Экономика социально-культурной сферы

Учебное пособие

Санкт-Петербург 2003

экономика социально-культурной сферы - student2.ru

ББК71.4 П62

Помпеев Ю.А.

Экономика социально-культурной сферы / Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств. - СПб.: 2003. — с. 96.

Помпеев Юрий Александрович,

профессор, доктор культурологии, член Союза писателей России

Экономика социально-культурной сферы

Учебное пособие Второе издание

Рецензенты:

ИМ. Болотников, профессор, доктор философских наук,

зав. кафедрой менеджмента и экономики культуры СПб ГУКИ;

O.K. Введенский, доцент, кандидат экономических наук (СПб ГУКИ);

ММ. Хайкин, кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и управления социальной сферы СПб ГУЭФ

Учебное пособие предназначается для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, для работников социально-культурной сферы и органов управления в ней, для менеджеров творческих коллективов, коммерческих и некоммерческих организаций, занятых социально-культурной деятельностью.

В связи с краткостью изложения материала, автор указывает в скобках номера и страницы дополнительных источников из списка использованной литературы.

ISBN-5-8392-0171-5

© Ю.А. Помпеев, автор текста © А.Ю. Помпеев, оригинал-макет

экономика социально-культурной сферы - student2.ru Подписано в печать 17.02.2003 г..Тираж 2000 экз. Объем- 8 печ.л. 191186, СПб ГУКИ. Дворцовая наб., д.2.

Глава первая. Основные определения, цели и задачи курса

1.1. Определение понятия "социально-культурная сфера"и ее местав системе единого народно-хозяйственного комплекса

Начнем с определения основных терминов, составляющих наимено­вание нашего курса.

Система общественного воспроизводства, исторически сложившаяся в определенных территориальных границах и включающая все формы и отрасли общественно полезной деятельности, приносящей доход, в эко­номической науке именуется народным хозяйством нли национальной эко­номикой.

Социально-культурная сфера - составная часть национальной эко­номики, связанная с выполнением государством его социальных (от лат. socialis - общественный) функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми. Эта сфера представляет совокуп­ную социокультурную организацию общества и, в соответствии с Зако­ном "О бюджетной классификации РФ" (1996), включает в себя следую­щие группы или отрасли (9;71-71):

4 культура, искусство и средства массовой информации;

♦ образование и профессиональная подготовка кадров;

4- здравоохранение;

4 физическая культура и спорт;

4 социальное обеспечение.

Термин культура (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие, почитание) вбирает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Это понятие на­считывает не менее двух тысяч лет, и впервые было употреблено как агро­технический термин (обработка земли, возделывание почвы), а в перенос­ном смысле - применительно к воздействию на человеческий ум.

Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специальных технологий (от греч. techne- искусство, мас­терство) человеческой деятельности и насыщенная продуктами (резуль­татами) этой деятельности. Но культура вбирает в себя и мир «возделан­ных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Этот процесс протекает в «упорядочен­ных» коллективах людей на основе опыта совместной жизнедеятельнос­ти, воплощенного в системах социальных целей, ценностей, правил, обы­чаев, социальных стандартов, технологий и художественных коммуни-

каций (от лат. communicare - делать общим, связывать). Иначе говоря, это общественный процесс обработки людей людьми (20; т.3,с.35).

Социальная культураорганизует общественную жизнь, рождает чув­ство единства и идентичности членов данного общества или социальной группы. Социальная культура —явление сложное и многоплановое, на­ходящее свое выражение как в материальной (здания, оборудование, ору­дия труда, книги, картины, украшения, предметы быта и культа и т.д.), так и в нематериальной, духовной (знания, идеи, законы и нормы, ценно­сти и правила поведения, язык, традиции, ритуалы, обычаи и т.д.) фор­мах. Если речь идет о социальной культуре не всего общества, а его от­дельных частей (социальных групп), то при этом используются понятия субкультурыи контркультуры (38;116-117).

Деятельность в сфере культуры направлена на всестороннее (интел­лектуальное, эстетическое, нравственное) воспитание человека с исполь­зованием особых средств, восприятие которых осуществляется доброволь­но, с учетом интересов личности и преимущественно в свободное время. Она осуществляется на профессиональной, полупрофессиональной и на любительской основе.

Результатом этой динамичной деятельности являются две группы куль­турных ценностей, органически воплощенных как в специфических фор­мах объективной или виртуальной реальности, так и в преобразованных формах обратного воздействия на другие общественные явления (куль­тура труда, потребления, отношений между людьми и т.д.).

Более или менее общепризнанные поведенческие стандарты вопло­щаются в социальных ценностях, на основе которых вырабатываются со­циальные нормы (свобода, честь и достоинство личности, социальная спра­ведливость, материальное благополучие, духовное богатство, гражданс­кий долги др.).

Проблемы функционирования культуры связаны с созданием, распро­странением и освоением художественных ценностей. На уровне обыден­ного сознания культура воспринимается зачастую как синоним искусст­ва, которое составляет одну из сфер существования культуры, наряду с наукой, религией, моралью и правом. Искусство (от слова искус-опыт, проба, попытка) со времен В.И. Даля противополагалось природе как вся­кое дело рук человеческих, активное преображение действительности, как развитые навыком или учением творческие способности, как руко­делье, ремесло, художество, требующие большого умения, таланта и вкуса (Словарь В.И. Даля, том II; 52). Искусство как специальная знаковая сис­тема являет собой модель функционирования культуры, модель превра­щения биологического в культурное с помощью социального. Человек представлен в культуре как субъект и одновременно как результат соб­ственной деятельности.

Трансляционная (передаточная) рочь культуры в качестве социальной памяти общества осуществляется действием особого социального меха-

низма, воспроизводящего эталоны поведения, направленность энергии и качество развития способностей индивидов и их общностей, на основе опыта истории и в соответствии с потребностями дальнейшего развития общества.

Культура как феномен человеческой жизни и продукт жизнедеятель­ности людей обладает информационным механизмом создания, накоп­ления и воспроизведения структуры, принципов функционирования, про­цессов регламентации и обучения, а также наследования спрессованного историей культуры опыта множества формировавших ее поколений. Этот механизм представляет собой социально-экономический генотип, носи­телем которого является общество, а результатом действия■- искусст­венный, созданный или освоенный людьми мир. Воплощенные в жизнь, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные факты культу­ры [артефакты) представляют собой определенное олицетворение же­ланий людей, ограниченных природными возможностями человека как активного существа, способного к объединению с другими в процессе осуществления такого рода действий (30;10-11).

В узком, отраслевом смысле культура как главная составляющая со­циально-культурной сферы в составе единого народно-хозяйственного комплекса включает в себя (39;6):

♦ сохранение и использование культурно-исторического наследия
(музейное, библиотечное и архивное дело, литературу, национальные и
местные традиции, праздники и т.д.),

♦ художественное образование и детское творчество, исполнительс­
кое искусство, государственное эфирное вещание, студии изобразитель­
ного искусства, художественно-творческую и концертную деятельность,
организацию досуга и развлечений, этнографические искусства и ремес­
ла, народное любительское творчество, профессиональные и самодея­
тельные театры, предприятия киносети и кинопроката,

♦ а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, уп­
равление, развитие материально-технической базы, информацию, рек­
ламу, подготовку кадров и т.п.).

Помимо вышеперечисленных традиционных (некоммерческих) на­правлений в сфере культуры и искусства, в индустриально развитых стра­нах используются высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио - и видеопродукции, мода, рекламный бизнес, фотография, промышленный дизайн).

Социально - культурную сферу, производящую в основном нематери­альные блага и услуги, можно назвать сферой духовного производства, ко­торая существуете тесном переплетении с производством вообще, вклю-чая'его материально-техническую базу (оборудование, финансы, школы, театры, храмы, музеи и т.п.), социальную и политическую структуры (учеб­ные заведения, научные и медицинские центры, религиозные и светские организации, кадры специалистов и др.), формирует познавательные ори-



ентации, духовную жизнь общества, его нравственный климат. Воспро­изводство духовной деятельности обеспечивается, как мы установили, системой образования издравоохранения, научными учреждениями, структурами масс-медиа, религиозными и творческими организациями.

Особое место в конкурентно-рыночном механизме занимает эконо­мическая культура,под которой следует понимать систему ценностей и мотиваций хозяйственной деятельности, уважительное отношение к лю­бой форме собственности ихозяйственному успеху как особой социаль­ной ценности, невосприятие уравнительных настроений, поддержание общественной среды для предпринимательства, партнерство между го­сударством, предпринимателями и трудящимися (3; 310).

Именно культура как процесса продукт духовного производства явля­ется, непременной предпосылкой эффективного национального хозяй­ства; она определяет уровень цивилизованного развития государства, его экономики, науки, техники, политики. Являясь в качестве одной из отрас­лей народного хозяйства, социально-культурная сфера не только расхо­дует ресурсы, но опосредованно участвует в их воспроизводстве. Труд в социально-культурной сфере следует отнести к косвенно производитель­ному труду, результаты которого влияют на духовные способности чело­века, занятого производством материальных благ.

Эту сферу отличают такие закономерности развития, как независи­мость творческой деятельности, преемственность, устойчивость и пере­дача культурных традиций; новаторство, самобытность, неповторимость, уникальность, а в ряде случаев и невоспроизводимость творческого ре­зультата; единство национального и общечеловеческого; взаимопроник­новение материального производства и духовной деятельности.

Цель функционирования и содержание социально-культурной

сферы; характер и особенности продукта творческого труда,

Наши рекомендации