Проблема оппортунистического поведения
«... кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров
и что нет даже такого самого честного человека,
который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл»
Ф.М. Достоевский
Неоклассическая экономическая теория предполагает простую степень следования собственной выгоде. Экономические агенты не обманывают, поскольку обман просто невыгоден, о нем сразу же становится известно другим субъектам экономики, а издержки наказания равны нулю.
|
|
Неблагоприятный отбор – форма дезорганизации рынка, в результате которой товары низкого качества вытесняют товары высокого качества. Данная форма оппортунистического поведения была исследована Дж. Акерлофом – Лауреатом Нобелевской премии по экономике за 2001 год. В статье «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм» (1970) Дж. Акерлоф анализирует рынок подержанных автомобилей. По причине недостаточной осведомлённости покупателей о качестве продаваемых автомобилей цена не всегда отражает реальное состояние товара. В результате плохие автомобили – «лимоны» полностью вытеснят хорошие автомобили – «сливы».
Дж. Акерлоф приводит различные примеры подобных крайних случаев неблагоприятного отбора, в частности, пример из сферы страхования. Общеизвестно, что люди старше 65 лет испытывают большие трудности с приобретением медицинской страховки. Возникает естественный вопрос: почему страховые компании не поднимают цену на страховку с тем, чтобы она соответствовала риску? Дело в том, что с ростом уровня цен покупать страховку будут лишь те люди, которые уверены в том, что она им нужна, в результате произойдет ухудшение качества лиц, покупающих страховку, что приведет к отказу страховых компаний от продажи страховки[33].
Моральный риск(угроза недобросовестности) – ситуация, при которой возникают стимулы к нечестному поведению. Результаты нечестного поведения выдаются за случайное событие. В качестве примера морального риска можно привести поведение мастера по ремонту стиральных машин. В случае поломки стиральной машины вполне вероятна ситуация, когда мастер сообщает, что вышла из строя небольшая, но дорогостоящая деталь, и предлагает заменить ее. Клиент принимает решение, основываясь на той информации, которую предоставил мастер. Не разбираясь в устройстве стиральной машины клиент верит мастеру и соглашается на замену дорогостоящей детали, хотя в действительности поломку машины можно было бы устранить путём замены дешёвой детали.
Вымогательство – вид оппортунистического поведения, цель которого состоит в ущемлении интересов стороны, осуществившей специфические инвестиции. Наиболее эффективный способ предотвращения вымогательства – совместное владение имуществом, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий.
По времени возникновения выделяют оппортунизм предконтрактный (еx ante), который возникает на стадии заключения контракта, и постконтрактный (еx post), возникающий на стадии исполнения контракта.