Понятие о точности измерений

ти определяется близостью результатов измерений к истинному значению ФВ. Как ни странно, говоря о точности, как правило, употребляют выражение “погрешность измерения”. Погрешность измерения определяется несовершенством методов измерений, изменением условий измерения. Разность между истиной величиной и результатом измерения – количественная оценка погрешности. Величина обратная модулю этой погрешности - есть точность измерения:

Понятие о точности измерений - student2.ru

где δ- относительная погрешность,

ε – точность,

Δ - абсолютная погрешность.

Выражение “точность измерения равна 1 %” с точки зрения теории измерения бессмысленно. Правильно говорить “погрешность измерения равна 1 %”. Это общепринятое положение оценивать погрешность измерения не в абсолютных, а в относительных единицах.

Рассмотрим основные понятия, связанные с погрешностью. На схемах 1 и 2 даны два возможных способа классификации погрешностей.

Надо отметить, что истинное значение измеряемой величины неизвестно, т.к. любое измерение это только процесс приближения к истинному. С заданной точностью (погрешностью), т.е. истинное значение - идеальное значение, отражающее в качественном и количественном отношении свойства ФВ. Вместо идеального используют понятие действительного значения (ДЗ). ДЗ получено экспериментальным путем и настолько приближено к истинному, что может быть принято за него.

Основные виды погрешностей.

1. Абсолютная погрешность измерения - разность результатов измерений и истинного значения измеряемой величины:

Δ = хизм – хист

2. Относительная погрешность - отношение абсолютной погрешности к истинному значению ФВ. Обычно выражается в процентах (%):

Понятие о точности измерений - student2.ru

При этом за истинное, как уже было сказано, принимают ДЗ. Это может быть среднее значение множества измерений, показания образцового средства измерения или теоретически рассчитанное.

3. Абсолютная погрешность средств измерений - разность показаний прибора и истинного значения измеряемой величины:

Δ = хпр - хист или в реальности

Δ = хпр – хдз

4. Приведенная погрешность (ПП) - связана с нормируемой метрологической характеристикой (НМХ) средства измерения. ПП - это отношение абсолютной погрешности к нормирующему значению, которое выражается в %:

Понятие о точности измерений - student2.ru

Нормирующее значение хN для измерительных приборов с равномерной (или почти равномерной) шкалой это большее (для приборов с односторонним пределом измерения или безнулевой шкалой) значение предела показаний или модуль большего предела (для двухсторонних шкал). Для измерительных приборов в последнем случае разрешается устанавливать хN, равное сумме модулей пределов измерения.

Диапазон измерений представляет собой часть диапазона показаний. Для него нормированы допустимые погрешности.

Для средств измерений физических величин, где принят а шкала с условным нулем, нормирующим значением является модуль разности пределов измерений (измерители температуры, где число 0 ºС является условным).

Если в средстве измерения установлено номинальное значение, то за хN принимается оно.

Для средств измерения с существенно неравномерной шкалой хN равно всей длине шкалы или ее части, равной диапазону измерения, который входит в диапазон показаний. Эти определения нормируются соответствующим ГОСТом (гост 8.401-80. Обеспечение единства измерений. Классы точности). Все вместе может быть пояснено таблицей 1.

Понятие о точности измерений - student2.ru

Понятие о точности измерений - student2.ru

Две схемы классификации погрешностей

6. Государственный метрологический надзор за средствами измерений.

Данный закон был принят Верховным Советом рф в апреле 1993 г.

Обеспечение единства измерений в России до перехода к рыночной экономике осуществлялось централизованным управлением. Все средства измерений находились под государственным надзором. Это определило высокий уровень поддержания единства измерений в стране, но и требовало значительных затрат.

Переход к рыночным отношениям, появление иных форм собственности, кроме государственных, привели к возникновению противоречий между требованиями к выполнению метрологических работ, которые были введены при централизованной экономике, и требованиями при переходе к рыночной экономике.

Таким образом, принятие Закона «Об обеспечении единства измерений» было обусловлено необходимостью пересмотра правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности в соответствии с условиями переходи к рыночной экономике.

Основная цель Закона — защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики рф от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Такая широкая направленность Закона, а именно, защита экономики, не свойственна законодательству зарубежных стран.

Однако сегодня, в условиях сохранения значительного удельного веса государственного сектора экономики России, полный отказ от государственного регулирования вопросов метрологии в производственной сфере был бы преждевременным.

Обеспечение единства измерений всегда было и есть важнейшей государственной функцией. Анализ опыта зарубежных стран показывает, что и в них обеспечение единства измерений — сфера государственного управления.

В США обеспечение этой функции поручено Министерству торговли и промышленности, ему подчиняется национальный институт эталонов и технологий (НИСТ), в Англии эту функцию выполняет Государственный секретарь по торговле и промышленности, и он отвечает за деятельность Национальной физической лаборатории (НФЛ), в Германии — Министерство экономики, которому подчинен Физико-технический институт (ПТБ).

в соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

к компетенции Госстандарта России относятся следующие основные функции:

· установление правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;

· осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

· руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

· утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

· утверждение государственных эталонов, которые находятся в ведении Госстандарта России;

· отнесение технических устройств к средствам измерений;

· организация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных, координация их деятельности;

· аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;

· утверждение типа средств измерений;

· ведение Государственного реестра;

· аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

7. Утверждение типа средств измерений.

Утверждение типа средств измерения.

Утверждение типа средств измерения – это правовой акт государственной метрологической службы, заключающийся в признании типа средства измерения пригодным для серийного выпуска.

Тип средств измерения – это совокупность средств измерений одного и того же назначения, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же документации и технологии.

Система испытаний и утверждение типа средств измерения включает:

1) Испытаний средств измерений с целью утверждение типа.

2) Принятие решения об утверждении типа средства измерения, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа.

3) Испытание средств измерений на соответствие утверждённому типу.

4) Признание уведомления типа или результатов измерения типа, проведённых компетентными организациями зарубежных стран.

5) Информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.

Организационно в систему входят:

1) Научно техническая комиссия по метрологии и измерительной техники государственного стандарта России.

2) Управление метрологии государственного стандарта России.

3) ВНИИ метрологической службы.

4) Государственные центры испытаний средства измерений и органы государственной метрологической службы.

На испытание средств измерения для целей утверждений типа предъявитель представляет:

1) Образцы средств измерений.

2) Программу испытаний типа.

3) Проект технических условий на это средство измерений.

Периодический контроль испытаний изделий на соответствие утверждённому типу проводят в следующих ситуациях:

1) При наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств измерений.

2) При внесении в конструкцию или технологию изготовления средств измерения изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики.

3) При истечении срока действия сертификата об утверждении типа.

4) В случае выдачи лицензии на право производства средств измерений предприятию не являющемуся изготовителем образцов средств измерений по результатам которых утверждён их тип.

8. Поверка средств измерений.

Поверка средств измерений.

Поверка средств измерения – это совокупность операций выполняемых органами ГМС с целью определения и подтверждения соответствия средств измерения установленным техническим требованиям.

В соответствии с законом «об обеспечении единства измерений» средства измерений, подлежащие государственному метрологическому надзору подвергаются проверке при выпуске из производства или ремонта при вводе по импорту и эксплуатации.

Поверка производится физическим лицом, аттестованным в качестве провертеля.

Результат проверки – это подтверждение пригодности средств измерения к применению или признание непригодности средств измерения.

Виды проверок средств измерений:

1) Первичная проверка – ей подвергаются те средства измерений, утверждённых типов, которые произведены или отремонтированы в России, а так же введены по импорту за исключением ситуаций действия соглашения о взаимном признании результатов поверки между государственным стандартом России и национальным органом метрологии в другой стране.

При утверждении типа средств измерения на каждое из них оформляется сертификат об утверждении типа, а первичную поверку данное средство измерения не проходит.

2) Периодическая поверка – ей подлежат находящиеся в эксплуатации (или хранящиеся) средства измерения.

3) Внеочередная поверка – её проводят при эксплуатации или хранении средств измерения в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма; утрате свидетельства о поверке; в случае ввода средств измерения после длительного хранения и так далее.

4) Инспекционная поверка – проводится для выявления пригодности средств измерения при осуществлении государственного метрологического надзора.

5) Экспертная поверка – проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам и исправности средств измерения и пригодности их применения.

9. Общие сведения о стандартизации.

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе конценцусса и принятый признанным органом по стандартизации.

В стандарте устанавливаются правила и принципы, касающиеся различных видов деятельности.

Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в определённо области по средством установления положений для общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных затрат.

Система стандартизации призвана поддерживать в активном состоянии:

1) Единый технический язык.

2) Унифицированные ряды важнейших технических характеристик.

3) Типоразмерные ряды и типовые конструкции.

4) Достоверные справочные данные о свойствах материалов.

Функции стандартизации:

1) Экономическая функция – выражает себя через вклад в стандартизацию НТП, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса.

2) Информационная функция – проявляет себя через создание нормативных документов классификаторов, каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции.

3) Социальная функция – проявляет себя через включение в нормативны документы таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности.

4) Коммуникативная функция – выражает себя через достижения взаимопонимания в обществе путём обмена информации. Этому способствуют стандартизованные термины, единые правила оформления документации. Эта функция способствует преодолению барьеров в торговле, обеспечивает сотрудничество в научной деятельности.

10. Виды и категории стандартов.

1) Международные стандарты – документы, определяющие качественные характеристики товаров и применяемые в международной торговле. Международные стандарты имеют приоритет над национально-государственными стандартами и применяются при сертификации продукции, её экспортировании, допущения для участия в тендерах и так далее.

Общепризнанными в мировой практике являются документы, разработанные международной организацией по стандартизации (ISO) и международной электротехнической комиссии (IEK).

2) Региональные стандарты – наиболее известными региональными системами стандартизации являются Европейский комитет по стандартизации (CEN) и европейский комитет по стандартизации в области электротехники (CENELEC), членами которого являются страны европейского экономического сообщества.

Основной целью этих комитетов является разработка единых для западной Европы стандартов (EN). Эти стандарты являются общеобязательными после их утверждения к применению в качестве национальных стандартов для всех стран членов комитета, без каких-либо изменений.

3) Национальные стандарты – стандарты, принятые национальным органом по стандартизации. К таким документам относятся стандарты систем:

Корпоративные стандарты – нормативный документ добровольного отраслевого объединения или крупной корпорации. Они разрабатываются, когда нет необходимости в разработке национального стандарта или в качестве дополнения или уточнения к национальному стандарту.

Организации и системы по стандартизации оказывающие влияние на нефтегазовый комплекс можно разделить на 3 группы:

1) Общеэкономической направленности, в рамках которых сфера стандартизации объёктов нефтегазового комплекса является одной из областей нормотворчества (ГОСТы).

2) Организации и системы, обслуживающие интересы исключительно нефтегазового комплекса (API).

3) Организации и системы отраслевой специализированной технологической направленности документы, которых нефтегазовая отрасль использует, в основном, как ссылочные.

Виды стандартов:

1) Основополагающие стандарты – они разрабатываются с целью содействию взаимопониманию, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства.

2) Стандарты на продукцию и услуги. Они устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции или услуге.

3) Стандарты на процессы – регламентируют требования к процессам, осуществляемым на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, эксплуатация, хранение и утилизация).

4) Стандарты на методы контроля устанавливают порядок отбора образцов для испытаний, методику проведения испытаний, порядок подготовки испытаний, правила обработки и оформления результатов.

11. Структура стандарта на продукцию.

ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

В соответствии с этим стандартом стандарты на продукцию и услуги имеют следующую структуру:

1) Титульный лист.

2) Предисловие.

3) Содержание.

4) Введение.

5) наименование.

6) Область применения.

7) Нормативные ссылки.

8) Определение (термины и определения).

9) Обозначения и сокращения.

10) Требования – основной раздел.

10.1 Классификация, основные параметры и размеры (тип продукции и так далее).

10.2 Общие технические требования (все функции, свойства и характеристики).

10.3 Требования безопасности.

10.4 Требования охраны окружающей среды.

10.5 Правила приёмки.

10.6 Методы контроля (средства контроля, методы контроля и так далее).

10.7 Транспортирование и хранение.

10.8 Указания по эксплуатации, ремонту и утилизации.

11) Приложения.

12) Библиографические данные.

13) Ключевые слова.

12. Стандартизация в нефтегазовой отрасли за рубежом.

Американский нефтяной институт API.

Документы API. Основным видом документов API является спецификация – это аналог отечественных стандартов типа общих технических условий. API spec 60.

API выпускают другие виды документов:

1) практические рекомендации – они содержат информацию о практических приёмах проектирования продукции, техническому обслуживания, эксплуатации и анализе нефтепромысловой информации. API RP.

2)Стандарты – они представляют собой общие минимальные требования к производству оборудования. Они охватывают проектирование, производство, техническое обслуживание, контроль. API std.

3) Бюллетени – доклады, статистическая и аналитическая информация, приведённая с целью оказания содействия в выборе операционных методов. API bull.

4) Публикации – документы или доклады, представленные в API экспертами какой-либо из отраслей промышленности.

5) Интерпретации. Ежегодно публикуются интерпретации избранных документов, по которым в промышленности возникают вопросы или необходимы разъяснения.

Документы API содержат в себе наибольшее число ссылок на документы следующих институтов: ANSI (американский национальных институт стандартизации), ASTM (американское общество по проверке и испытанию материалов), ASME (американское общество инженеров механиков).

Международная организация по стандартизации ISO.

ISO Разрабатывает добровольные технические стандарты.

Обозначения: ISO9001:2001.

Европейский комитет по стандартизации – CEN.

Институт стандартизации в Германии – DIN.

Британский институт стандартов – BSI.

Французская ассоциация по стандартизации – AFNOR.

13. Основные положения ФЗ «О техническом регулировании».

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

14. Подтверждение соответствия: декларирование и сертификация. Основные положения.

Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия

Статья 22. Знаки соответствия

Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

2. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

4. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.

Статья 24. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона).

2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:

включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

6. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Статья 25. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия

Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

15. Системы сертификации. Участники сертификации.

Сертификация в нашей стране существовала давно в виде государственных испытаний, как один из видов контроля качества продукции (ГОСТ 16504-81).

В 1992 г. в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” в России начались работы по сертификации продукции и услуг, возглавляемые национальным органом по сертификации - Госстандартом России.

Сегодня можно сказать, что первый и необходимый этап вхождения Российской сертификации в рыночную экономику пройден - в стране в основном создан механизм и действует система сертификации.

По определению, содержащемуся в редакции Руководства ИСО/МЭК 2, сертификация относится к одной из процедур подтверждения соответствия продукции заданным требованиям и определяется как “процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет (с помощью сертификата соответствия), что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям”. Существенны в этом определении следующие признаки.

Во-первых, сертификация выполняется третьей стороной, под которой, по определению ИСО/МЭК, понимаются “лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона)”. Во многих странах под третьей стороной понимаются соответствующие неправительственные частные или общественные организации и сертификацией называют только их деятельность по подтверждению соответствия. Деятельность по подтверждению соответствия, которую осуществляют государственные правительственные органы-министерства, департаменты и т.п., определяют как “утверждение”, “одобрение”, “регистрация”, “омологация”. Она проводится на соответствие законодательным, т. е. обязательным техническим регламентам, и по ее результатам принимается решение о допуске на рынок. В российском Законе “О сертификации продукции и услуг” в определении понятия “Сертификация “ не упоминается третья сторона, хотя по смыслу речь идет о сертификации как о действиях третьей стороны.

Во-вторых, из определения сертификации следует, что она предполагает предварительное установление требований к объекту, после чего и может быть выполнена. Без установленных (не заданных заранее) требований сертификацию проводить нельзя.

В-третьих, Результаты сертификации письменно удостоверяются специальным документом - сертификатом соответствия. По Руководству ИСО/МЭК 2, сертификат соответствия - “документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу”. Из этого определения следует, что сертификат создает определенную степень (не абсолютную) уверенности наличия соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением получения и наличия этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под который и собираются доказательства. Чем выше должна быть уверенность, тем весомее должны быть доказательства.

Принятый 10.06.93 Закон РФ “О сертификации продукции и услуг” устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации (рис. 1). В развитие положений Закона могут издаваться подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией.

Так, например, Госстандартом были изданы “Правила по проведению сертификации в Российской Федерации” (16.02.94) и “Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции” (21.09.94), которые расширяли, уточняли, толковали положения Закона.

В этих документах устанавливалось следующее:

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

- внедрения в практику управления сквозного механизма.

В общем случае при сертификации могут быть проведены:

1. Испытания продукции, как перед выдачей сертификата, для первичного подтверждения соответствия, так и после, для периодической проверки стабильности соответствия при инспекционном контроле;

2. Первичная оценка состояния производств продукции;

3. Последующий (после выдачи сертификата) инспекционный контроль за продукцией и производством (рис. 2). Отличие заключается в том, что при сертификации испытания, оценка производства и инспекционный контроль выполняются, как правило, независимо от изготовителя и потребителя органами (организациями), являющимися третьей стороной.

Содержание этих трех понятий будет раскрыто ниже.

Наши рекомендации