Дайте характеристику угрозы международной экономической безопасности - неконтролируемое вторжение в природную среду.
8. Каковы последствия истощения природных ресурсов?
Истощение ресурсов идет по нескольким направлениям. Во-первых, истощаютсяневозобновимые ископаемые энергоресурсы биогенного происхождения — уголь и нефть, хотя их запасы пока достаточно велики. Кроме того, биосфера имеет и альтернативные несчерпаемыеисточники энергии: ветер, приливы и отливы, солнечную радиацию.
Во-вторых, истощаются такие относительно возобновимые ресурсы, как почва и леса. Почвенный покров планеты страдает от эрозии, в результате которой катастрофически убывает плодородный слой. Многие древние цивилизации исчезли с лица Земли именно вследствие неумеренной распашки почвенного слоя. Так, нынешняя пустыня Сахара была когда-то богатейшей житницей Римской империи. И сейчас на различных участках земного шара происходит опустынивание, связанное прежде всего с вырубкой лесов, сведением кустарников и травяного покрова. Сплошная распашка почв ведет
к пыльным бурям, ветровой и водной эрозии плодородного почвенного слоя. Для борьбы с этими явлениями необходима защита полей лесными и кустарниковыми полосами, укрепление склонов оврагов древесными и кустарниковыми насаждениями и иные простые, но эффективные мероприятия.
Катастрофичной в данное время является вырубка1 тропических лесов, которые являются одним из крупнейших источников кислорода, жизненно важного ресурса нашей планеты,возобновляемогобиотой. Тропические леса исчезают в силу того, что население в этих районах быстро увеличивается. Из-за угрозы голода люди в погоне за небольшими урожаями используют под поля и огороды любые клочки земли, вырубая для этого древние тропические леса, деревья, кустарники. В случае уничтожения лесов в экваториальной зоне, Амазонии и, как следствие, снижения содержания кислорода в атмосфере планеты человечество и само существование биосферы2 окажутся под угрозой гибели от гипоксии.
Другим значительным источником кислорода является фитопланктон тропического океана. Но и этот источник кислорода находится под угрозой, так как океан с громадной скоростью загрязняется отходами промышленного и сельскохозяйственного производства. Таким образом, биогенные ресурсы кислорода хотя и являются возобновимыми, но в настоящий момент находятся под угрозой истощения.
В третьих, из-за загрязнения водоемов под угрозой исчезновения оказались запасы чистой пресной воды. Загрязняясь биогенами, водоемы подвергаются эвтрофизации, многие из них превращаются в болота, становясь непригодными для жизни рыб ценных промысловых пород. При загрязнении абиогенными продуктами сельскохозяйственного и промышленного производства (тяжелыми металлами и ксенобиотиками) воды становятся токсичными для своих обитателей. Эта опасность — результат стока воды с полей и ферм, от промышленных объектов. В загрязнение воды и почвы весомый вклад вносят:
• сельское хозяйство вследствие применения удобрений, пестицидов, гербицидов и иных химикатов, особенно при использовании их в произвольных количествах;
• промышленность из-за недостаточно совершенных очистных сооружений.
Поскольку самовосстановление и саморегуляция являются природными свойствами экосистем, то почвы, воздух и вода в природных экосистемах способны к самоочищению. Однако из-за вымирания под натиском деятельности человека многих биологических видов — звеньев трофических цепей — экосистемы теряют способность к восстановлению и начинают разрушаться сами.
9. Дайте характеристику законодательно – правовому обеспечению экономической безопасности России. На каких законодательных актах оно основано?
По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 Указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности.
На наш взгляд, действующий с 1992 г. Закон "О безопасности", безусловно, требует серьезных изменений, а возможно, и изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в Законе как "состояние защищенности", а под защищенностью, в свою очередь, понимается отсутствие угроз: нет угроз, значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы.
Нуждается в существенной доработке и Концепция национальной безопасности. В Концепции выделяется 9 основных сфер деятельности государства, понимаемых как объекты безопасности: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. Вместе с тем, Концепция не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, а также региональные и правоохранительные аспекты безопасности.
Таким образом, есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации.
10. В чем заключаются угрозы инвестиционной безопасности государства?
Угроза инвестиционной безопасности, связанная с недостаточным уровнем инвестирования для полноценного экономического развития страны
Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности России.
Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов. Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран - источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных стран на экономическую систему России может протекать через их государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким образом. практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством, естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики.
Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной точки зрения.
Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также причин и условий их порождающих.
11. В чем заключаются угрозы инновационной безопасности государства?
ДругойреальнойисущественнойугрозойэкономическойбезопасностиРоссии являетсянизкаяинновационнаяактивностьсубъектовнациональнойэкономики. С одной
стороны, она во многом объясняется рассмотренными выше проблемами осуществления
инвестиционных процессов. С другой стороны, недостаточный масштаб и низкая
эффективность инновационных процессов, в конечном счете, отрицательно сказывается
на конкурентоспособности отечественной продукции и, тем самым, снижает уровень
экономической безопасности страны. К сожалению, современное состояние инновационной системы России в значительной степени близко к состоянию стагнации, о чем свидетельствуют
следующие факты. Если в 80-егг. Доля инновационно-активных предприятий в промышленности СССР составляла 60– 70 %, то в начале 90-х значения этого показателя снизились более чем втрое. Из-за трудностей переходного периода в российской экономике уровень инновационной
активности в 1992–1994 гг. не превышал 20 % (рис. 1). Следующий спад инновационной
активности произошел во второй половине 90-х, когда экономические проблемы
российских предприятий стали еще существенней. В результате доля предприятий,
осуществляющих технологические инновации, снизилась до 4 – 6 %. Начиная с 2000 г. в
России наблюдается некоторое оживление инвестиционной активности, но существенного
Роста в этой области не происходит. Доля инновационно-активных предприятий
Повышается до 10,6 % и в последующие годы колеблется в районе 9 – 10 %. Для
сравнения: в США, странах ЕС, Японии и Китае этот показатель приближается к 60 %
12. Каково воздействие внутренних угроз экономической безопасности страны на сферы общественной жизни?
Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, не бывает раз и навсегда данным. Оно меняется в зависимости от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды.
В одном случае наибольшую угрозу могут представлять действия внутренних сил, в другом — решающее влияние на состояние безопасности страны, государства могут оказать действия внешних сил. При анализе уровня безопасности общества следует иметь в виду, что воздействие внутренних и внешних угроз может агрегироваться в сторону усиления общей угрозы, а может и ослаблять, «гасить» друг друга. Например, угроза внешнего вторжения, агрессии, как правило, вызывает в стране патриотический подъем и сплачивает нацию, народ.
Внешние и внутренние опасности существуют и проявляют себя в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах конкретизируются опасности и угрозы, от которых надо защищать общество и государство с помощью продуманной системы методов и механизмов применительно к каждой общественной сфере.
В структуре национальной безопасности (см. рис. 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.
13. Каково влияние внешних угроз экономической безопасности страны на внутренние угрозы?
14. С чем связана структурная деформация экономики, и каковы ее последствия?
Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что уменьшает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.
Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству.
В-третьих, криминальная экономическая деятельность в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикойне удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда.
В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономи-ческих связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров.
В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результат - развитие видов деятельности, используемых для облегчения криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.
В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.
15. Почему снижение топливно-сырьевого потенциала является угрозой экономической безопасности страны?
В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из России на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В настоящее время Россия экспортирует значительную часть основных видов сырья: нефти – 41 – 45%, нефтепродуктов – 30 – 34, газа – 30 – 33, меди – 85 – 90, никеля – 97, алюминия – 99% от общего объема производства. По оценкам специалистов, в ближайшие годы недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего потребления будет усиливаться. Следует заметить, что сложившийся в общественном сознании стереотип о «неисчерпаемости» наших полезных ископаемых является вымыслом. Фактические данные говорят об их исчерпаемости в относительно короткие сроки.По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных ископаемых (при современных объемах и добычи) хватит: нефти на 39 лет, газа – на 77, угля – на 60 – 180, железной руды – на 42 года, меди – на 40 лет, никеля – на 28, свинца – на 15, кобальта – на 42 года, титана – на 22, сурьмы – на 14 лет. С точки зрения экономической безопасности сохранение такого положения объективно способствует усилению чрезмерной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых природных богатств, включая и стратегические ресурсы.
Решение данной задачи невозможно обеспечить с помощью одноразовых мер. Ее можно решить на основе тщательно продуманной стратегии структурной перестройки российской экономики. Выйти из кризисной ситуации без продажи за рубеж сырьевых ресурсов практически невозможно. Особенно когда для этого складывается благоприятная конъюнктура мирового рынка.