Экономический закон – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Исходные категории экономической теории.

Первая тема помогает отчетливо представить роль и значение экономики как хозяйственной деятельности и науки, изучающей эту реальную деятельность.

Основные понятия темы:

Экономика –хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономикс— общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Экономические категории– понятия, означающие различные явления и величины в теоретической экономике.

Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независи­мо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства.

Экономический закон – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.

Организационно-экономические отношения - отношения между людьми в процессе орга­низации производства.

Предмет труда — все то, на что человек воздействует в процессе труда.

Производительные силы общества –средства производства и люди, обладающие определенными навыками и опытом.

Производственных возможностей кривая— кривая, отражающая возможные сочетания объемов производства различных видов продукции при полном использовании ресурсов страны или предприятия.

Производство— процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Рабочая сила— индивидуальная способность к труду.

Ресурсы— все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Социально-экономические отношения — отношения между людьми по поводу производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Средства производства — вся совокупность средств и предметов труда.

Средства труда — вещи или комплексы вещей, при помощи которых человек обрабаты­вает предметы труда.

Стоимость товара — затраты труда на его производство.

Технология— способы воздействия человека на предмет труда.

Товар— вещь, обладающая определенной ценностью, которую можно увидеть и потро­гать. Обладает стоимостью и потребительной стоимостью.

Труд— целесообразная деятельность людей, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей.

Услуги— нематериальное благо, обладающее определенной ценностью; носят товар­ный характер, производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Факторы производства – производственные ресурсы; включают в себя природные, людские ресурсы, капитал и организацию предпринимательства.

1.1.Фундаментальные проблемы экономики.

Задание 1. Для каждого из приведенных здесь понятий и определений подберите соответствующее ему определение.

1. Фундаментальные вопросы экономики.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

4. Позитивная экономика.

5. Нормативная экономика.

6. Экономическая модель.

7. Номинальные величины.

8. Реальные величины.

9. Индексы.

Определения

А. Та часть экономической теории, которая изучает фак­ты и зависимости между ними.

Б. Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

В. Раздел экономической теории, имеющий дело с ис­следованием экономики как единого целого. В нем ана­лизируются проблемы экономического роста, безрабо­тицы, инфляции, бедности и т. п.

Г. Упрощенное описание экономики, выражающее функ­циональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зави­симости.

Д. Экономические показатели, выраженные в неизмен­ных ценах.

Е. Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические пока­затели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж. Та часть экономической теории, которая излагает оце­ночные суждения о том, хороши или плохи экономи­ческие решения и экономическая политика.

3. Раздел экономики, изучающий поведение индивидуу­мов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И. Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.

Задание 2.Какие из следующих утверждений верны, а какие — нет?

1. Объектом изучения макроэкономики является регули­рование денежного обращения.

2. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, — значит высказать нормативное сужде­ние о макроэкономическом понятии.

3. Последствия монополизации экономики являются объ­ектом изучения микроэкономики.

4. Фундаментальной экономической проблемой является определение объема продукции, которую необходимо производить.

5. Экономическая наука занимается изучением мето­дов, способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

6. Нормативные утверждения, как правило, спорны.

7. Используя экономические модели, можно прогнозиро­вать будущее развитие экономических процессов.

8. Если цены не изменяются, номинальные величины равны реальным.

9. Если индекс реальной заработной платы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 93,8%, это означает, что заработная плата в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 93,8%.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.

1. Экономическая теория изучает: 1) законы экономичес­кого развития; 2) бухгалтерский учет; 3) экономичес­кую политику государства; 4) поведение потребителя;

а) верны все утверждения;

б) верны 1) и 3);

в) верно только 1);

г) верны 1), 3) и 4).

2. В какой из вариантов включены фундаментальные воп­росы экономики?

а) Кто производит, как производит, что потребляется.

б) Что производится, как производится, кем потреб­ляется

в) Как производится, кем производится, как потреб­ляется.

г) Кто производит, что потребляется, кем потребля­ется.

Задание 4. Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

В следующих случаях речь идет о проблемах микроэко­номики:

а) фирме удалось использовать для производства вме­сто натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сде­лало кредит более доступным, и в экономике наме­тилось оживление;

г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии;

д) рост цен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

е) расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления маргарина вместо животного масла;

ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик.

1.2. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Задание 5. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Экономические блага.

3. Свободные блага.

4. Факторы производства.

5. Природные ресурсы.

6. Капитал.

7. Труд.

8. Рациональное поведение.

9. Цена выбора.

10. Кривая производственных возможностей.

Определения.

А. Средства, необходимые для удовлетворения потребно­стей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

В. Поведение человека, которое предполагает максимиза­цию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведен­ные человеком средства производства: станки, оборудо­вание, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т.п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удов­летворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производ­ства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и по­лучаемые людьми бесплатно.

Задание 6. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.

1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, ког­да люди смогут полностью реализовать достижения на­учно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Проблема выбора существует только для производи­телей.

4. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков, является капиталом.

5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рас­сматривать как фактор производства.

6. Деньги — это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.

7. Дивиденды являются доходом, получаемым собствен­ником труда от тех, кто его использует.

8. Процент является доходом на капитал.

Задание 7.Найдите, какое из перечисленных утверждений явля­ется правильным.

1. Проблема ограниченности возникает потому, что:

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза де­шевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересо­вать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать по­вышение цен.

2. Найдите вариант, в котором перечислены все три фак­тора производства:

а) конвейер, готовая продукция на складе, морская вода;

б) каменный уголь, сталевар, деньги;

в) врач, рентгеновский аппарат, лекарства;

г) бухгалтер, компьютер, земля.

3. К факторам производства относятся:

а) деньги в сейфе кассира банка;

б) конвейерная линия;

в) рабочая сила;

г) время, затраченное на производство товара;

д) месторождение урановых руд.

Задание 8. В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таб­лицей:

Варианты Тостеры (тыс.штук) Компьютеры (тыс.штук)
А
Б
В
Г
Д

1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной — компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) увеличится за счет привлечения иностранных рабо­чих численность занятых в производстве компью­теров;

в) в производстве тостеров станут применять модерни­зированное оборудование;

г) к власти в стране придет диктаторский режим, ко­торый запретит использовать новые технологии при производстве компьютеров и тостеров.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения про­изводства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Наши рекомендации