Институциональные преобразования и развитие институтов рынка
Институциональные преобразования являются одним из важных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на перспективу. Стратегической целью институциональных преобразований согласно НСУР-2020 является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны.
Институциональные преобразования в условиях трансформации экономики необходимо рассматривать как системные, а экономику — как институциональную систему, т.е. совокупность отдельных институтов. В основном к институциональным преобразованиям относят реформирование собственности, развитие предпринимательства, формирование рыночной инфраструктуры. Основные направления институциональных преобразований представлены на рисунке 7.1.
Рисунок 7.1 – Направления институциональных преобразований
Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.
Рыночная экономика – экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Согласно институциональной теории рынок определяется как совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:
частная собственность;
добровольная и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;
конкуренция и устранение монополизма.
Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. В соответствии с наиболее признанной формулировкой под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании, или как правила игры в тех или иных секторах общего социального пространства.
Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.
Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.). К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома товарные биржи.
В переходный период рыночные институты развиты еще недостаточно. Но постепенно, в том числе и в Республике Беларусь, зарождается конкурентная среда; действуют рыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Созданы почти все элементы рыночной системы, негосударственные финансовые учреждения, в том числе коммерческие банки, страховые компании, фондовые биржи и т.д. (в 1991 г. было создано 15 различных бирж, в 2004 г. – их количество сократилось до 2). В Республике Беларусь функционируют ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа", которая создана в 2004 г. в целях совершенствования механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, повышения прозрачности торговых операций, а также развития организованного оптового рынка в республике путем исключения посреднических звеньев. В настоящее время Белорусская универсальная товарная биржа проводит торги по трем секциям: металлопродукция, сельхозпродукция и лесопродукция.
Рынок земли.Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле(вступил в силу 1 января 2009 г.) собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для:
строительства и (или) обслуживания жилого дома;
обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;
ведения личного подсобного хозяйства;
коллективного садоводства и дачного строительства.
Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона.
Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
земли лесного и водного фондов;
земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;
земли общего пользования.
Рынок труда – многоуровневая система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда и выполняющие для этого многочисленные функции как на макро так и на микроуровне.
Комплекс проблем воспроизводства рабочей силы, как: условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и др., решается соответствующими государственными и общественными структурами в рамках конституционных гарантий основных прав человека.
Опыт развитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов, т.е. формирование законодательной и нормативной баз, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества и граждан. В переходной экономике Беларуси не развиты в достаточной степени рыночные институты (конкуренция, частная собственность, мобильность рабочей силы). Поэтому функции регулирования рынка труда, которые должен выполнять рынок, пока остаются за государством.
Государственное регулирование рынка труда – это целенаправленное воздействие на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством экономических и административных методов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержания безработицы в пределах социально допустимого уровня.
Правовые рамки регулирования рынка труда и занятости населения установлены Конституцией Республики Беларусь и Трудовым кодексом, решающим задачи:
- Регулирование трудовых отношений;
- Развитие социального партнерства между нанимателями, работниками и государством;
- Установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Рынок капитала на Западе складывался в течение нескольких столетий, в Республике Беларусь идет становление. Рынок капитала представлен в основном банковскими ссудами. Больше развит рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения.
Рынок капитала является составной частью финансового рынка, обеспечивая движение долгосрочного капитала.
Финансовые рынки, как правило, охватывают рынок золота, рынок капитала. Финансовый рынок включает также денежный, который обеспечивает движение краткосрочного капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов. Ссудно-заемные операции с капиталом организуются и оформляются в кредитной сфере финансовых рынков. Кредитный рынок – одна их составляющих финансового рынка – представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности. Валютный рынок является частью денежного.
Все рынки в рамках процесса воспроизводства находятся в тесном взаимодействии. Их взаимосвязи учитываются в полной макроэкономической модели, где определяются объемы производства и занятости, процентные ставки, заработная плата и цены.
Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. Ключевыми проблемами при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.