Рыночная экономика и альтернативные экономические системы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Рабочая тетрадь
по дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Часть I (Микроэкономика)
Студента_____курса
________________факультета
________________
Ф.И.О.
Москва
Рекомендовано
учебно-методической комиссией Ученого совета Академии для использования в учебном процессе.
Экономическая теория. Часть I (Микроэкономика): Рабочая тетрадь. М.: РИО РТА, 2007. – с
Авторы составители:
Данилина Л.С., Свиридова Е.М.
Рецензенты
1. от РТА (Колобкова В.А.)
2. внешний
Данная рабочая тетрадь по курсу «Экономическая теория». Часть I. «Микроэкономика» представляет собой комплекс учебных заданий, содержащих вопросы, тесты и задачи для аудиторной и самостоятельной работы студентов всех форм обучения экономического факультета и факультета таможенного дела.
Содержание
Предисловие
1. Введение в экономическую теорию.
2. Экономика: потребности и ресурсы
3.Рыночная экономика и альтернативные экономические системы
4. Рынок: спрос, предложение, цена равновесия
5. Фирма как субъект рыночной экономики
6. Конкуренция и ее виды
7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции
Экономические кроссворды
Список использованной литературы
Предисловие
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствие с учебной программой курса «Экономическая теория». Она представляет собой комплекс заданий, которые включают в себя задания на определение экономических категорий, тесты, вопросы для размышления, задачи для самостоятельной работы студентов, экономические кроссворды.
Задания предлагаемые в рабочей тетради помогут студентам систематизировать получаемые знания, развить способности самостоятельной работы с экономической литературой и креативное экономическое мышление. Рабочая тетрадь может быть использована для оперативного и рубежного контроля во время аудиторных занятий.
В условиях дистанционной формы получения образования рабочая тетрадь окажет студентам существенную пользу в проведении самоконтроля и выявлении пробелов при изучении тем по дисциплине «Экономическая теория».
Виды занятий:
I. Дать определение понятиям.
II. Вопросы для размышления.
III. Задачи / упражнения.
IV. Тестовые задания.
V. Контрольные вопросы.
Введение в экономическую теорию
I. Дать определение понятиям:
1. Экономика - это
________________________________________________________________
2. Предмет экономической теории – это
________________________________________________________________
3. Позитивная экономическая теория познает –
________________________________________________________________
4. Нормативная экономическая теория утверждает -
________________________________________________________________
5. Микроэкономика – это
________________________________________________________________
6. Макроэкономика – это
________________________________________________________________
7. Функции экономической теории –
________________________________________________________________
8. Экономическая политика- это система мероприятий, направленных на достижение тех или иных экономических целей. К основным целям экономического развития относятся:
________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления
1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».
____
2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Ответ обоснуйте.
______
III. Задачи / упражнения
1. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?
______
2. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:
Кейнсианство, физиократы; маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.
______
3. Покажите графически зависимость между:
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями.
______
IV. Тестовые задания
1.Выберите наиболее полное современное определение предмета экономической теории. Экономическая теория изучает:
a) процесс производства и обмена товарами;
б) деньги, банковскую систему, капитал;
в) национальное богатство страны;
г) способы использование обществом ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
2. Микроэкономика изучает:
а) численность занятых в народном хозяйстве;
б) экономический цикл;
в) общий уровень цен;
г) факторы, определяющие спрос на рынках отдельных товаров.
3. По названию научных трудов определите, какой раздел экономическойтеории они представляют: микро или макроэкономику:
а) деньги, банковское дело, кредитно-денежная политика;
б) экономическая теория благосостояния;
в) цены и ценообразование в рыночной экономике;
г) Эффективная экономика. Шведская модель.
4. К основным целям экономической политики не относятся:
а) достижение полной занятости;
б) обеспечение экономической эффективности;
в) стабильный уровень цен;
г) отсутствие бюджетного дефицита.
5. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятия (А, Б, В, Г):
1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
2. направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
3. абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;
4. метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.
А. Экономическая модель
Б. Абстракция
В. Индукция
Г. Нормативная экономическая теория.
6. Закон тождества в формальной логике означает:
а) то, что каждая мысль должна быть тождественна реальным событиям;
б) то, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание;
в) то, что две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть истинными;
г) все ответы верны.
7. Существование экономических проблем может быть объяснено:
а) воздействием государства на экономику и растущим населением земли;
б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий;
в) наличием инфляции и безработицы;
г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;
д) неэффективным использованием экономических ресурсов.
8. Предметом экономической теории является:
a) выяснение законов экономического развития;
б) анализ механизма функционирования экономических систем;
в) разработка принципов экономической политики;
г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.
9. Фундаментальный вопрос экономики – это:
а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;
б) перераспределить доходы и устранить нищету;
в) понизить безработицу;
г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.
10. Каковы основные положения экономической теории К. Маркса:
а) материалистическое понимание истории;
б) теория предельной полезности;
в) теория прибавочной стоимости;
г) теория капиталистического накопления;
д) теория экономического роста;
е) теория средней нормы прибыли и цена производства.
V. Контрольные вопросы
1. К какой группе наук относится экономическая теория и почему?
________________________________________________________________
2. Какое значение имеет принцип редкости в экономических отношениях?
________________________________________________________________
3. Что такое альтернативный выбор?
________________________________________________________________
4. Что понимается под рациональным экономическим поведением?
________________________________________________________________
5. Что в экономической теории является предметом анализа на микроуровне? На макроуровне?
________________________________________________________________
6. Что представляет собой метод научного исследования и какие приемы научного анализа использует экономическая теория?
________________________________________________________________
7. В чем заключается и для чего используется метод научной абстракции? Принцип «при прочих равных условиях»?
________________________________________________________________
8. Для чего нужны экономические модели и что они из себя представляют?
________________________________________________________________
9. В чем состоит проблема части и целого?
________________________________________________________________
Потребности и ресурсы
I. Дайте определение понятиям:
1. Потребности - это
________________________________________________________________
2. Блага - это
________________________________________________________________
3. Экономические блага - это
________________________________________________________________
4. Производство - это
________________________________________________________________
5. Вещественные факторы производства –
________________________________________________________________
6. Личные факторы производства –
________________________________________________________________
7. Кривая производственных возможностей –
________________________________________________________________
8. Альтернативные издержки производства данного товара –
________________________________________________________________
9. Закон возрастания альтернативных издержек производства –
________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления
1. Как по вашему мнению у человека формируются новые потребности? Какую роль в этом процессе играют радио, телевидение, газеты?
________________________________________________________________
2. Можно ли считать покупку товаров через Интернет общественным благом? Ведь в Интернет - магазине товары представлены виртуально, а с производителем или продавцом товара мы вообще не встречаемся. Аргументируйте свой ответ.
________________________________________________________________
3. Назовите 10 индивидуальных потребностей, которые в ходе истории стали коллективными.
________________________________________________________________
III. Задачи / упражнения
1. Таблица содержит сведения различных потребностей. В основу при этом положена структура потребностей семьи со средними доходами в западных промышленно развитых странах.
Значимость/вид удовлетворения | Первые жизненные потребности | Потребности выборы |
Индивидуальные потребности | Минеральная вода Лампочка накаливания | Частный бассейн Футбольный мяч |
Коллективные потребности | Водопровод Электроэнергия | Общественный бассейн Футбольный стадион |
а) Найдите для каждого вида потребностей два других примера и составьте сами соответствующую таблицу;
Значимость/вид удовлетворения | Первые жизненные потребности | Потребности выборы |
б) Обоснуйте на двух примерах, что границы между потребностью в средствах существования и потребностью выбора.
____
2. Государство располагает возможностями для производства 100 тыс. тракторов или 50 тыс. танков в год.
а) Постройте кривую производственных возможностей данного государства.
б) Предположим, что появилась техника с помощью которой стало возможно производить 140 тыс. тракторов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики государства.
в) О чем говорят точки, лежащие внутри графика производственных возможностей (а) и о чем свидетельствуют точки, лежащие выше кривой производственных возможностей (б)?
г) В конце 1990-х годов добывающая промышленность России не работала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике может соответствовать этому состоянию?
3. Банковский служащий, имеющий зарплату 15 долларов в час, решает сделать небольшой косметический ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду рабочих или взять неоплачиваемый отпуск и поработать сам. Бригада обещает справиться с работой за 30 часов (оплата – 450 долларов). Сам служащий надеется все закончить за 40 часов. Стоит ли нанимать бригаду? Надо ли учитывать расходы на стройматериалы при оценке альтернативной стоимости? Обоснуйте ваш ответ. При каких обстоятельствах ваш ответ был бы другим?
________________________________________________________________
Задача
В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране Х и в условиях военного времени.
Вариант | тракторы | минометы | Альтернативные издержки |
А | |||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д | |||
Е | |||
Ж | |||
З |
1. По данным таблицы начертите линию производственных возможностей и укажите какие условия должны бать соблюдены, чтобы экономика данной страны находилась (графически) на этой линии?
2. Рассчитайте альтернативные издержки производства одного трактора и данные внесите в таблицу.
Как меняются эти издержки (падают, растут, не меняются)?
________________________________________________________________
Задача
При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует?
Продукт | А | Б | В | Г | ||||
Алюминий | ||||||||
Керамические вазы |
Задача
Производственные возможности выпуска военной техники и потребительских товаров представлены в таблице.
Виды продукции | Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Легковые автомобили, тыс. шт. | |||||
Танки, тыс. шт. |
1. Изобразите эти данные о производственных возможностях графически.
2. Что показывают точки на кривой?
3. Как отражается на кривой закон возрастания альтернативных издержек?
4. Определите каковы будут издержки производства дополнительной тысячи автомобилей, если экономика в данной момент находится в точке В.
IV. Тестовые задания
1. Укажите, как потребности согласно пирамиде потребностей А. Маслоу:
а) потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в саморазвитии; потребности в безопасности; физиологические потребности.
б) физиологические потребности; потребности в саморазвитии; потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в безопасности.
в) потребности в саморазвитии; потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в безопасности; физиологические потребности.
г) физиологические потребности; потребности в безопасности; потребности в социальных контактах; потребности в уважение; потребности в саморазвитии.
2. В зависимости от внешних обстоятельств один и тот же ресурс может выступать и как свободный, и как экономический. При каких условиях в качестве свободных и в качестве экономических ресурсов выступают:
а) лед, используемый для охлаждения продуктов;
б) кислород, вдыхаемый человеком;
в) чистая питьевая вода;
г) строительный камень.
3. Какое утверждение относительно экономических ресурсов является неправильным:
а) ограниченность ресурсов не зависит от их объема;
б) ограниченность ресурсов носит относительный характер;
в) проблема ограниченности ресурсов характерна для самых различных в экономическом отношении государств;
г) ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей лежит в основе всех наших экономических проблем;
д) развитие науки и технологии может снять проблему ограниченности ресурсов?
4. К основным факторам производства относятся:
а) труд и капитал;
б) собственность;
в) деньги и предпринимательская деятельность;
г) труд, земля, капитал; предпринимательские способности.
5. Проблемы, связанные с вопросами «Что? Как? Для кого?» Возникают:
а) только у отдельного производителя;
б) только в условиях рыночной экономике;
в) в любой экономической системе;
г) в экономически отсталых странах.
6. КВП (кривая производственных возможностей) показывает:
а) альтернативную комбинацию производства двух товаров при неограниченном количестве ресурсов;
б) лучшую из возможных комбинаций производства двух товаров;
в) точное количество двух товаров, которые экономика намерена производить;
г) действие закона убывания альтернативных издержек;
д) альтернативную комбинацию производства двух товаров при наличии данного количества ресурсов.
7. Ограниченность ресурсов означает:
а) недостаток денежных средств;
б) невозможность удовлетворить все потребности людей;
в) проблему, возникающую в слаборазвитых странах;
г) дефицит на рынках факторов производств (ресурсов).
8. Смещение кривой производственных возможностей вправо:
а) означает расширение производственных возможностей;
б) свидетельствует о суждении производственных возможностей;
в) свидетельствует о повышении эффективности использования имеющихся ресурсов;
г) невозможно при имеющейся технологии и данном объеме ресурсов.
9. Альтернативные издержки производства – это:
а) издержки производства продуктов – заменителей;
б) издержки производства одного товара на разных предприятиях;
в) количество товаров, которые надо пожертвовать, для производства данного товара;
г) затраты на взаимозаменяемые ресурсы.
10. Если предприятие при полном использовании имеющихся у него производственных мощностей может производить либо 100 ед. продукта А, либо 20 ед. продукта В, то альтернативные издержки увеличения производства продукта В на единицу равны:
а) 20 ед. продукта А;
б) 25 ед. продукта А;
в) 5 ед. продукта А;
г) нет верного ответа.
V. Контрольные вопросы
1. Что такое общественное производство и каковы его стадии?
________________________________________________________________
2. Что такое экономические ресурсы?
________________________________________________________________
3. В чем заключается основная проблема экономики?
________________________________________________________________
4. Что является критерием эффективного использования ресурсов?
________________________________________________________________
5. Почему в экономике возникает проблема выбора?
________________________________________________________________
6. В чем сущность закона возрастающих альтернативных издержек и причина его действия?
________________________________________________________________
Рыночная экономика и альтернативные экономические системы
I. Дайте определения понятиям:
1. Экономическая система – это
________________________________________________________________
2. Цивилизация – это
________________________________________________________________
3. Традиционная система – это
________________________________________________________________
4. Командно – административная система – это
________________________________________________________________
5. Рыночная система – это
________________________________________________________________
6. Смешанная экономическая система – это
________________________________________________________________
7. Рынок – это
________________________________________________________________
8. Конкуренция – это
________________________________________________________________
9. Натуральное хозяйство – это
________________________________________________________________
10. Централизованное планирование – это
________________________________________________________________
11. Принцип «невидимой руки» - это
________________________________________________________________
12. Переходная экономика – это
________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления.
1. Назовите главные черты традиционной цивилизации. Известны ли вам случаи из истории России или других стран, когда разрушение традиционной экономической системы сопровождалось возмущением и даже бунтами тех, кто был заинтересован в ее сохранении?
________________________________________________________________
2. Почему без права частной собственности производители товаров не могут свободно решать вопросы: Что производить? и Как производить? Рыночную экономику называют «Миром компромиссов». Почему?
________________________________________________________________
3. Почему централизованное директивное планирование и частная собственность на факторы производства несовместимы?
________________________________________________________________
4. К какой экономической системе можно отнести Россию во время Ивана Грозного?
________________________________________________________________
5. Билеты на рейсы французской государственной авиакомпании
«Эр Франс», пользующейся огромной поддержкой со стороны государства, существенно дороже, чем на аналогичные рейсы частных британских авиакомпаний. С чем это может быть связано?
________________________________________________________________
6. Во времена командной системы в СССР была широко распространена практика «приписок», когда отчетные результаты работы предприятий искусственно завышались. Что могло быть экономической причиной такой массовой нечестности руководителей предприятий и колхозов?
________________________________________________________________
III. Тестовые задания
1. Для того, чтобы определить к какому типу относится экономическая система, следует выяснить:
а) каким образом выбирается правительство в этой стране;
б) каким образом решаются вопросы, связанные с производством и распределением товаров и услуг;
в) влияние тех или иных политических партий страны;
г) используются в промышленности данной страны передовые технологии.
2. К условиям возникновения рынка относятся:
а) общественное разделение труда;
б) появление денег;
в) экономическая обособленность товаропроизводителей основанная на частной собственности;
г) возникновение централизованных государств;
д) зарождение обмена.
3. Основной признак, отличающий разные экономические системы:
а) цели экономического развития;
б) государственный тип собственности;
в) уровень эффективности производства;
г) уровень благосостояния нации.
4. Основным содержанием понятия «собственность» для экономиста является:
а) пользование и распоряжение благами;
б) владение и управление благами;
в) получение дохода;
г) присвоение благ.
5. Отрицательной чертой частной собственности является:
а) имущественная дифференциация собственников;
б) стимулирование предпринимательства;
в) возможность жить на трудовые доходы;
г) развитие конкуренции.
6. Основные цели приватизации в России:
а) укрепление системы централизованного планирования;
б) формирование слоя частных собственников – предпринимателей;
в) создание конкурентной среды и демонополизация экономики;
г) переход на отраслевой принцип управления экономикой.
7. Проблемы: что, как и для кого производить? – могут иметь отношение:
а) только к административно – командной системе;
б) только к рыночной системе;
в) только к отсталой экономике;
г) к любой экономической системе.
8. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что сегодня в российской экономике:
а) правительство играет незначительную роль;
б) в большинстве случаев существует полная свобода конкуренции и предпринимательства;
в) преобладают черты традиционной и командной экономики;
г) имеются черты смешанной экономики.
9. Что из ниже перечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность:
а) рекламные объявления в газете;
б) приготовление пищи в домашних условиях;
в) предоставление государством пособий по безработице;
г) закупки государством военной техники;
д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;
е) «блошиный рынок»;
ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.
10. Какой из перечисленных пунктов, на ваш взгляд, характеризует институциональные причины существования «теневой экономики» в любой хозяйственной системе современного мира:
а) издержки соблюдения существующих законов при ведении хозяйственной деятельности ниже, чем выгоды от достижения своих целей;
б) издержки соблюдения существующих законов приведении хозяйственной деятельности превышает выгоды от достижения своих целей;
в) государство не способно обеспечить защиту и выгоды от легальной деятельности;
г) человеческие пороки неистребимы.
11. Термин «смешанная экономика» означает, что в экономике:
а) представлены самые разные отрасли;
б) взаимодействуют интересы самых разных хозяйствующих субъектов;
в) имеются элементы как рыночной, так и командной экономики;
г) имеет смешанный капитал.
IV. Задачи / упражнения
1. Представьте, что вы присутствуете на диспуте между сторонником рыночной и сторонником централизованно – управляемой экономики.
Первый из названных участников утверждает: «Рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства». Второй же возражает: «Централизованная система хозяйства эффективнее рыночной, так как устраняет хаос и неопределенность рынка».
Кто прав в этом споре, не ваш взгляд с точки зрения теории транссакционных издержек?
________________________________________________________________
2. Приведем цитату из Великого завета (Второзаконие, гл. V): «…Не кради… Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего».
Что изложено в этих библейских заповедях? Установление государством и изложенные в письменном виде своды государственных законов?
________________________________________________________________
V. Контрольные вопросы
1. Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»?
________________________________________________________________
2. Какие элементы традиционной экономической системы существовали в России еще в начале ХХ в.?
________________________________________________________________
3. Каковы основные черты традиционной экономики?
________________________________________________________________
4. Каковы определяющие черты рыночной экономики?
________________________________________________________________
5. Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?
_______________________________________________________________
6. Каковы главные черты социалистической системы?
________________________________________________________________
7. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономики?
________________________________________________________________
8. Почему централизованное директивное планирование и частная собственность на факторы производства несовместимы?
________________________________________________________________
9. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной экономики?
________________________________________________________________
10. Какой тип собственности является преобладающим в смешанной системе? Почему?
________________________________________________________________
4. Рынок: спрос, предложение и цена равновесия
I. Дайте определение понятиям:
1. Спрос - это
______
2. Величина спроса -
________________________________________________________________
3. Кривая спроса -
________________________________________________________________
4. Закон спроса -
________________________________________________________________
5. Рыночный спрос -
________________________________________________________________
6. Эффект дохода -
________________________________________________________________
7. Эффект замещения -
________________________________________________________________
8. Взаимозаменяемые товары -
________________________________________________________________
9.Взаимодополняемые товары -
________________________________________________________________
10. Товар Гиффена -
________________________________________________________________
11. Предложение -
________________________________________________________________
12. Кривая предложения -
________________________________________________________________
13. Закон предложения -
________________________________________________________________
14. Принцип убывающей предельной полезности -
________________________________________________________________
15. Рыночное равновесие -
________________________________________________________________
16. Эластичность -
________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления.
1. Что включает в себя рыночный механизм? Каковы условия работы рыночного механизма?
________________________________________________________________
2.Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства покупают товары. Из всего предложенного на рынке ассортимента потребитель принимает решение в пользу некоторой комбинации из этих товаров. Структура спроса каждого домашнего хозяйства достаточно индивидуальна и может сильно отличаться от других домашних хозяйств. Покажите различия в структуре спроса двух домашних хозяйств:
а) холостяка в возрасте 25 лет, интересующегося спортом и имеющего доход в 2000долларов в месяц;
б) отца семейства в возрасте 40 лет, имеющего двух детей, определенные политические симпатии и месячный доход в 2000 долларов.
________________________________________________________________
3. Как эластичность предложения по цене зависит от фактора времени? Приведите примеры.
________________________________________________________________
4. Верно ли данное утверждение «Если спрос на товар падает, новая равновесная цена будит всегда расти при прочих равных условиях»?
________________________________________________________________
5. В 1992 г в Москве за год в наибольшей степени подорожал самый дешевый поначалу продукт – рыба (в 27,4 раза). На второе место вышел сахар (рост цен в 19 раз) и на третье место – молоко (рост цен в 9,3 раза). Цены же на самый дорогой изначально продукт – мясо повысились в наименьшей мере, лишь в 3,1 раза. Почему так произошло?
________________________________________________________________
6. Почему в производстве модной одежды преобладают сегодня в мире небольшие, но высокомеханизированные предприятия?
________________________________________________________________
III. Задачи/упражнения.
1. Задача.
На потребительском рынке некоторого товара можно выделить 2 группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением:
Qd = 10-2P;
второй группы (400 человек) – уравнением:
Qd2 = 5-4P
Определите рыночный спрос
________________________________________________________________
2. Задача.
Раньше в нашей стране джинсы считались молодежной одеждой – их носили в основном юноши и девушки. Сегодня джинсы часто можно увидеть не только на людях зрелого возраста, но и на пенсионерах. Отразите это явление графически – при помощи кривой спроса и объясните.
Р
(цена)
Q (количество)
3. В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которой люди готовы приобретать новый товар. Ответы сведены в таблицу.
Цена, у.е. | ||||||||
Число и ответов |
Постройте кривую рыночного спроса. Выполнятся ли для данного рынка закон спроса?
Задача
Используя данные таблицы, ответьте, что будет иметь место: избыточный спрос или избыточное предложение, когда: а) цена равна 12 руб., б) цена равна 20 руб.?
Цена, руб. | Объем спроса Млн. шт. в год | Объем предложения, млн. шт. в год |
5. Задача
Цена изменилась на 3 %, эластичность спроса равна 1,2. Что показывает коэффициент эластичности? Определите процентное изменение спроса.
________________________________________________________________
Задача
Если цена повысилась на 10%, а число предложенных к продаже товаров – на 15%, то чему равен показатель эластичности предложения?
________________________________________________________________
IV. Тестовые задания
1. Кривая рыночного спроса демонстрирует:
а) увеличение потребления товара при увеличении его цены;
б) увеличение потребления товара, если он стал более модным;
в) уменьшение потребления товара при сокращении доходов населения;
г) уменьшение потребления товара при увеличении его цены.
2. Товар Гиффена – это благо, на которое:
а) спрос растет при росте денежного дохода потребления;
б) объем спроса растет при росте его цены;
в) спрос растет при поведении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
г) спрос не изменяется при изменении его цен.
3. Кривая спроса сместилась влево. Это значит, что повысилась:
а) доходы потребителей;
б) налоги на потребителей;
в) число потребителей;
г) предложение товара.
4. Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:
а) налоги на производство данного продукта;
б) спрос на данный продукт;
в) эффективность производства данного продукта;
г) цены на исходные ресурсы.
5. Рыночный спрос не испытывает влияния:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимосвязанные товары;
в) цен на ресурсы;
г) численности покупателей.
6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размеров или распределения социального дохода;
в) цены товара;
г) численности или возраста потребителей?
Спрос - это
а) потребности населения в данном благе;
б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;
в) желание людей обладать теми или иными благами;
г) доход, связанный со сбережениями.
8. Рынок сигнализирует об увеличении спроса на товары путем:
а) падения спроса;
б) роста цен;
в) увеличение сбережений;
г) сжатия кредита.
9. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:
а) в изменение предложения;
б) в росте величины предложения;
в) в сокращении объема предложения;
г) в росте спроса.
10. Законы спроса и предложения действуют на:
а) товарном рынке;
б) рынке ресурсов;
в) валютном рынке;
г) любом рынке.
11. Увеличение предложения товаров и услуг приведет:
а) к осту цен;
б) к снижению цен;
в) к росту спроса на них;
г) к сокращению их производства.
12. Эластичность предложения зависит от:
а) сезонных колебаний спроса на товары;
б) изменений дохода потребителей;
в) изменения цены на рынке;
г) промежутка времени, в течение которого производитель приспосабливает предложение к новой цене.
13. Если предложение сократилось на 10% в ответ на 5% - ное снижение цены, то можно утверждать, что предложение на данном рынке характеризуется:
а) высокой эластичностью;
б) неэластичностью;
в) абсолютной неэластичностью;
г) единичной эластичностью.
14. Определите, на какие товары спрос является эластичным, на какие – неэластичным, на основании эластичности по цене:
а) хлеба – 0,2
б) вина – 1,3
в) шоколада – 0,8
V. Контрольные вопросы
1. Что означает изменение в спросе и какие факторы на него влияют?
________________________________________________________________
2. В чем различие между изменением в спросе и изменении величины спроса и как это изображается на графике?
________________________________________________________________
3. Могут ли продукты питания относиться к категории престижных товаров? Если «да», то какие?
________________________________________________________________
4. Какие товары являются по отношению к велосипеду дополняющими, а какие заменяющими;
________________________________________________________________
5. Почему во всем мире при многих булочных существуют собственные пекарни?
________________________________________________________________
6. Каковы факторы, вызывающие смещение кривой предложения?
________________________________________________________________
7. Может ли кривая предложения быть горизонтальной?
________________________________________________________________
8. Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?
________________________________________________________________
9. Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?
________________________________________________________________
10. К какой величине ближе коэффициент эластичности спроса на соль: к нулю или к двум?
________________________________________________________________