Исходные данные для построения матрицы БКГ

Исходные данные для построения матрицы БКГ - student2.ru № продукции Показатель
Темпы роста рынка 0,86                
Относительная доля рынка                
Доля товарной группы в общем объеме реализа-ции предприятия, % 32,6                

5. Построить матрицу БКГ. В качестве границ квадрантов (срединные значения в матрице) применяются:

· средний индекс темпов роста рынка, равный 1,1, т.е. постоянный объем реализации с учетом темпов инфляции (10-12%);

· относительная доля рынка. Значение вертикальной границы примем равным 0,8 (если вертикальная граница будет проходить на уровне единицы, то единственная возможность для фирмы стать звездой или дойной коровой – стать в отрасли (товарной группе) обладателем самой большой доли рынка).

· диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема товарной группы в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием товарной группы №1 см. рис. 2).

6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать товарную стратегию предприятия. Она формируется по отдельным товарным группам и может содержать следующие стратегические решения:

· убрать из товарного портфеля предприятия;

· увеличить объем реализации, изменяя структуру товарного портфеля;

· изменить относительную долю на рынке;

· увеличить инвестирование;

· ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными товарными группами и т.п.

 
  Исходные данные для построения матрицы БКГ - student2.ru

Рис. 2. Матрица БКГ

При формировании товарной стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирование товарного портфеля:

· «звезды» оберегать и укреплять;

· по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

· для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

· «вопросительные знаки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;

· комбинация товаров «вопросительные знаки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования – умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

· комбинация «вопросительные знаки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

· комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.

Решение задачи

Решение задачи должно быть представлено следующими пунктами:

1. Исходные данные для построения матрицы БКГ, представленные в виде в таблицы 6.

2. Матрица БКГ.

3. Вариант товарной стратегии предприятия, который может быть представлен в виде таблицы 7.

Таблица 7

Вариант товарной стратегии предприятия

Сегмент № товарной группы Стратегия
«Вопроси-тельные знаки»    
«Звезды»    
«Дойные коровы»    
«Собаки»    

Литература

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.

2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2002. – 416 с.

3. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 367 с.

4. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 464 с.

5. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 2.

6. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

7. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

Приложение 1

Оценка внешних возможностей и угроз для предприятия (пример)

Группа факторов Факторы Оценка факторов (в баллах) Сила воздействия (в баллах) (гр.1 x гр.4) Основание оценки фактора
-5 Экспертная оценка +5 Угро-зы Воз-мож-ности
1. Экономические факторы (значимость – 3) Темпы инфляции Повы-шаются -1 Снижа-ются -3   Темпы инфляции невысокие
Налоговые ставки Растут +1 Снижа-ются   +3 Возможность увеличения части прибыли, направляемой на развитие предприятия
Изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы Тарифы растут -3 Тарифы снижа-ются -9   Динамика изменения за последние годы свидетельствует о постоянном росте тарифов
Итоговая оценка: -12 +3  
2.Политические факторы (значимость - 2) Таможенная политика государства Невыгод-ная предп-риятию -3 Выгодная предп-риятию -6   Повышение пошлин на ввозимый товар, дисциплина взимания пошлин ведут к повышению цен на импортные товары.
Жесткость государствен-ного регулиро-вания Ослабе-вает +2 Усили-вается   +4 Повышается защищенность от недобросовестной конкуренции, в т.ч. и со стороны импортеров
Итоговая оценка: -6 +4  

[1] SWOT - со­кращенное слово, образованное из начальных английских слов «сила» (strenght), «слабость» (weakness), «возможности» (opportu­nities) и «угрозы» (threats)

Наши рекомендации