стадии до 23 млрд. долларов к середине 2008 г. Были допущены многочисленные нарушения в вопросах экологической безопасности. Штрафные санкции Росприроднадзора исчислялись миллиардами долларов. В результате контрольный пакет акций на рыночных условиях перешел к Газпрому и в освоении месторождений проекта наступил новый, более оптимистичный этап.
Проект "Сахалин-3". Проект предсматривает разработку Киринского (находится в 50 км от берега, глубина моря - 150 м), Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков. Прогнозные запасы блоков: Киринский - 6878 млн. тонн нефти и 873 млрд. кубометров газа; Аяшский - 330 млн. тонн нефти; Восточно-Одоптинский - 250 млн. тонн нефтяного эквивалента Лицензия на освоение Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков принадлежит компании Exxon, владельцами лицензии на разработку Киринского блока являются Mobil и Texaco, выигравшие тендер на разработку блока в 1993 г. В ноября 1997 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и Exxon (победитель тендера на освоение Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков в 1993 г.) провели первый раунд переговоров по вопросу участия российских компаний в реализации проекта "Сахалин-3". В марте 1998 г. была достигнута принципиальная договоренность о вхождении российских компаний в проект "Сахалин-3". Весной 1998 г. компания Mobil сообщила, что начинает разведочное бурение на Киринском блоке. Mobil и Texaco на тот момент уже инвестировали в проект около $30 миллионов. В июле 1996 г. состоялось подписание соглашения между НК "Роснефть" и ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" с одной стороны и компаниями Mobil и Texaco с другой, о включении российских компаний в состав участников по освоению Киринского блока в рамках проекта "Сахалин-3". Объем инвестиций в проект в зависимости от результатов разведочного бурения колебался от $7 до 11 млрд на первой фазе реализации проекта, который в общем рассчитан на 30 лет. В середине сентября 1998 г. председатель совета директоров НК "Роснефть" Сергей Чижов заявил, что российские компании получат в этом проекте 33,3% долевого участия. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $13 млрд. "Протокол о принципах участия в проекте "Сахалин-3" был подписан Exxon и российскими компаниями в конце декабря 1998 г. В соответствии с этим документом, 66,7% участия в проекте принадлежат Exxon, остальные 33,3% на паритетных началах разделены между "Роснефтью" и "Роснефть-Сахалинморнефтегазом". Exxon будет финансировать долю российских участников в геологоразведочных работах на условиях риска до момента, когда начнется коммерческое освоение месторождения на условиях СРП. В начале января 1999 г. правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о разработке Киринского блока проекта "Сахалин-3" на условиях СРП. Распоряжение об этом было подписано премьер-министром РФ Е.Примаковым 6 января 1999 г. В начале февраля 1999 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и "Сахалинская нефтяная компания" объявили о решении создать совместное предприятие для участия в проекте "Сахалин-3". Новая компания получила в проекте 10% долевого участия. 11. Кроме совместных проектов добычи нефти и газа, соглашение предусматривает сотрудничество в области производства электроэнергии и сбыта нефтепродуктов на острове. В качестве основного вклада в уставной капитал новой компании администрация намеревалась передать лицензии на нефтяные месторождения при одобрении местной Думы. Администрация имеет право самостоятельно распоряжаться недрами на шельфе Сахалина в пределах 12-мильной зоны. Как заявил губернатор Сахалинской области И. Фархутдинов, администрация хотела бы вместе с ЦТК стать участником создающихся международных консорциумов по освоению сахалинского шельфа, причем к создающимся губернатор причислил проекты "Сахалин-3", "Сахалин-4", "Сахалин-5" и "Сахалин-6". В середине апреля 1999 г. правительственная комиссия одобрила включение Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков проекта Сахалин-3 в число участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции. В начале мая 1999 г. президент РФ Ельцин подписал закон о разработке Киринского блока проекта Сахалин-3 на условиях раздела продукции. Закон был принят Государственной Думой 14 апреля и одобрен Советом Федерации 22 апреля. В начале августа 1999 г. российское правительство приняло решение об образовании комиссии по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции по Киринскому блоку проекта "Сахалин-3. Проект "Сахалин-4" Во второй половине апреля 1998 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" и американская компания ARCO подписали соглашение о создании альянса в целях разработки и добычи углеводородного сырья на месторождениях сахалинского шельфа в рамках проекта "Сахалин-4". В соответствии с документом, российские компании получают по 25,5% долевого участия в проекте, ARCO - 49%. Для реализации проекта создана совместная проектная компания, которая является оператором проекта. До подтверждения коммерческих запасов на Астрахановской структуре (лицензия принадлежит "Роснефть- Сахалинморнефтегазу") все затраты по проекту несет американский партнер. К концу 1999 г. НК "Роснефть" намеревалась подписать соглашение с ARCO о совместном проведении геологоразведочных работ на Астрахановской морской структуре. В 2000 г. в рамках проекта "Сахалин-4" пробурена одна разведочная скважина и проведена интерпретация данных сейсморазведки. Общая стоимость разработки Астрахановской морской структуры составит $2,6 млрд., срок проведения геологоразведочных работ - не менее 6 лет, прогнозные извлекаемые запасы газа - 90 млрд. кубометров. На данный момент продолжаются разведочные работы. Проект "Сахалин-5" В начале марта 1998 г. ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и British Petroleum подписали протокол о намерениях по разработке месторождений сахалинского шельфа в рамках проекта "Сахалин-5". При этом представители BP не исключили вероятности того, что в реализации проекта примет участие стратегический партнер британской компании - российская "СИДАНКО". К маю 1998 г. British Petroleum, НК "Роснефть" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" сформировали стратегический альянс для участия в тендере по проекту "Сахалин-5". Причем российские компании должны были получить в общем 51% в альянсе. В конце июля 1998 г. British Petroleum выиграла тендер на участие в проекте "Сахалин-5" по разработке перспективного нефтеносного блока на северной части шельфа Сахалина в районе поселка Рыбновск (Восточно-Шмидтовский блок). Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 600 млн. тонн нефти и 600 млрд. куб. метров газа. Предполагаемый год начала промышленной добычи сырья - 2010, максимальный годовой уровень добычи нефти - 35,5 млн. тонн, газа 34,2 млрд. куб. метров. Британская компания возьмет на себя все затраты на проведение геологоразведочных работ на участке "Сахалин-5". Совместное финансирование проекта начнется после объявления о коммерческом открытии месторождения. В начале декабря 1999 г. губернатор Сахалинской области И.Фархутдинов заявил, что BP Amoco, вне зависимости от того, как будет разрешена ситуация с НК "СИДАНКО" (где ВР является одним из основных акционеров), не выйдет из состава участников проекта "Сахалин-5". На данный момент продолжаются разведочные работы.