Краткий анализ антимонопольной политики и методы ее проведения в различных странах мира

Германия. По сравнению с текстами законов других стран положения германских антимонопольных нормативных документов гораздо четче и точнее. Поражение и капитуляция Германии во Второй мировой войне предполагало демилитаризацию экономики и, как следствие, ее деконцентрацию и демонополизацию. Контроль за применением антимонопольного законодательства в Германии осуществляет Федеральная служба картелей – независимее административное учреждение, формально входящее в состав министерства экономики, но наделенное полусудебной властью в области истолкования и применения закона. Служба имеет право выносить постановления и принимать решения по антитрестовским вопросам, а также судебные определения в случае нарушения антитрестовского законодательства. Антикартельные службы федеральных земель являются самостоятельными структурами, они не подчиняются ФСК, а входят в состав земельных правительств и подчиняются министру экономики соответствующего земельного ведомства.

Слияние компаний запрещается, если предполагается, что оно создает или усиливает доминирующее положение. В отличие от США, но в соответствии с практикой, существующей в Великобритании, ЕЭС, Японии, германский закон о конкуренции позволяет определять цены административным способом в качестве средства урегулирования случаев злоупотребления господствующим положением. Система германского закона ставит цель – разрешить создание и существование крупных, мощных фирм-производителей, но не позволяет им злоупотреблять своей мощью на рынке, в особенности, если жертвами могут стать мелкие фирмы.

Франция. Антимонопольный закон сочетается с основными положениями Римского договора и законодательства ЕС. Главная цель закона – простота его понимания для предприятий, надзорных и судебных органов. Конкуренция не является самоцелью, она лишь средство регулирования экономики. Допускает слияния. Органы регулирования: Совет по конкуренции и Генеральная дирекция по конкуренции.

Япония. США настояло на принятии в Японии антимонопольного закона после Второй мировой войны. Они установили более жесткие, чем в США правила поведения на рынке. Основные элементы антимонопольного законодательства – запрещение картелей, олигополий, частных монополий, поведение которых ограничивает конкуренцию. В последнее время был принят ряд положений, направленных на ужесточение контроля над сделками слияний.

Республика Корея. Принят в 1980-х, до этого основной упор на развитие промышленности, в результате чего это привело к несбалансированному развитию экономики. Основные элементы: запрещение злоупотребления доминирующим положением, недопущение чрезмерной экономической концентрации, контроль за недобросовестной торговой практикой.

Китай. В начале 1990-х формирование закона. Основные цели – обеспечение нормальных условий развития социалистической рыночной экономики, поощрение и защита честной и добросовестной конкуренции, охрана интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. С 2008 новый закон. Направлен на формирование свободного рынка, а не регулируемой экономики.

В странах СНГ антимонопольные законы были приняты с начала рыночных преобразований и после распада СССР в 1991–1993 гг.

Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Анализ опыта реализации антимонопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет выделить следующие особенности:

1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с проведением радикальной экономической реформы.

2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности.

3. Антимонопольная политика проходила в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, предполагающей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармонизацией законодательного поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.


Наши рекомендации