А) Метод северо-западного угла
Заполнение распределительной таблицы начинают с клетки (1;1), при этом . Далее смещаются или по строке вправо или по столбцу вниз до клетки . Заполненные клетки должны распространяться так, чтобы их можно было соединить ломаной линией, звенья которой взаимно перпендикулярны.
Пример. Построить методом северо-западного угла начальный опорный план для транспортной задачи: поставщики а = (20; 30; 40); потребители = (15; 35; 20; 20); тарифы перевозок
Найти стоимость перевозок.
Решение. Строим распределительную таблицу и находим груз х11 = min (20; 15) = 15. По первому столбцу не перемещаемся, так как спрос І потребителя удовлетворен. Перемещаемся по І строке в клетку (1; 2):
х12 = min (а1 – х11; b2) = min (5; 35) = 5.
Теперь переходим по ІІ столбцу в клетку (2; 2):
х22 = min (30;b2 – х12) = min (30; 30) = 30.
Так как спрос ІІ потребителя удовлетворен и у ІІ поставщика продукция уже выбрана, то переходим к клетке (3; 3):
х33 = min (40; 20) = 20.
х34 = min (а3 – х33; b4) = min (20; 20) = 20.
Таким образом, получен план перевозок:
Для подсчета стоимости перевозок нужно количество груза в каждой заполненной клетке умножить на соответствующий тариф в этой клетке и результаты сложить.
.
Б) Метод минимального элемента (наименьшей стоимости).
Строим распределительную таблицу и начинаем ее заполнять с той клетки, в которой наименьший тариф.
Пример. Построить начальный опорный план методом минимальной стоимости и найти транспортные расходы для транспортной задачи: поставщики а = (20; 30; 40); потребители = (15; 35; 20; 20); тарифы перевозок
Решение. Строим распределительную таблицу и начинаем ее заполнять с клетки (2; 1), т.к. в ней наименьший тариф х21 = min (30; 15) = 15.
Потом заполняем клетку (3; 2) с тарифом с32 = 3;
х32 = min (40; 35) = 35.
Далее х33 = min (а3 – х32; b3) = (5; 20) = 5;
х14 = min (20; 20) = 20;
х23 = min (а2 – х21; b3 – х33) = min (15; 15) = 15.
.
Сравнивая значение Z в а) и б), видим, что учитывая стоимости перевозок, затраты при втором методе значительно меньше.
Рангом матрицы системы (2) называют число , т.е. количество строк плюс количество столбцов и минус единица. Если число заполненных клеток в распределительной таблице равно рангу матрицы, то полученный план называется не вырожденным. В противоположном случае – вырожденным.
В пунктах а) и б) , а число заполненных клеток 5. Следовательно, полученные планы – вырожденные.
Метод потенциалов. Признак оптимальности опорного плана.
Допустимое решение транспортной задачи является оптимальным тогда и только тогда, когда можно найти такие числа – потенциалы , и , , которые удовлетворяют следующим условиям:
I. для всех заполненных клеток; (5)
II. для всех пустых клеток. (6)
На основании первого условия оптимальности потенциалы находят из условий и один, произвольно выбранный, потенциал приравнивают к нулю, например .
Если при проверке второго условия оптимальности окажется, что для всех незаполненных клеток, то опорный план оптимален и соответствующее значение целевой функции Z определяет минимальные расходы. Если же найдется хотя бы одна клетка, для которой , то план не оптимальный и можно перейти к нехудшему опорному плану.
Переход к нехудшему опорному плану.
Переход к не худшему опорному плану осуществляют при помощи цикла перераспределения груза. Цикл представляет собой замкнутую ломаную, звенья которой взаимно перпендикулярны и вершины цикла, кроме одной, находятся в заполненных клетках.
Приведем примеры разновидностей форм циклов:
В каждом случае только одна вершина цикла находится в незаполненной клетке. Ее называют началом цикла и определяют по наибольшему нарушению условия оптимальности (6), т.е. по максимальной оценке . Клетке начала цикла присваивают знак «+», во всех остальных вершинах цикла знаки чередуют «–»,«+» и т.д. Из клеток цикла со знаками «–» выбирают ту, в которой находится минимальный груз. Это и будет то количество груза, которое нужно перераспределить по циклу, т.е. в клетке со знаком «+» это количество груза прибавляется, а со знаком «–» – вычитается. Клетки, которые не задействованы в цикле, остаются неизменными.
Таким образом, получаем новый опорный план. Подсчитываем транспортные расходы, которые должны быть не более предыдущих. В противном случае где-то допущена ошибка. Новый план опять проверяем на оптимальность, используя условия (5) и (6). Если план оптимальный, то задача решена. Если же план опять не оптимальный, то работаем, согласно пункту 3) до получения оптимального плана и нахождения Zmin.