Новая государственная программа снижения безработицы

Важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в современной России является переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в «Концепции действий на рынке труда на 2011-2014гг.», которая была одобрена распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 г. за №568-р [12]

Данная концепция достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представляет тенденции, что сложились на российском рынке труда с 90-х годов прошедшего века. Также в концепции учитываются все наиболее острые проблемы рынка труда.

Основная задача на рынке труда - повышение эффективности занятости. Для ее решения существует ряд приоритетных направлений. К ним относятся:

- предоставление социальных гарантий для безработных и незащищенных групп населения;

- разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти;

- обеспечение свободного перемещения трудовых ресурсов по территории и отраслям страны;

- поддержка малого предпринимательства;

- регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В Концепции Правительство Российской Федерации специальное направление деятельности - это содействие занятости, стимулирование создания дополнительных и сохранения существующих рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на рынках труда.

Для того, чтобы решить задачи, представленные в этом направлении нужно применить широкий, но довольно целенаправленный спектр мер:

- оценка со стороны экспертов последствий вступления страны в ВТО;

- налоговое стимулирование созданных рабочих мест;

- реализация и разработка специальных программ для увеличения производительности труда;

- анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (например, таких как угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности);

- поддержка малого предпринимательства для создания рабочих мест и для развития инфраструктуры;

- создание новых механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства;

- усовершенствование социального планирования в организациях;

- создание консультационных пунктов на тех предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и пр.

В концепция предлагается комплекс мер, которые приведут к развитию региональных рынков труда, предусмотрены территориальные программы содействия занятости, а именно:

1) указана необходимость выполнения мер для повышения занятости на Северном Кавказе;

2) поставлена задача осуществлять дополнительное инвестирование местных учебных заведений с помощью сил отдельных хозяйственных организаций;

3) указана необходимость разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями;

4) указана необходимость развития местных инициатив по поддержанию занятости.

Также выделена, как отдельное направление деятельность правительства Российской Федерации, проблема регулирования трудовой миграции. В мероприятиях этого направления нужно подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите, на первое место поставлена задача точного учета безработных по группам и категориям. Это нужно для реализации принципа адресности в работе служб занятости. Предусматривается, кроме этого, разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

Для оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступности информации для клиентов этих служб.

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать вывод, что данная Концепция, в целом, представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе был проведен теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы, которые могут способствовать снижению безработицы.

Проблема безработицы - одна из фундаментальных проблем в развитии и функционировании всего общества. Значительный рост уровня безработицы неизбежно происходит при переходе к рынку.

К факторам, которые предопределяют безработицу, можно отнести следующее: научно-технический прогресс (приводит к сокращению, прежде всего, работников ручного труда); структурные изменения в экономике (приводят к уменьшению числа занятых в отдельных отраслях производства); повышение производительности труда (ведет к уменьшению числа занятых).

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей и для каждого человека. Среди этих последствий можно выделить рост смертности от сердечных заболеваний; увеличение числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах; ухудшение отношений в семье; рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

В работе особое внимание уделялось исследованию конкретных методов, применение которых приводит к снижению безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.

Работа, проведенная в ходе исследования темы курсовой работы, дает возможность сделать ряд выводов.

В разработке основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагается провести предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявить те ее формы и виды, которые приводят к большому экономическому и социальному ущербу личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Такой анализ позволяет отметить то, что основная возможность снижения безработицы на сегодняшний день - это активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

На рынке труда новая активная политика должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям. Также она должна ориентироваться на долгосрочный период.

Кроме того, крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив, сложившихся на региональных рынках труда. В этом процессе нужно учитывать уже существующий в России опыт профилактики и защиты от безработицы.

В современной России нужно расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения позволит смягчить социальную напряженность, которая существует в сфере трудовых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория, М.: Юрайт,2008. - С.391.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2006. – с.389

3. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 2011. - №1. – с.203

4. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – С-Пб.: Питер. – 2010. – 186 с.

5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – С-Пб.: Питер, 2005. – 480 с.

6. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. - /Вопросы экономики, 2012. - №1. – с.201

7. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2010. – 156 с.

8. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. - М.: 2007. – с.307

9. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: Учебник для ССУЗов. Феникс, 2006. – с.369

10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2011. – 309

11. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. Финансы и статистика, 2009. – с.402

12. «Концепции действий на рынке труда на 2011-2014гг.», одобренная распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 г. за №568-р

13. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2009. – с.376

14. Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. – 2012. – №10. – С.197.

15. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости. – М.: Инфа-М, 2010. – 179 с.

16. Носова С.С. Экономическая теория - М.: "Владос", 2004. – с.378

17. Нуреев P. M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2006. – с.394

18. Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 328с.

19. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в I полугодии 2012 года // Российская газета. 2012.- с.203

20. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2011. – 384 с.

21. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда. Учебное пособие.М., 2008. – с.386

22. Р.Г. Янбарисов Экономическая теория. М.: ИД "ФОРУМ" - ИНФРА-М, 2011. – с.357

23. Российский статистический ежегодник, 2011. Стат. Сборник/Госкомстат России. – М., 2011. – 806 с.

24. Российский статистический ежегодник, - М., Финансы и статистика, 2012. – с.536

25. Рынок труда: Учебник для вузов (под ред. Буланова В.С., Волгина Н. А.) Изд.2-е, перераб., доп. - М.: Экзамен, 2003. – с.401

26. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448 с.

27. Труд и занятость в России: Статистический сборник, - М., ГКС. 2011. – с.297

28. Федаральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/

29. Экономическая теория: учеб. / под общ. Ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2009. – c.411

30. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: Теория и государственная политика. М., 2010. – с.374

Наши рекомендации