Конкурентоспособность предприятия
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее виды.. 5
1.1 1.1 Конкурентоспособность предприятия. 5
1.2 1.2 Показатели конкурентоспособности. 7
1.3 1.3 Повышение уровня конкуренции предприятия. 9
Список литературы.. 9
Введение
Конкуренция — это главной часть рыночной экономики. Еще Адам Смит (английский экономист и публицист) подметил что конкуренция — это «невидима рука», обеспечивающая функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирующую общественного производства. [14] Собственно, при конкуренции совершается «естественный отбор» наиболее сильных субъектов рыночных отношений.
Главным свойством хозяйствующего субъекта со стороны конкурентной борьбы это его уровень конкурентоспособности. Данная категория устанавливает жизнеспособность производства, результаты его производства в условиях конкуренции. [13]
Таким образом, при рыночной экономики для любого хозяйствующего субъекта основной задачей является увеличение и удержание его конкурентоспособности. Главную роль играет проблема современных экономических условий, когда значительное усиление конкуренции со стороны как иностранных, так и отечественных хозяйствующих субъектов поставило на грань банкротства множество предприятий, а порой — и целые отрасли экономики. [1]
Методологически тесно связанной с решением проблемы увеличении конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, так как только на основе это оценки можно сделать вывод об уровне конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Данная оценка является начальной точкой постановки задачи по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в это же время — условием эффективности этих мероприятий. Помимо того, оценка конкурентоспособности предприятия является основой для анализа и, как следствие, поиска путей повышения его конкурентоспособности. [2]
Таким образом, решение проблемы увеличения конкурентоспособности предприятия невозможно без решения проблемы оценки и анализа этой экономической категории.
Цели данной работы изучить и понять сущность конкурентоспособности предприятия. Сначала мы изучим понятие конкуренции, потом разберем показатели конкуренции и пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель задачи структура , размер стр
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее виды
Конкурентоспособность предприятия
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования будет тот, кто способен устоять в конкурентом сражении на отечественных и мировых рынках. Главным действием в рыночной экономике является дух соперничества, который в большей степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко выражен в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много похожих по своим потребительским характеристикам товаров.[15] Смысл конкурентной борьбы состоит в поднятии или удержание позиции предприятия на рынке, что достигается за счет хорошо поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурирующего предприятия, как по уровню соответствия конкретных потребностей клиентов, так и по расходы на ее удовлетворение. Конкуренция - это жесткое соперничество предприятий, сначала в экономической, а после в других сферах жизни общества. [2] С позиции экономики, конкуренция - это борьба поставщиков (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально нужных им товаров путем совершение более выгодных сделок. Конкуренция, с одной стороны, является плодом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой – главные спутники конкуренции — это конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.[14] За последние десять лет увеличение конкуренции отмечено практически во всем мире. Еще не так давно её не было во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко установлены. И даже там, где было соперничество, оно не было таким жестким. Сегодня ни одна компания не может обойтись без конкуренции. Невзирая на разные методы и формы конкурентной борьбы, каждое предприятие пытается создать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Состоятельность рынка, на котором находится большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает небольшую долю рынка и не может устанавливать условия продажи или покупки товаров. [16] Предполагает наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Исключительное право на что-либо. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, являющееся собственностью одного лица, установленной группы лиц или государства. Возникает при высокой скоплении и централизации капитала и производства. Цель- получение сверхвысокой прибыли. [12] Обеспечивается с помощью установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям. Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. [3]
На сегодняшний день представляется, что термин «конкуренция», как синонима борьбы за выживание на рынке не соответствует действительности. Подход к понятию «конкуренция» с точки зрения общей теории систем предполагает более глубокое понимание этого явления. Любая конкуренция на рынке, в этом смысле есть ни что иное, как сравнительное приспособление систем к установленным на них граничным условиям. Теории соперничества в основе современного западного подхода к осмыслению социальных явлений лежат труды Ч.Дарвина (в социально-экономическом контексте приоритет принадлежит английскому экономисту А.Маршаллу). Последователи А.Маршалла полагают, что социально-экономические системы развиваются только по восходящему пути, переходя из менее собранного в более организованное состояние. Создалось даже целое научное направление, получившее название "социобиология". Эволюционный подход прочно вошел в западную экономическую теорию в качестве основного метода изучения социальных процессов. Основой этого учения стал «бихевиоризм» – учение, изучавшие деятельность биологических, социально-экономических и др. высокоорганизованных систем на основе тезис «стимул Þ реакция». Общими методологиями условиями бихевиоризма стали принципы философии позитивизма, согласно которым наука описывает только непосредственно наблюдаемые и регистрируемые явления. [11] В тоже время любые попытки субъективного анализа внутренних, непосредственно не наблюдаемых, процессов отклоняются как ненаучные спекуляции. [4]
Вывод: таким образом, конкуренция — это механизм, с помощью которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, борьба между производителями, позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать более полное использование ресурсов общества. Основные виды конкуренции – ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя, вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может
1.5 Показатели конкурентоспособности ЭТО ЧТО?
Самый главный элемент управления предприятия является оценка уровня конкурентоспособности. Только количественная оценка позволяет вычислить уровень конкурентоспособности и регулировать его. В современных критериях оценка конкурентоспособности предприятия и его выпускаемого продукта, области, является главным условием выработки государственной политики экономической безопасности и отраслевой политики. [5]
Любая оценка – это установление наличия и показателя степени той или иной характеристики. На оценках основаны анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение характерных и существенных черт того или иного явления. Без оценок нельзя осуществлять контроль над процессом. Чем точнее оценка, тем больше вероятность принятие правильного управленческого решения.
Каким бы не был уровень оценки по своей сущности, объекту, она всегда сводится к определенным показателям, которые описывают ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использовать в качестве стимулирования и др. Показатель – это расцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и др.) [6]
В настоящее время на практике используются различные способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции. Множество методов применяются для определения комплексного показателя конкурентоспособности. [9]
Как выделяли Артур А. Томпсон - мл, и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности фирмы (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список главных факторов успеха данной отрасли и конкурентных Достоинств либо недостатков (5 – 10 пунктов). Потом вычисляется уровень организации по всем показателям (целесообразно использовать оценки от 1 до 10), и эти оценки складываются для достижения оценки комплексного показателя конкурентоспособности предприятия. Похожая процедура проводится и для наиболее сильных организаций. [10] Сравнение полученных оценок суммируемых показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет обнаружить преимущество или недостатки организации по отношению к конкурентам. В выражении в качестве единичных значении конкурентоспособности организации могут использоваться и относительные показатели, выявленные путем деления значений определенных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для более высокой организации конкурента (продукции конкурента). В данном случае полученный по формуле суммарный показатель будет показывать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента). Этот способ отличается простотой, но может неправильно отображать общую оценку конкурентоспособности организации, так как единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут равно важны для итоговой оценки. [7]
Таким образом расчет конкурентоспособности имеет специфические черты и задачи. Во- первых, важно определение показателей конкурентоспособности предприятия, что является начальным уровнем для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в рамках рыночной экономики. Во-вторых, изучение конкурентоспособности должно происходить непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Этот подход позволяет быстро принимать решения об оптимальных изменениях ассортимента товара, важность поиска новых рынков или новых рыночных сфер, увеличении и создании новых производственных мощностей, создании новых или модернизации выпускаемых товаров (услуг). В-третьих, Определение единичных показателей конкурентоспособности формирование стратегии деятельности предприятий анализ результатов оценки конкурентоспособности предприятий, определение совокупных показателей конкурентоспособности предприятия, оценка качества, суммарная оценка конкурентоспособности предприятия, оценка стоимости услуг, оценка единичных экономических показателей, оценка единичных технических показателей, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает обязанность использовать целый ряд показателей, которые можно не использовать при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.[8]
1.6 Повышение уровня конкуренции предприятия
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).[18] Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции (услуг) во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы развития страны и ее национальный престиж. В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов- продукций (услуг) выпускаемой конкурирующими предприятиями.[20]
Повышение конкурентоспособности предприятия является ключевым направлением деятельности любого предприятия, потому что не существует отрасли, в которой не было бы конкурентов (за редким исключением). И от этого показателя зависит успех или провал предприятия.
В настоящее время существуют разные методы определения конкурентоспособности, а, исходя из них, и разные методы ее повышения.
Одним из условий повышения конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии его развития, которая является одной из основных функций менеджмента, при этом под стратегией понимается образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации по повышению конкурентоспособности предприятия. Можно выделить семь граней проявления стратегического управления как идеи эффективного руководства повышением конкурентоспособности предприятия. [19]
В первую очередь она определяется показателями прибыли, но прибыль является абсолютным показателем и зависит от масштабов предприятия (объемов производства).
Наряду с прибылью существую такие показатели, как: объемы продаж (во всех выражениях), загрузка производственных мощностей, объем и направление капитальных вложений и многие другие. Но в полной мере уровень конкурентоспособности отражает рентабельность, которая показывает прибыльность предприятия в процентах.
Для каждой отрасли уровень рентабельности имеет свои средние значения. Чтобы предприятие занимало большую долю рынка, необходимо, чтобы его рентабельность была не ниже среднеотраслевой.
Существует несколько показателей рентабельности, но самыми уместными для оценки конкурентоспособности являются: рентабельность реализованной продукции (ROM - на его основе можно выявить увеличение (уменьшение) спроса на продукцию) и рентабельность активов (ROА - чтобы реализовывать товары недостаточно расходов на их приобретение, необходимо понести полный комплекс затрат, который отражает актив баланса). [18]
Для того чтобы увеличить показатель рентабельности, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности предприятия, следует увеличить прибыль или снизить стоимость реализованной продукции.
Так как стоимость реализованной продукции является выручкой, а прибыль равна разнице между выручкой и затратами, то есть себестоимостью продукции, то для улучшения конкуренции предприятий необходимо снижать себестоимость, не снижая качества продукции, потому что оно также влияет на уровень рентоспособноcть спроса. Снижать себестоимость лучше всего за счет сокращения и постоянных затрат на единицу продукции, то есть увеличивать объем производства, не повышая при этом цену на продукцию.
Основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей современного рынка являются:
· Внедрение достижений науки и техники;
· Привлечение высококвалифицированных специалистов;
· Повышение качества товара при снижении издержек производства;
Расширение рынка сбыта продукции внутри страны.
С ростом научно-технического прогресса растут и изменяются потребности людей, современный потребитель выдвигает новые и более сложные требования к товарам и услугам. В этих условиях задачей предприятия становится создание новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг.
Таким образом, управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК
Список литературы
1. В.М.Круглик, Конкурентоспособность предприятия (фирмы),2013 стр 6
2. Пострелова, М. С. Маркин // Молодой ученый. — 2013. Глава 6 Стр 398-402
3. С.П. БУРЛАНКОВ Статья Методы оценки конкурентоспособности
4. М. Л. Калужский Общая теория систем. Лекция 9
5. Оковкина Ольга Николаевна статья Пути повышения конкурентоспособности предприятия
6. Повышение конкурентоспособности российского нефтяного комплекса на энергетическом рынке Евросоюза. Монография, Николаюк Н.Н. глава 1, стр 18-28
7. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность
Философова Т.Г., Быков В.А. Юнити-Дана • 2012, глава 1 часть 3
8. Маркетинг: Учебник для бакалавров Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. глава 8, стр 156-166
9. М.Л. Калужский электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка, общий поиск по книги с помощью ключевых слов.
10. М. Л. Калужский Общая теория систем Учебное пособие, общий поиск по книги с помощью ключевых слов.
11. Абдразаков Р.И.Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций/ Р.И. Абдразаков// Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - № 2- с.22-27
12. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы: учебное пособие/ Белоусов В.Л. – М.: Феникс, 2009. – 324 с.
13. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / пер. с англ. – ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 342 с.
14. Аристов Д.В. Квалиметрический анализ конкурентоспособности предприятия/ Д.В. Аристов// Менеджмент в России и за рубежом. – 2010 - №1. – с 19-22
15. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебное пособие. / И.М. Лифиц. – М.: Высшее образование, 2009. – 324 с.
16. Основы управления конкурентоспособностью Автор: Мазилкина Елена Ивановна, Паничкина Галина, глава 2.5 стр 11-13
17. Исаев Александр Аркадьевич, статья: конкурентоспособность предприятия: проблемы теории
18. Лоскутова Марина Владимировна, статья анализ теорий конкуренции конкурентоспособности
19. Метелев И. С. Статья конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки
20. Айдинова А. Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / А. Т. Айдинова, Е. С. Головко // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 371-373. ОФОРМЛЕНИЕ!!!