Основные понятия и категории
В области экологической безопасности нефтегазового бизнеса основополагающими понятиями являются: безопасность, угрозы безопасности, энергетическая безопасность, экологическая безопасность, надежность трубопроводных систем, риски трубопроводных систем. Экологическая безопасность должна обеспечиваться на всех этапах/сферах нефтегазового бизнеса, в том числе: на этапе разведки и разработки месторождений нефтяных и газовых месторождений; строительства и эксплуатации нефтегазовых объектов; транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа; переработки нефти, газа и углеводородного сырья; хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа.
Согласно Закону РФ «О промышленной безопасности...» (ст. 3) безопасность— «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства». Различают:
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 227
• социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духов
но-культурную;
• экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, техно
логическую;
• территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жиз
ненную.
Угрозы безопасности возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация— это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде или причинить значительные материальные потери и нарушить условия жизнедеятельности людей. По источнику возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на техногенные и природные.
Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий: выбросы опасных веществ, пожары, взрывы, затопления, разрушения сооружений, крушение транспортных средств и др.
Природные чрезвычайные ситуации классифицируются по видам стихийных бедствий: геофизические, геологические, гидрометеорологические и массовые заболевания.
По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации делятся на:
• частные — последствия ограничиваются одной установкой, за
данием (работы по ликвидации последствий проводятся штат
ным персоналом);
• объектовые, местные — последствия ограничиваются населен
ным пунктом (к ликвидации последствий привлекаются терри
ториальные формирования гражданской обороны);
• региональные — последствия распространяются на область,
крупный регион (к ликвидации привлекаются соединения и час
ти гражданской обороны, все виды военизированных формиро
ваний);
• глобальные — последствия захватывают несколько субъектов РФ
и сопредельные страны (привлекаются силы гражданской обо
роны, вооруженные силы).
Промышленная безопасность тесно связана с энергетической безопасностью,которую понимают, как возможность страны обеспечить, с одной стороны, стабильность физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления, а с другой — предотвратить рез-
228 Часть 1. Основы нефтегазового дела
кие ценовые колебания на них или создать условия максимально безболезненной адаптации национальной экономики к новым ценовым пропорциям.
В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. В то же время деятельность предприятий ТЭК, направленная на благо всей страны, приводит к техногенному воздействию на окружающую природную среду. На его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу (в том числе: на долю предприятий электроэнергетики приходится в настоящее время 25,3%, нефтедобычи — 10,6%, нефтепереработки — 4,8%, угольной отрасли — около 4%, газовой отрасли — 3,2% от общепромышленных выбросов загрязняющих веществ), 23% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, около 22% образования вредных отходов (в том числе угольной — 9,7%, электроэнергетики — 6,6%, нефтедобывающей — 4,7%, нефтеперерабатывающей 0,8%, газовой — 0,1%) и до 70% общего объема парниковых газов.
Нефтегазовый комплекс (НГК) является одним из составляющих ТЭК. На всех стадиях осуществления хозяйственной деятельности в НГК объектами воздействия являются практически все компоненты природной среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, морские акватории, почвы, недра, растительный покров, биотические комплексы.
Все это определяет сложность и многоплановость задач в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в НГК, решение которых во многом зависит и от общего экономического состояния страны. К этому следует добавить сравнительно низкий уровень экологичности технологических процессов, высокий моральный и физический износ основного оборудования.
Проблемы безопасности системы трубопроводного транспорта являются ключевыми в энергетической безопасности, особенно в следующих аспектах:
• экологическая безопасность, определяемая как защищенность
от чрезмерного загрязнения среды обитания вредными вещест
вами и излучениями, деградации почв, ландшафтов, ухудшения
биосферы, негативных воздействий на верхние слои земной
коры при добыче полезных ископаемых;
• производственная безопасность, характеризующая защищен
ность от нарушения технических систем — аварий, катаст
роф, — вызываемых или сопровождаемых пожарами, взрыва-
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 229
ми, выбросами вредных веществ и т. д., а также несоблюдением норм и правил техники безопасности;
• технологическая безопасность, рассматриваемая как защита от
следующих угроз: снижение технического уровня производст
ва, массовое сохранение устаревшей техники, невосприимчи
вость экономики к инновациям, чрезмерная зависимость от за
рубежных технологий и оборудования, снижение уровня науч
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• противостихийная безопасность, основными угрозами которой
являются несоблюдение соответствующих требований при раз
мещении, строительстве и эксплуатации производственных и
жилых объектов, малая достоверность прогнозирования стихий
ных бедствий, неподготовленность населения и специализиро
ванных служб к природным катаклизмам и преодолению их по
следствий;
• сырьевая безопасность, характеризующая защищенность от де
фицита разных видов сырья и материалов, от нарушений их
внешних поставок, от низкой эффективности использования
в народном хозяйстве, незначительного уровня самообеспече
ния страны и/или регионов.
В соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ (№ 1300 от 17 декабря 1997 г.), экологическая безопасностьявляется неотъемлемой составляющей национальной безопасности страны, необходимым условием ее перехода на модель устойчивого развития.
В соответствии с законами «Об охране окружающей природной среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности» под экологической безопасностью следует понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, создаваемых вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одной из крупнейших экологических проблем в НГК, особенно острой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаются низкими, прогнозы крупномасштабного использования отходов не реализуются.
Серьезной проблемой является концентрация негативного воздействия деятельности предприятий НГК в нефтегазодобывающих регионах. К этому следует добавить недостаточный уровень экологичности технологических процессов, высокий моральный и физический из-
230 Часть 1. Основы нефтегазового дела
нос основного оборудования, недостаточную развитость природоохранной структуры (систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду).
Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.
Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, морских месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах, богатых биоресурсами, в том числе ценными видами рыб и другими объектами водного промысла.
Трубопроводный транспорт углеводородов России — сложная техническая система с мощным энергетическим потенциалом. В нее входят установки подготовки газа, нефти к дальнему транспорту, промысловые, магистральные и распределительные трубопроводы, компрессорные и насосные станции, резервуарные парки, подземные хранилища, морские терминалы.
Нефте- и газопроводы (включая линейные и наземные сооружения) по своим энергетическим характеристикам и возможным последствиям аварий являются объектом повышенной опасности. Поэтому особое значение приобретают вопросы их технической и экологической безопасности. В результате предъявляются высокие требования по обеспечению надежности и безопасности их функционирования.
Общая безопасность опасных объектов нефтегазовой отрасли базируется на нормативной основе, в которой рассматривают:
• степень опасности;
• типы аварийных ситуаций;
• набор поражающих факторов;
• систему критериев безопасности.
Безопасность рассматривается как свойство комплексного понятия надежностиобъекта (системы), которая в самом широком смысле определяется как свойство объекта не допускать ситуаций, опасных для людей и окружающей среды.
Надежность трубопроводных систем связана в первую очередь с экологическими критериями, поскольку полная или частичная утрата трубопроводной системой работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду.
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 231
Объект энергетики может быть потенциально опасным и при полностью работоспособном состоянии из-за технического несовершенства или недостаточного объема работ по регенерации природной среды после окончания строительства.
Примером технического несовершенства может служить работа газотурбинных установок на компрессорных станциях с превышением допустимых пределов концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Перечисленные ниже ситуации являются отказами по безопасности, но могут не приводить к нарушениям технологического процесса:
• утечка газа внутри производственного помещения на КС;
• локальные пожары, не оказавшие влияния на течение основно
го производственного процесса;
• негативные экологические последствия от растепления вечно-
мерзлых грунтов вокруг трубопровода.
Отказы по безопасности по природе последствий делятся на следующие группы:
• отказы, опасные для населения (в пределах жилой застройки,
в местах пересечения трубопроводов с транспортными комму
никациями);
• отказы, опасные для обслуживающего персонала;
• отказы, приводящие к деградационным изменениям окружаю
щей среды;
• отказы, приводящие к материальному ущербу (разрушение жи
лых и производственных помещений, других трубопроводов,
коммуникаций, линий электропередач и т. д.).
По протеканию процессов отказы по безопасности могут быть внезапными (разлив нефтепродуктов, взрыв, возгорание) или постепенными (деградация территорий из-за повреждения почвенного покрова при строительстве, термокарст, заболачивание, изменение водного режима рек и ручьев и т. д.).
Классификация возможных нарушений природной среды при строительстве нефте- и газопроводов представлена в табл. 6.1.1.
6.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
РИСКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ОБЪЕКТОВ
Основным общепринятым показателем безопасности является Риск. Этот термин не имеет однозначного определения. Наиболее Употребительны следующие толкования:
Таблица 6.1.1 Классификация возможных нарушений природной среды при строительстве нефте- и газопроводов
Окончание таблицы 6.1.1
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса
• вероятность события, представляющего опасность;
• средний ущерб, выраженный в натуральном измерении;
• комплексная мера опасности, выраженная в условных единицах
(баллах).
Количественно риск определяется как произведение вероятности опасного события (отказа) на последствия этого отказа (ущерб, измеряемый в денежном выражении). Понятие риска переводит опасность в разряд измеряемых категорий. Риск является мерой опасности и измеряется в тех же единицах, что и последствия (ущерб) отказа.
Обычно анализ риска рассматривается как составная часть комплексного подхода к принятию решений и программ по предупреждению и уменьшению опасности для жизни человека и для ухудшения качества окружающей среды. Система же принятия решений по обеспечению безопасности носит название управление рисками. Говорят также об управлении безопасностью или обеспечении промышленной безопасности.
Различают следующие виды риска при анализе безопасности нефтегазовых объектов: технический, экологический, социальный, экономический.
Технический риск характеризует опасность аварий на производственных объектах. При проектировании и эксплуатации трубопроводных систем в первую очередь надо иметь в виду технические риски. Технические риски являются предметом исследования теории надежности и ассоциируются с безотказностью, ресурсом и живучестью как единичными свойствами надежности и безопасности.
Экологический риск выражает опасность негативных воздействий на природу, нарушения нормального существования биоценозов, деградации почв, ухудшения воздушного бассейна, негативных изменений горно-геологических структур в результате деятельности человека. Понятие экологического риска приложимо к масштабам территории предприятия, населенного пункта, региона или в планетарном масштабе. Применительно к объектам больших трубопроводных систем газо- и нефтеснабжения следует рассматривать риски процессов деградации воздушного и водного бассейнов, почв, ландшафтов и земных недр. Виды экологических нарушений, а соответственно и рисков рассмотрены в табл. 6.1.1.
Социальный риск выражает опасность негативных последствий для жизни группы или сообщества людей. Социальный риск возникает в связи с деградацией природной среды, при резком снижении производства в населенных пунктах, ориентированных на одну отрасль промышленности, при катастрофах в системах жизнеобеспечения на-
236 Часть 1. Основы нефтегазового дела
селения. Так, недостаточные капиталовложения в поддержание работоспособности систем газо- и нефтеснабжения сопряжены с социальными рисками большой части населения страны.
Экономические риски связаны с опасностью невыполнения доходных статей проекта или проявлением отрицательных экономических последствий в результате некоторого вида деятельности. Экономические риски для нефтегазовых компаний могут быть вызваны изменением налогового законодательства, понижением цен или уменьшением спроса, возникновением аварий и катастроф.
При проектировании эксплуатации объектов трубопроводных систем следует иметь в виду все виды риска и детально исследовать те из них, которые наиболее важны для данного объекта.
Система экологической безопасности нефтегазовых объектов предусматривает осуществление комплекса инженерно-экологических мероприятий, обеспечивающих безопасное строительство и эксплуатацию объектов по нормированной номенклатуре факторов риска. Критериями оптимальности мероприятий является минимизация ущерба окружающей среде, минимизация экологического риска с позиций сохранения устойчивого экологического равновесия в районе строительства.
Оценка экологического риска последствий решений, принимаемых в сфере нового строительства или реконструкции действующих объектов нефтегазовой промышленности, приобретает все большее значение в связи с повышением требований экологического законодательства, а также с вероятностью значительных экономических потерь в будущем, которые могут резко снизить рентабельность проекта. Хотя оценка экологического риска пока не является обязательной составной частью разделов проектов «Охрана окружающей среды» и «Оценка воздействия на окружающую среду», ее количественное определение чрезвычайно желательно как для лиц, принимающих решение в сфере производства, так и для организаций, контролирующих экологическую составляющую их деятельности.
При написании дальнейшей части данного параграфа использованы материалы исследования «Современные подходы обеспечения безопасности и предупреждения аварийности и производственного травматизма на опасных производственных объектах трубопроводного транспорта на основе процедуры анализа риска» (ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»», ВНИИГАЗ, 2000—2004).
Для анализа риска аварий на объектах трубопроводного транспорта в настоящее время внедряется методология количественной оценки риска.
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 237
Следует привести основные определения, изложенные в «Методических указаниях по проведению анализа риска опасных производственных объектов» (утв. постановлением Госгортехнадзора России № 30 от 1 сентября 2001 г.).
Авария—разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (ОПО), неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Опасность аварии— угроза, возможность причинения ущерба человеку, имуществу и(или) окружающей среде вследствие аварии на опасном производственном объекте. Опасности аварий на опасных производственных объектах связаны с возможностью разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрывом и (или) выбросом опасных веществ с последующим причинением ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей природной среде.
Ущерб от аварии— потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии на опасном производственном объекте и исчисляемые в денежном эквиваленте.
Риск аварии— мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основным количественным показателем риска аварии является в том числе и ожидаемый ущерб — математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенное время.
В общем случае потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека и вред окружающей природной среде проявляются не только в результате аварии, но и при штатной эксплуатации нефтегазовых объектов, которые относятся к особо опасным. Поэтому полный риск эксплуатации таких объектов количественно может быть оценен математическим ожиданием ущерба при функционировании объекта.
Проведение анализа риска, включающего идентификацию опасностей, оценку риска и выработку обоснованных рекомендаций по обеспечению безопасности, связано с необходимостью оценки возможности реализации опасностей и их последствий.
В настоящее время результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности, эксплуатации и про-ектировании опасных производственных объектов в соответствии с требованиями следующих документов:
238 Часть 1. Основы нефтегазового дела
• Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техниче-
. ском регулировании»;
• Федеральный закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышлен
ной безопасности опасных производственных объектов»;
. • Федеральный закон № 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. «О газоснабже-
нии в Российской Федерации»;
• Нормативные правовые акты по декларированию промышленной безопасности (РД 03-315-99, ПБ 03-314-99, утв. Госгортехнад-зором России);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ав
густа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»
(включая «Основные требования к разработке планов по преду
преждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефте
продуктов»);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апре
ля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по преду
преждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации» (включая «Порядок органи
зации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»);
• «Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на
потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»
(Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105);
• СП 11-101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения
и состав обоснования инвестиций в строительство, предприятий,
зданий и сооружений (в части п. 4.3);
• СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строитель
ство предприятий, зданий и сооружений (в части п. 4.1.3);
• СП 11-107-98. Порядок разработки и состав раздела «Инженер
но-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприя
тия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов
строительства» (утв. МЧС России);
• Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности
: (ПБ 08-624-03, Постановление Госгортехнадзора России от 5 ию
ня 2003 г. № 56);
• Методические указания о порядке разработки плана локализа
ции и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-тех
нологических объектах (РД 09-536-03, Постановление Госгортех
надзора России от 18 апреля 2003 г. № 14).
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 239
С целью установления единых подходов к анализу риска Госгортех-надзором России с участием ряда экспертных организаций, компаний (ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Газпром»), ведущих специалистов создается система нормативно-методических документов в области анализа риска.
В табл. 6.2.1 представлены наиболее важные методические документы, достоверно описывающие все многообразие аварийных процессов и позволяющие с достаточной точностью оценивать опасности эксплуатации магистральных трубопроводов.
Методический документ Госгортехнадзора России РД 03-418-01 рассматривает процедуру анализа риска как составную часть управления промышленной безопасностью (или в общем случае — управления риском). Основные задачи анализа риска аварий на опасных производственных объектах заключаются в предоставлении лицам, принимающим решения:
• объективной информации о состоянии промышленной безопас
ности объекта;
• сведений о наиболее опасных, «слабых» местах с точки зрения
безопасности;
• обоснованных рекомендаций по снижению риска.
В документе даны определения количественных показателей риска (индивидуального, социального, коллективного, потенциального территориального риска и ожидаемого ущерба).
Наиболее эффективен анализ риска при:
• обосновании технических (проектных) решений, особенно при
внедрении, проектировании новых технологий, сооружений, для
которых нередко отсутствуют нормы безопасности;
• определении масштабов воздействия поражающих факторов
аварий и безопасных расстояний;
• выборе вариантов размещения объекта, сооружений и техниче
ских устройств по критериям риска;
• обеспечении безопасности персонала, населения, окружающей
природной среды;
• учете экономических вопросов при выполнении требований
безопасности («затраты-выгода-безопасность»).
Применительно к оценке риска аварий на трубопроводных системах следует выделить РД «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах» (утв. АК «Транснефть» 30 декабря 1999 г. Приказом № 152, согласовано Госгортех-надзором России, 1999) и СТО РД Газпром 39-1.10.-084-2003. Методические указания по проведению анализа риска для опасных
Таблица 6.2.1
Перечень моделей и методов расчета, применяемых при анализе риска аварий магистральных
трубопроводов
Глава 6. Экологическая безопасность нефтегазового бизнеса 241
производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром».
Так, с помощью Методического руководства по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах можно рассчитать интегральные (по всей длине трассы нефтепровода) и удельные (на единицу длины нефтепровода (обычно 1 км)) значения:
• частоты утечки нефти в год;
• ожидаемых потерь нефти от аварий;
• ожидаемого ущерба (как суммы ежегодных компенсационных
выплат за загрязнение окружающей среды) и других показате
лей риска.
В основе расчета частоты аварий в этих руководствах используется принцип балльной оценки риска и технического состояния линейной части магистральных трубопроводов, который основан на количественной оценке значимости факторов, влияющих на риск аварий. В общем случае число факторов влияния и особенности алгоритма оценки риска могут варьироваться в зависимости от объема доступной информации, поставленной задачи и специфики трубопровода.
Прогноз частоты аварийных утечек из магистральных нефтепро
водов (МН) проводится с учетом 40 факторов влияния, которые объе
динены в следующие группы:
• внешние антропогенные воздействия;
• коррозия;
• качество производства (применяемых или существующих) труб;
• качество строительно-монтажных работ;
• конструктивно-технологические факторы;
• природные воздействия;
• эксплуатационные факторы;
• дефекты металла трубы и сварных швов.
Оценка степени риска всей трассы проводится на основе идентификации опасностей и оценки риска отдельных участков (секций), характеризующихся примерно одинаковым распределением удельных показателей риска по всей длине участка (обычно длина участка — 1—3 км).
При оценке последствий аварий используются известные модели истечения несжимаемой жидкости (нефтепродуктопроводы), двухфазного истечения (трубопроводы для перекачки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), аммиакопроводы) и газодинамики (газопроводы) .
Так, при гидравлическом расчете объемов утечки жидкого продукта используются следующие предположения.
242 Часть 1. Основы нефтегазового дела
Количество нефти, которое может вытечь при аварии, является вероятностной функцией, зависящей от следующих случайных параметров:
• места расположения и площади дефектного отверстия;
• интервала времени с момента возникновения аварии до останов
ки перекачки (принимающего значения от 3—20 мин для круп
ных разрывов и до нескольких часов для малых утечек, которые
трудно зафиксировать приборами на НПС);
• продолжительности истечения нефти с момента остановки пе
рекачки до закрытия задвижек;
• времени прибытия аварийно-восстановительных бригад (от де
сятков минут до нескольких часов) и эффективности мер по ло
кализации аварии.
Остальные параметры и условия перекачки (диаметр нефтепровода, профиль трассы, характеристики насосов, установка на защиту и т. п.) могут считаться постоянными и использоваться в качестве исходных данных.
Полученные показатели риска участков трассы могут быть предназначены для выявления приоритетов в мероприятиях обеспечения безопасности, в том числе для выбора оптимальной стратегии технического обслуживания, диагностики и ремонта трубопровода.