Виды взаимодействий и принципы построения системы корпоративной социальной ответственности
Поскольку социальная система функционирует как сеть отношений взаимодействия, то каждый отдельный элемент системы, субъект КСО, реализуя собственные интересы, неизбежно затрагивает интересы тех, с кем он взаимодействует.
Можно назвать следующие типы взаимодействия:
— равноправное сотрудничество между элементами и подсистемами;
— кооперативное взаимодействие;
— функциональное иерархическое взаимодействие между эле-
ментами и подсистемами, связанными иерархией соподчиненности;
— конкурентное взаимодействие — подсистемы находятся в со-
стоянии конфронтации.
При реализации КСО встречаются все виды взаимодействия:
равноправное сотрудничество между субъектами одного уровня в
организации; кооперативное — в процессах производства и управления, складывающееся в силу разделения труда; функциональное иерархическое, непосредственно вытекающее из сути управления; конкурентное, возникающее как внутри организаций, так во внеш-
ней среде, связанное с распределением ограниченных ресурсов.
Существуют четыре основных функциональных императива социальных систем: сохранение образца, интеграция, достижение цели, адаптация. Функция сохранения образца заключается в том, что социальные системы проявляют тенденцию к сохранению своих структурных образцов.
Инерционные тенденции социальной системы противоречат ее
потребностям, возникающим в результате реакции на различные ситуации; направленное изменение ослабляет противоречие между потребностями системы и теми условиями внутри окружающих систем, которые влияют на их удовлетворение. Поэтому функция достижения цели, в отличие от функции сохранения образца, существенным образом связана с конкретной ситуацией. Отличительной особенностью социальных систем является множественность целей. При единственной цели система может быть мобильной, при множестве — необходим известный уровень инерционности для пере-
стройки всей системы целей и способов их достижения. Инерция
обеспечивает самосохранение системы.
Предлагается три императива: целеполагание; внутренняя и
внешняя интеграция; адаптация к требованиям внешней среды. Кроме того, достаточно отчетливо прослеживается четвертый императив — дезинтеграция общей цели в соответствии с функциональными обязанностями субъектов КСО, предшествующая интеграции их
действий в процессе реализации общей цели.
Адаптивная функция системы определяется как обеспечение
ее функционирования свободными ресурсами независимо от того,
для какой конкретной цели они используются. При наличии одной
цели проблема оценки полезности ресурсов сводится к вопросу о
том, насколько они подходят для достижения цели. В случае множественности целей одни и те же ограниченные ресурсы могут быть использованы по-разному. Важно, что использование для достижения одной цели ограничивает их применение для достижения других.
Расширение состава субъектов и объектов КСО увеличивает набор
альтернатив. Наряду с множественностью целей имеет место разнообразие конкретных средств и ресурсов, предназначенных для их достижения. В сложных социальных системах свобода распоряжения средствами обеспечивается институционализацией денег и рынков.
Научно доказано, что адаптация соотносится с целями и ценностями системы. Она может состоять либо в пассивном принятии условий при минимизации риска, либо в активном влиянии на условия. В случае КСОорганизация стремится активно действовать, для
того чтобы управлять ситуацией и формировать то окружение, кото-
рое будет способствовать ее успешному функционированию и устойчивому развитию. Адаптационная функция проявляется в активной форме — адаптирующей, в отличие от пассивной — собственно адаптационной.
Для реализации КСО через создаваемую продукцию, оказываемые услуги, корпоративные ценности организация должна активно воздействовать на среду, в противном случае она утратит свою индивидуальность в процессе приспособления к социальным требованиямвнешнего и внутреннего окружения.
Функция интеграции в иерархии управления располагается
между функциями сохранения образца и достижения цели и касается взаимного приспособления подсистем с точки зрения их содействия эффективному функционированию данной системы как целого.
Это связано с отношением к задаче сохранения образца, равно как
и к внешней ситуации, через процессы достижения цели и адаптации. Несомненно, иерархичность является непременным атрибутом управления любого уровня и любыми процессами.
С интеграцией управления дело обстоит сложнее именно в той
части, где управленческое воздействие не может быть прямым, а носит рекомендательный характер. Таким образом, в отношении КСО можно говорить о координации как одной из форм интеграции управления.
Одним из важных аспектов системного подхода к исследованию
социальных систем является решение вопроса о факторах системности и механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем в процессе их функционирования и развития.
Рассмотренные положения, характеризующие системный подход
к управлению социальных систем, позволяют рассмотреть соподчиненность понятий, характеризующих КСО, и соответствующих им социально-экономических явлений.
Субъектом КСОявляется организация, выполняющая различные роли, такие как участник гражданского общества, производитель, работодатель, инвестор, объект инвестиций, участник конкурентной борьбы, участник социального развития. Соответственно этим ролям содержание социальной ответственности включает:
— соблюдение законов, норм общественной жизни;
— выпуск безопасных товаров, установление справедливых цен, эффективное использование ресурсов, обеспечение безопасности и соблюдение экологии на производстве;
— заботу о материальном положении работников, соблюдение
их прав;
— учет социально-экономического эффекта инвестирования;
— защиту интересов инвесторов, предоставление достоверной
информации;
— отказ от неэтичных конкурентных методов, неучастие в ограничении конкуренции;
— стимулирование и поддержку инноваций, признание ответственности за влияние на качество жизни окружения.
Объект КСО имеет сложную структуру — предприятие ответственно за характер и результат своей деятельности перед акционерами, работниками, управленцами, кредиторами, потребителями, поставщиками и деловыми партнерами, местным сообществом, органами государственной власти и управления.
В настоящее время разработаны и действуют стандарты прозрачности и отчетности, которые отражают эти показатели и правила предоставления информации о социальной ответственности и деятельности корпораций:
— SA 8000 (Социальная отчетность 8000), включает стандарты и программы мониторинга по следующим аспектам: рабочее
время; зарплата и льготы; свобода объединения и заключения коллективного договора; система управления; детский труд; принудительный труд; отсутствие дискриминации по полу, расовым признакам и др.; здравоохранение и безопасность; дисциплина;
— АА 1000 (отчетность для прозрачности) — разработан
Институтом социальной и этической ответственности в 1999 г., ис-
пользуется для оценки этических результатов деятельности корпора-
ций, в основном в разрезе трудовых отношений и охраны окружаю-
щей среды; включает набор критериев и процедуры организации и
проведения социального и этического аудита;
— GRI (Глобальная инициатива по отчетности) — инициирована Коалицией экологически ответственных экономик (СЕRЕS) в 1997 г., в 1999 г. опубликован проект руководящих принципов составления корпоративных отчетов; содержит набор принципов под-
готовки отчетов по устойчивости корпораций, включающих социальные и экологические индикаторы;
— Саншайн (стандарты по составлению корпоративных
отчетов для стейкхолдеров)— разработаны Альянсом стейкхолдеров (объединяет организации по защите прав потребителей, экологические и религиозные некоммерческие организации), используются при составлении ежегодных корпоративных отчетов для стейкхолдеров; содержат принципы подбора и предоставления информации для
отчета: о продукции и услугах; о гарантиях занятости, безопасности
и здравоохранения, равных возможностях при найме; о структуре
собственности, финансовых показателях; налоговых выплатах; созданных рабочих местах; инвестициях; благотворительной деятельности; о госзаказах; о штрафах.
Рассмотренные стандарты могут применяться к организациям
любых размеров во всех видах деятельности.
В США и Англии в целях показателя социальной ответственности используется Социальный индекс Домини 400 — это индекс
цен на обыкновенные акции 400 компаний США, отобранных после
оценки по социальным и экологическим параметрам: экологические
(переработка отходов, снижение выбросов и др.); оценка продукции
(судебные процессы, доходы от алкоголя и др.); взаимодействие с
обществом (благотворительность, программы для нуждающихся); от-
ношение к сотрудникам (к профсоюзам, участие в прибыли); поли-
тика в отношении женщин и представителей нацменьшинств (прием
на работу).
Взаимодействие субъектов КСО в отношении ее объектов долж-
но базироваться на некоторой совокупности принципов, выражаю-
щих сущность этого общественного явления (рис. 2.4).
Принципы построения системы КСО:
1) Принцип системности — обеспечивает эффективность реа-
лизации функций и направлений корпоративной социальной ответ-
ственности в системе корпоративного управления. Он является цен-
тральным.
2) Принцип комплексности — скоординированность деятель-
ности организации по трем направлениям устойчивого развития:
экономическому, социальному, экологическому
Принцип интегрированности предполагает, что корпора-
тивная социальная ответственность интегрирована в основную де-
ятельность организации. При этом полномочия и функции сторон
корпоративного управления в сфере корпоративной социальной от-
ветственности распределяются. Интегрированность подразумевает
ответственность перед обществом в целом, а также перед отдельными
входящими в него членами — стейкхолдерами. Из этого положения
вытекают следующие два принципа — подотчетность и адресность.
3) Принцип подотчетности состоит в подотчетности перед
заинтересованными сторонами и обществом в целом, а также в со-
ответствии принятым на себя обязательствам и применяемым стан-
дартам,
4) Принцип адресности означает ожидание выполнения опре-
деленной обязанности по отношению к определенному заинтересо-
ванному лицу. Поскольку все мероприятия в рамках программ КСО
предполагают направленность на определенную аудиторию, орга-
низация должна четко определить круг их адресатов. Эффективное
разрешение проблемы адресности может способствовать улучшению
имиджа и деловой репутации организации.
6) Принцип динамичности — концепция корпоративной соци-
альной ответственности претерпевает постоянные изменения, на нее
оказывают влияние принятая парадигма, мировые, национальные и
региональные особенности ведения бизнеса. Это влияние обусловлено
также тем, что большая и постоянно растущая доля объектов корпо-
ративной социальной ответственности находится вне организаций и
иных бизнес-структур (органы государственной власти и управления,
общественные организации и др.). Организации должны учитывать их
меняющиеся интересы при планировании и реализации мероприятий
в сфере КСО. Решая проблему динамичности внешней среды, орга-
низация должна в достаточной мере стабилизировать отношения с ее
элементами, развивая имидж и повышая деловую репутацию.
7) Принцип инновационности мероприятий и технологий
ее реализации — непрерывное их совершенствование и гармонизация.
8) Открытость всех действий организации в области КСО
и адекватность отчетности предприятий их составу и содержанию.
9) Принцип кооперации предполагает объединение организаций как с другими организациями, ассоциациями, союзами, так и непосредственно с различными заинтересованными сторонами для решения социально-экономических проблем страны и других административно-территориальных образований. Существенным при
реализации данного принципа является развитие долгосрочного и
согласованного сотрудничества. В результате такого рода кооперации вырабатываются определенные правила поведения для всех участников в виде стандартов ведения бизнеса, которые охватывают финансы, этику, отношение к окружающей среде, обеспечение прав
человека, трудовые отношения. В соответствии с ними корректируется деятельность каждого участника кооперации.
10) Кооперация приводит к институционализации, взаимному
признанию и соблюдению определенных правил поведения, что вы-
ступает базой для более развитой системы отношений, построенных
на кооперативных связях. Поэтому одним из принципов, являющихся следствием и своеобразным продолжением кооперативных отношений, будет их интеграция.
11) Принцип результативности обеспечивает взаимосвязь финансовых показателей деятельности организации с его активной социально ответственной позицией. Данный принцип ориентирован на экономический подход к пониманию КСО — совокупность интересов в итоге сводится к уровню прибыльности и капитализации компании. Таким образом, принцип результативности с содержательной стороны следует рассматривать как необходимость действий, обеспечивающих достижение взаимообусловленных положительных
эффектов для общества и самого предприятия.
12) Принцип последовательности — деятельность организации в области корпоративной социальной ответственности развивается в определенной последовательности.
Выделяют пять основных уровней корпоративной социальной
ответственности, которые располагаются по принципу иерархии от
низшей формы к высшей.
Первый, или базовый, уровень включает в себя обязательства
организации осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства в области занятости, охраны и оплаты труда,
защиты окружающей среды и уплаты налогов.
На втором уровне ответственности организации выделяется два
аспекта — внешний и внутренний. Внешняя ответственность орга-
низации предполагает благотворительную и спонсорскую деятель-
ность организации. В рамках внутренней ответственности органи-
зация на добровольной основе реализует внутренние социальные
программы. Адресатами корпоративной социальной ответственности
в данном случае выступают работники организации. Примерами та-
ких программ являются программы создания рабочих мест, развития
персонала, социальных льгот, а также программы, направленные на
создание и поддержание корпоративной культуры, и др.
Третий уровень, или уровень качественного взаимодействия с за-
интересованными сторонами, характеризуется достижением организа-
цией корпоративных целей с учетом интересов внутренних и внешних
стейкхолдеров. Механизм диалога организации со своими ближними
и дальними стейкхолдерами основан на принципах ответственного по-
ведения, закрепленных в кодексе корпоративного управления, а так-
же предоставлении социальной отчетности. Социальный отчет служит подтверждением прозрачности и открытости деятельности организации и содержит стратегическое видение перспектив его развития.
На четвертом уровне — социально ответственное инвестирование — организация выступает как субъект и как объект привлечения
социально ответственных инвестиций. Под «социально ответственными инвестициями» понимается процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций.
На пятом уровне — гармонизации — организация стремится максимизировать исключительно социальную и экологическую деятельность на фоне неизменных показателей прибыли и капитализации.
В качестве уровней может быть принята степень осознания
необходимости КСО и, соответственно, ориентации на документар-
ную базу.
Построение системы КСО организации определяется характером
взаимоотношений с иными заинтересованными сторонами. Его мож-
но представить тремя аспектами:
1) следование законам и иным нормативным актам;
2) признание необходимости осуществлять социально ответ-
ственную деятельность в более широком контексте, чем требуют
нормативные акты, но при этом исходить из того, что это в известной
степени сужает возможности развития самой организации;
3) социально ответственная деятельность, направленная одно-
временно на получение положительных эффектов во внешней среде
и на саму организацию.
Резюме
1. Сущность построения системы КСО можно определить как
систему действий организации и его участников (собственников, ме-
неджеров и работников), направленную на достижение взаимообус-
ловленных положительных эффектов для общества и самой органи-
зации.
2. В развернутом виде построение системы КСО можно рас-
сматривать применительно к действиям субъектов, связанных суб-
сидиарной ответственностью, в виде трех блоков: социальной от-
ветственности бизнеса, социальной ответственности корпоративного
управления и социально ответственного исполнения функциональ-
ных обязанностей.
3. Содержание корпоративной социальной ответственности в си-
стемном виде может быть представлено следующим образом.
Субъект КСО — организация, выполняющая различные соци-
альные роли.
Объект КСО имеет сложную структуру и включает: акционеров,
работников, менеджеров, кредиторов, потребителей, поставщиков,
других деловых партнеров, а также местные сообщества, органы го-
сударственной власти и управления.
Состав ценностей: качество продукции; справедливая цена;
условия производства, способствующие комплексному развитию ра-
ботников и реализации их профессиональных интересов; состояние
природной среды; достойные жизненные условия социально неза-
щищенных граждан.
Общие функциональные императивы: общее целеполагание, де-
зинтеграция общей цели в соответствии с функциональными обязан-
ностями субъектов КСО, внутренняя и внешняя интеграция, адапта-
ция к требованиям внешней среды.
4. Роли предприятия в процессе реализации КСО: участник
гражданского общества, производитель, работодатель, инвестор, объ-
ект инвестиций, участник конкурентной борьбы, участник социаль-
ного развития. Соответствующие социальным ролям частные функ-
циональные императивы: соблюдение законов, норм общественной
жизни; выпуск безопасных товаров, установление справедливых цен,
эффективное использование ресурсов, обеспечение безопасности и
экологичности производства; забота о материальном положении
работников, соблюдение их прав; учет социально-экономического
эффекта инвестирования; защита интересов инвесторов, предостав-
ление достоверной информации; отказ от неэтичных конкурентных
методов, неучастие в ограничении конкуренции; стимулирование и
поддержка инноваций, признание ответственности за влияние на ка-
чество жизни окружения.
5. Состав принципов, посредством которых реализуется система
КСО: системность, интегрированность, подотчетность, адресность,
инновационность, открытость, результативность, многоуровневость,
динамичность, комплексность, кооперация, иерархия.
6. Наличие аспектов социальной ответственности: первый — сле-
дование законам и иным нормативным актам; второй — признание
необходимости осуществлять социально ответственную деятельность
Вопросы для самопроверки
1. Почему возникают многосторонние приоритеты социальной ответственности?
2. В чем проявляется влияние КСО на состояние экономики?
3. Какие факторы являются типичными для России в формировании отношений КСО?
4. Чем обусловлена необходимость КСО?
5. Какой статус имеет «Социальная хартия российского бизнеса»
и почему?
6. Каковы принципы реализации средств социальной ответственности?
7. Какие признаки организационного поведения характеризуют
возможность осуществления отношений социальной ответственности?
8. В чем различия понятий «социальная ответственность» и «социальное реагирование»?
9. Какие формы социального диалога характеризуют взаимодействие государства, профсоюзов и корпораций в сфере социальных отношений?
10. Какие элементы раскрывают содержание процесса социализации экономики России?
11. Назовите основные атрибуты системы КСО и их особенности.
12. Виды взаимодействия в системе КСО. Охарактеризуйте их.
13. Какие основные принципы используются при построении системы КСО?