Региональные экономические интересы

Региональный экономический интерес —это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность. Региональный интерес реализуется в эффективном использо­вании имеющихся на территории региона производственных, тру­довых и природных ресурсов, а также в присвоении определен­ной части результатов от их использования.Экономический интерес — понятие, необходимое для опреде­ления тенденций развития экономики и политической сферы ре­гиона. Экономические интересы являются тем инструментом, кото­рый используется в хозяйственном механизме.. Важнейшими компонентами регионального интереса являются две составляющие: прямая и косвенная. Приоритет отдельных составляющих регионального интереса зависит от тесноты связи того или иного элемента с потребностями региона.Прямая составляющая включает компоненты, которые от­ражают непосредственные потребности региона, — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения: удовлетво­рение потребностей в товарах народного потребления, создание благоприятной экологической обстановки, обеспеченность в ус­лугах социальной инфраструктуры, обеспечение потребностей на­селения в труде.Косвеннаясоставляющая включает такие компоненты, кото­рые отражают потребности системы более высокого уровня (на­родного хозяйства), в которую регион входит как подсистема. Это прежде всего производство продукции, удовлетворяющей потреб­ности федерального уровня. На это направлены действия отрас­лей специализации, и это является прямой составляющей отрас­левого интереса.Прямые составляющие являются объектом непосредственной деятельности субъектов интересов, а косвенные составляющие — областью их взаимодействия.Проводниками экономических интересов на региональном уровне являются субъекты экономической политики. Субъектов экономической политики в регионе можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители хозяйствен­ных интересов.Носителямихозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имуще­ственному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам.В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предпри­ниматели и т.д. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т.д.,.Выразителями хозяйственных интересов являются специали­зированные организации, объединяющие носителей экономичес­ких интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких орга­низаций относятся: профессиональные союзы, союзы предприни­мателей, фермеров, маклеров и т.п.Они могут ока­зать реальное воздействие не только на региональную, но и на об­щегосударственную экономическую политику.Исполнителихозяйственных интересов призваны осуществ­лять государственную экономическую политику региона. Испол­нителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построен­ные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).

22.Возм-ти выравн-ия рег-ых диспропорций. Одной из целей эк-ой рег-ой пол-ки явл-ся выравн-ие диспропорций в развитии эк-ки регионов. Одним из главных напр-ий реш-ия проблемы дифференциации регионов, явл-ся создание институц-ной инфрастр-ры, поскольку эф-ть рег-ой пол-ки во многом зависит от того, как орг-ны и как функц-ют институты, созд-ые для ее проведения. Под-ка депрессивных регионов осн-ся на принципах: обосн-сть выбора объекта помощи, селективность пол-ки гос-ой под-ки регионов, адресность и локал-ия помощи, легитимность и контролируемость. Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-эк-ой ситуации, разр-ке прогнозных сценариев развития сит-ии в регионе, выборе наиболее острых по сит-ии объектов. Сравнит-ый анализ сценарных вариантов должен позволить обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, диагностировать саму возм-ть санации депрессивных терр-ий. Санацией (оздоровлением) терр-ий -система мер по реш-ю проблемы депрессивности или отсталости того или иного террит-ого обр-ия. Опред-им элементом в выборе вариантов санации депрессивных терр-ий явл-ся ее конечная цель. Локализация(ни один механизм не должен быть индифферентным по отн-ию к предмету регулир-ия; в нем необх-мо учитывать реалии и обесп-ть именно конечные рез-тысанациидепрессивныхтерр-ий).Легитимность(Сбором и обработкой информации должны заниматься институты и организации, имеющие официальный статус.).Контролируемость(все д-ия следует проводить в режиме, позвол-ем проверить их реал-ию и, главное, соотв-ие полученных результатов целям санации).Селективность (избирательность) гос-ой под-ки рег-ов связана со множ-ом рег-ов и предп-ий, требующих под-ки, а также с дефицитностью рег-го бюджета. Объектами особой приоритетной под-ки должна стать отн-о небольшая группа производственно-хозяйственных (предп-ия, объед-ия) и рег-ых (нас-ые пункты, огран-ые терр-ии) структур, тех, где сит-ия аномально обострена, а собств-ых и привлеч-ых рес-ов для перелома нарастающих негативных тенденций недост-но.

23.Сущ-ть эк-ой пол-ки региона, мех-мы и эф-ть её реал-ии.Рег-ая эк-ая пол-ка-система целей и задач по управлению эк-им и соц-ым развитием рег-ов, а также механизм их реализации. РЭП является органической частью общей социально-эк-ой пол-ки гос-ва, синтезирующей ее рег-ые аспекты. Она напр-на на всемерное исп-ие благопр-ых факторов и огран-ие действия негативных рег-ых факторов для достижения общих стратег-их целей и задач социально-эк-го развития страны. Механизм РЭП-система конкретных эк-их рычагов и организационно-эк-их средств, с помощью к-х осущ-тся гос-ое влияние на пространственную орг-ию производительных сил, обесп-ся социально-эк-ое развитие регионов, соверш-ся стр-ра их хозяйственного комплекса.Осн-ые составляющие мех-ма реал-ии: законодательно-нормативная база; бюджетно-финансовое регулирование рег-го развития и селективная поддержка отдельных регионов гос-ом;гос-ая фискальная политика;гос-ые рег-ые программы, индикативные прогнозы и планы, местные программы социально-эк-го развития;создание и развитие спец-ых эк-их зон в опред-ых регионах;развитие межрег-го и приграничного сотруд-ва.Эф-ть рег-ой политики зависит от принятой на общегос-ом уровне схемы районирования, действенности механизма реализации рег-ой политики, учета особенностей современных глобализационных процессов. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно продолжать поиски путей постоянного соверш-ия рег-ой политики, что станет залогом уверенного продвижения к построению эф-ного общества.

24. Методы рег-го анализа. Стат-я база рег-го анализа. Методы:1)Системный анализ. опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей)2. Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками-классификация, типология, концентрация и др.3. Балансовый метод. Хар-ся становлением отраслевых и региональных балансов, что позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс.4. Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части:1. Региональный метод - исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии.2. Отраслевой метод - в отраслевом разрезе.3. Местный метод отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.5. Картографический метод. Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. 6. Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистических комитетах субъектов Федерации, а затем окончательно сводятся в Росстате.Построение системы региональных счетов (СРС) - главное направление совершенствования региональной статистики.Для регионов необходимо строить тот же набор счетов, который входит в настоящее время в систему национального счетоводства (СПС).На методологической и информационной базе СНС строятся сводные балансы, характеризующие взаимосвязи между элементами экономики региона, такие, как: материальные балансы, балансы основного капитала, трудовых и природных ресурсов, финансовый баланс и наиболее общие балансы - межотраслевой баланс производства и распределения продукции, межотраслевой материально-финансовый баланс.

25.Система мониторинга соц.-эк-го развития в регионе. Социально-экономические показатели, используемые в региональных исследованиях, обычно имеют вероятностную составляющую и определенное развитие в пространстве и времени. В практической деятельности отдельные показатели могут претерпевать опасные изменения, связанные с возникновением аварийных ситуаций (загрязнение природной среды, изменение климата и т.д.). Следовательно, возникает необходимость непрерывного отслеживания динамики изменения социально-экономических показателей развития региона и уточнения границ выделяемых экономических зон. Эта задача может быть решена на основе мониторинга социально-экономического развития.Мониторинг социально-экономического развития региона включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов социально-экономической политики региона. Осн-ой состав ф-ий мониторинга социально-эк-ого развития региона включает след-ие:
организац-ая (опр-ие состава респондентов, выбор методов сбора, системы показателей, установление периода оценки объектаидр.);информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики сост-ия и динамики изм-ий объекта);контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых,нормативных);аналитическая (выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и дин-ку изм-ийобъекта);коммуникационная (передача информации, отражающей состоянии и динамику развития объекта, результаты диагностики заинтересованным потребителям).

Наши рекомендации