Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания. Рекомендуемые нормативы, фактическое состояние
1. Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей, проживающих в нем. При размещении предприятий розничной торговли следует учитывать следующие факторы:
· Градостроительные . к ним следует отнести площадь города, форму плана и функциональное зонирование его территории, численность и плотность населения, размещения мест приложения труда, а также административных, культурных, спортивных центров;
· Транспортные – включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
· Социальные – необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.
· Экономические – обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию
В основе рационального размещения лежат следующие принципы: 1. Принцип равномерности – применим к однотипным предприятиям и в первую очередь к удобным магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. 2. Принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. Означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. 3. Принцип группового размещения предприятий. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского назначения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомагистралей.
Магазины местного значения или удобные магазины, располагаются в жилой зоне города в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Магазины общегородского назначения предназначены для обслуживания населения всего города. В них покупателям необходимо предоставить максимально широкий выбор товаров и услуг.
Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.
При невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью мелкорозничной передвижной сети – автомагазинов и др. передвижных предприятий.
Показатели качества розничной торговой сети [1]
- соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
- удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;
- используемые формы продажи и методы обслуживания;
- соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
- продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
- соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
- удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися продуктами;
- средний размер торговой площади одного магазина.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети
Показатель | Алгоритм расчета | Действующий норматив[2] |
Плотность торговой сети | Количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей | |
Обеспеченность населения розничной торговой сетью | Торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей | Городское поселение 280 м кв в т.ч. в жилых районах 100 м кв Сельское поселение – 300 м кв |
соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами | Город село Продовольственные товары 100 100 Непродовольственные товары 180 200 | |
Доля полустационарной розничной торговой сети | Отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли | |
Общая численность торговых предприятий | ||
Средняя торговая площадь магазина | ||
Соотношение торговой и неторговой площадей магазина | Торговая площадь / общую площадь. Чем выше значение этого коэффициента, тем лучше В зарубежной практике приемлемым является соотношение 70: 30[3] |
2. Эффективное размещение предприятий оптовой торговли зависит от следующих показателей:
1) традиционные расходы на доставку от поставщиков и до потребителей
2) расходы на содержание и создание без и складов оптовых предприятий
3) для решения вопроса оптимального размещения ПОТ необходимо собрать следующую информацию:
- наличие подъездных путей
- состояние и развитие транспортных путей
- расстояние перевозки грузов
- тарифы на перевозки
- объемы поставок
- наличие конкурентов и их местоположение
- характеристика развития и размещения производственных сил района
- технико-экономические показатели работы предприятия (грузооборот, себестоимость складской переработки, коэффициенты использования оборудования и механизмов по времени и грузоподъемности и т.д.)
Принципы размещения предприятий оптовой торговли :
1) прямолинейность грузопотоков
2) удобство транспортирования
3) обеспеченность подъездными путями
4) приближение хранимых ТМЦ к их производству и потребителям
5) соблюдение норм пожарной безопасности (близость к водоемам, например) и т.д
Рациональное размещение предприятий оптовой торговли: непосредственно рядом с производителем; непосредственно рядом с обслуживаемым контингентом; непосредственно рядом с происхождением транспортных коммуникаций; в случае наличия больших складских площадей – в транспортной зоне, за пределами жилой зоны.
3. Рациональное размещение сети предприятий общественного питания – это создание наибольших удобств населению при организации общественного питания, а также обеспечение высокой эффективности работы самого предприятия.
В условиях конкуренции расположение предприятия общественного питания имеет большое значение, поэтому необходимо учитывать следующие факторы: численность населения, расположение производственных предприятий, административных, социально-культурных и учебных заведений; наличия предприятий розничной сети; покупательская способность населения и спрос на продукцию общественного питания;
Современные города включают в себя 4 основные зоны: промышленная, жилищно-административная, коммунально – складская и зона отдыха.
В промышленной зоне располагаются фабрики, заводы, и другие производственные объекты. Характерным для этой зоны является размещение при производственных предприятий столовых, магазинов кулинарии. Норматив в рабочих столовых 250 посадочных мест на 1000 работающих.
Жилищно-административная зона включает жилые массивы, административные, общественные учреждения и учебные заведения. В данной зоне размещаются студенческие, школьные столовые, кафе, рестораны, бары, закусочные, предприятия для отпуска продуктов на дом, магазины кулинарии. Для правильной организации питания должен соблюдаться норматив посадочных мест : в школьных столовых 250 мест на 1000 учащихся, в студенческих столовых 180 мест на 1000 студентов.
В коммунально – складской зоне размещаются всевозможные склады, базы, предприятия пищевой промышленности. В данной зоне следует располагать заготовочные фабрики, комбинаты полуфабрикатов для снабжения своей продукцией и других предприятий общественного питания и розничной сети.
В зонах отдыха находятся парки, сады, спортивные площадки , пляжи. Здесь может быть создано небольшое количество стационарных предприятий с зимними и летними залами, но значительную часть занимают предприятия летнего типа. Основными типами являются закусочные, кафе, бары, рестораны, гостиницы.
Немаловажное значение имеет организация пешеходной и транспортной систем: там, где пересекаются большие потоки, размещают более крупные и в большем количестве рестораны, бары, кафе, закусочные, столовые.
С ростом численности городов растет и норматив численности посадочных мест на предприятиях питания в расчете на каждую 1000 человек городского населения. Если средний норматив мест в сети общедоступных предприятий общественного питания составляет 28 мест на 1000 человек для малых городов, то для крупных городов он растет от 36 до 50 мест нам 1000 человек
Особенности размещения:
1. отдельно стоящие предприятия – размещаются на пересечении пешеходных и транспортных путей, вблизи остановочных пунктов;
2. встроенные предприятия – размещаются на первых этажах жилых домов, гостиничных комплексов, аэропортах, вокзалах и т.д.
3. в комплексах предприятий розничной торговли – размещаются как правило на последних этажах торговых центров.