Формы, виды и способы статистического наблюдения.
Организационные формы статистического наблюдения | Виды статистического наблюдения | Способы статистического наблюдения | |
По времени регистрации фактов | По охвату единиц совокупности | ||
1. Отчетность | Непрерывное (текущее) | Сплошное | Непосредственное наблюдение |
2. Специально организованное наблюдение | Прерывное: а) периодическое б) единовременное | Несплошное: а) выборочное б) основного массива в) монографическое | Документальный способ |
3. Регистры | Опрос: а) устный б) саморегистрация в) корреспондентский г) анкетный д) явочный |
2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:
а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?
_______
б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?
_______
в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"
_______
3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
ФИО – Иванова Ирина Петровна | ||
Пол – мужской | ||
Возраст – 5 лет | ||
Состоит ли в браке – да | ||
Национальность – русская | ||
Родной язык – русский | ||
Образование – среднее специальное | ||
Место работы – детский сад | ||
Занимаемая должность – медсестра |
Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.
а)Всего детей в детсаду - 133
б)В том числе: в старших группах – 37,
в средних – 43,
в младших – 58
в)Из всего числа детей: мальчиков – 72,
девочек – 66
________________________
________________________
5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:
а) | Переписи почтовых отделений связи; | Объект – Единица - |
б) | Переписи научных учреждений; | Объект – Единица - |
в) | Переписи школ; | Объект – Единица - |
г) | Переписи коммерческих банков. | Объект – Единица - |
Домашнее задание
по теме «Статистическое наблюдение»
1.Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)
____________________
______________________________
__________
____________________
__________
____________________
__________
____________________
__________
2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:
Тема статистического наблюдения | |
Цель статистического наблюдения | |
Объект наблюдения | |
Единица наблюдения | |
Отчетная единица | |
Место наблюдения | |
Время наблюдения | |
Программа статистического наблюдения |
Организационный план статистического наблюдения
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
Терминологический словарь
Статистическое наблюдение- массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.
Цель наблюдения- получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Объект наблюдения- статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.
Единица наблюдения- составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
Отчетная единица- субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.
Программа наблюдения- перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.
Статистический формуляр- документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.
Критический момент (дата)- день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.
Срок (период) наблюдения- время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.
Отчетность- основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений.
Перепись- специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
Регистровое наблюдение- форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.
Непосредственное наблюдение- регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.
Документальный способ наблюдения- основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.
Опрос- способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.
Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.
Единовременное обследование- сведения даются о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.
Сплошное наблюдение- получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.
Несплошное наблюдение- обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.
Точность статистического наблюдения- степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.
Ошибка наблюдения- расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин.
Дополнительный материал
Понятия, связанные с формированием информационной базы | |
Понятия | Характеристики |
Информация | Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. |
Статистическая информация | Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ. |
Источники получения статистической информации | Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д. |
Требования, предъявляемые к статистической информации | Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений. |
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик | Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д. |
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема занятия | Методическое обеспечение занятия | Литература | Примечание (самостоятельная работа) |
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике | Наглядное пособие - Ряды распределения | Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 | - |
Ряды распределения в статистике | Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 | 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц | |
Построение рядов распределения и их графическое изображение. | Сборник задач | Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 | - |
Студент должен знать:
ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.
ü виды сводки
ü виды группировок
ü группировочные признаки.
ü формулу Стерджесса
Студент должен уметь:
ü собирать и регистрировать статистическую информацию;
ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.
ü определять элементы вариационного ряда.
ü определять величину интервала.
ü выполнять перегруппировку статистических данных.
ü строить графики рядов распределения
План раздела:
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
1. Понятие о статистической сводке
2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
3. Задачи статистических группировок, их виды
Тема 3.2. Ряды распределения в статистике
5. Статистические ряды распределения
6. Статистические таблицы
7. Разработка сказуемого статистических таблиц
8. Основные правила составления таблиц
Вопросы для самоконтроля
по теме «Сводка и группировка статистических данных»
1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?
2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?
4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?
6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?
7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?
8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?
9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?
10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?
11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?
12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?
13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.
14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?
15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?
16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?
17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.
18. Каковы функции статистических таблиц?
19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?
20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.
Тренировочный тест
по теме «Сводка и группировка статистических данных»
1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:
а) типологической:
б) структурной;
в) аналитической.
2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:
а) успеваемости студентов;
б) возрасту студентов.
3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:
а) вариационным;
б) атрибутивным;
в) альтернативным;
г) дискретным;
д) интервальным.
4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:
а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;
б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;
в) объект, характеризующийся цифрами.
5. Группировка – это:
а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;
б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;
в) обобщение единичных фактов.
6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:
а) аналитической;
б) структурной;
в) типологической.
7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:
а) аналитической;
б) структурной;
в) типологической.
8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:
а) рядом распределения;
б) простой;
в) комбинационной.
9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:
а) факторный;
б) результативный;
в) факторный и результативный.
10. Основанием группировки может быть:
а) атрибутивный признак;
б) количественный признак;
в) как атрибутивный, так и количественный признак.
11. Группировки различают по:
а) организации сбора данных;
б) по числу группировочных признаков;
в) по глубине обработки материала.
12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:
а) атрибутивным;
б) непрерывным;
в) числовым.
13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:
а) по атрибутивному признаку;
б) по количественному признаку;
в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.
14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:
а) статистические зависимости между явлениями;
б) регрессионные зависимости;
в) динамику процессов.
15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:
а) объектов наблюдения;
б) отчетных единиц;
в) групп и подгрупп.
16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:
а) полигона;
б) гистограммы;
в) кумуляты.
17. Накопленные частоты используются при построении:
а) полигона;
б) гистограммы;
в) кумуляты.
18. Интервал – это:
а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;
б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;
в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.
19. Ряд распределения — это:
а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;
б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;
в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.
20. Под ранжированием понимают:
а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;
б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,
в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.
Практические задания
по теме «Сводка и группировка статистических данных»