Семинар 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативные издержки. КПВ
1. У студента есть несколько часов свободного времени, которое может быть потрачено либо на подготовку к занятиям, либо на просмотр фильма, либо на уборку квартиры. Студент считает, что важнее всего подготовиться к занятиям, менее важно – посмотреть фильм, и еще менее важно – сделать уборку. Найдите альтернативную стоимость: а) подготовки к занятиям; б) просмотра фильма; в) уборки квартиры.
2. Студент учится в университете и получает стипендию 200 руб., а также тратит на канцтовары и дополнительную литературу 100 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 1000 руб.
Определите его альтернативные затраты на обучение в университете.
3. Программист Петрова зарабатывает в час 120 руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 100 руб. за кг нужно стоять час, за говядиной по 150 руб. за кг очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Для ее матери?
4. Арендатор снимает дом и платит его хозяину 10 000 долл. в год, храня остальные средства в банке, что приносит ему 9% годовых. Дом стоит 140 000 долл. Представляет ли он интерес для арендатора как потенциального покупателя? Почему?
5. Анна имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 80 руб. в час в обычное рабочее время с 9.00 до 18.00 ч. Других возможностей получить работу она не имеет. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени в интервале с 20.00 до 8.00 ч.?
6. Инженеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 12 000 руб. Жена предлагает инженеру покрасить дом самому, так как в молодости он был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. и сэкономит семье деньги. Инженер завален работой и обычно зарабатывает 700 руб. в час. Рационально ли инженеру с экономической точки зрения красить дом самому? Какова цена правильного выбора?
7. При постройке многоквартирного дома значительные средства уходят на поиск более дешевых материалов и услуг подрядчиков. Ожидаемая цена строительства при удачном поиске дешевых ресурсов составляет 50 млн. руб.
а) Стоит ли застройщику тратить на поиск дешевых ресурсов 60 дней, если:
- при использовании первых попавшихся ресурсов строительство обойдется на 25 % дороже;
- за эти 60 дней, не отвлекая работников на поиск дешевых ресурсов, застройщик может заработать 10 млн. руб.
б) Сколько должен стоить дешевый вариант строительства, чтобы поиск дешевых ресурсов был нерациональным?
8. Иван Иванович хочет отремонтировать квартиру. Он может нанять мастеров и заплатить им 15 000 руб., а может сделать всё сам, тогда ремонт будет стоить ему только 5 000 руб. (цена материалов). Но ему придется взять отпуск без сохранения заработка. В день он зарабатывает 500 руб. Какое максимальное число дней может потратить на ремонт Иван Иванович, чтобы не нести убытков?
9. Савелий намеревается купить импортный автомобиль. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 30 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит автомобиль на 30 % дороже. Какова должна быть минимальная цена автомобиля, чтобы рационально мыслящему Савелию стоило искать дешевый вариант, если в день он зарабатывает 1 000 руб.?
10. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолётом. Стоимость проезда поездом 100 дол., самолётом — 250 дол. В путешествие собираются индивиды А, В и С. Их часовые ставки оплаты труда соответственно 20 дол./ч, 30 дол./ч, 50 дол./ч. Какой вид транспорта рационально выберут эти индивиды?
11. На путешествие самолетом из Москвы в Барнаул менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. руб., а железнодорожный билет - 580 руб. Сколько должен зарабатывать в будний день менеджер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно, с чисто экономических позиций, лететь или ехать поездом в следующих ситуациях:
а) лететь в будний день, ехать поездом 4 будних дня;
б) лететь в будний день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;
в) лететь в будний день, ехать поездом 2 будних дня и 2 выходных;
г) лететь в выходной день, ехать поездом 4 будних дня;
д) лететь в выходной день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;
е) лететь в выходной день, ехать поездом 2 будних дня и 2 выходных.
12. Средневековый кузнец специализировался на мечах и плугах. Могла ли его кривая производственных возможностей за год описываться следующими данными?
Мечи, шт. | |||||||
Плуги, шт. |
13. Штирлиц получил донесение, что кривая производственных возможностей противника проходит через точки А(24, 14), В(8, 26), С(32,0), D(18, 20), Е(0,30). Не является ли это сообщение дезинформацией?
14. Может ли точка D(6, 10) принадлежать кривой производственных возможностей АВС, проходящей через точки А(18, 0), В(8, 13), С(13, 7)?
15. Изучите таблицу производственных возможностей выпуска двух товаров:
Производственные альтернативы | Тракторы (тыс. шт.) | Минометы (тыс. шт.) |
А | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F | ||
G | ||
H |
Определите:
а) какую форму имеет кривая производственных возможностей;
б) каковы альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы;
в) как меняются эти альтернативные издержки (падают, растут, не изменяются) при движении от А к Н?