Место менеджмента среди других научных дисциплин
Процесс управления, объект и субъект управления.
Процесс управления организацией – это процесс принятия управленческих решений, как непрерывная цепь разрешения конкретных проблем при осуществлении хозяйственной деятельности.
Процесс управления предполагает интеграцию всех видов деятельности направленных на решение управленческих проблем с целью достижения максимальных конечных результатов деятельности предприятия.
Процесс управления представляет собой информационный процесс (но не сводится к информации) прохождения и использования информации, который реализуется в деятельности руководителей с учетом их должностных обязанностей.
В условиях системного подхода к управлению, в качестве его составляющих рассматриваются объект управления и субъект управления.
Объект управления – это то, на что направлено управленческое воздействие. Объектом управления может выступать организация, коллектив или подразделение, отдельный работник по отношению к менеджеру.
Субъект управления – это тот, кто оказывает воздействие на объект управления. Им может быть менеджер высшего, среднего или низшего уровня..
Субъект управления ------------> Объект управления
|_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Рис. Типовой контур управления
где:
- сплошная линия, соединяющая объект и субъект управления, - это взаимосвязь между ними, указывающая на подчиненность объекта субъекту управления;
- пунктирная линия, соединяющая объект и субъект управления, - это обратная связь, представляющая поток информации о характере изменений объекта под влиянием управляющих воздействий субъекта.
Менеджмент как наука, практика и искусство.
Менеджмент, как наука управления, представляет собой систему научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления и, обеспечивают ее научными рекомендациями.
Менеджмент в рыночных условиях хозяйствования, характеризуется рядом особенностей, которые являются принципиальными при рассмотрении его содержания, а именно:
- представляет собой особый вид управленческой деятельности;
- основывается на экономических методах управления, направленных на получение максимального экономического результата и социального эффекта;
- направлен на достижение высоких показателей эффективности управленческого труда;
- позволяет построить эффективную систему управления, чутко реагирующую на конъюнктуру рынка, на изменения условий конкурентной борьбы и социальных факторов развития;
- может стать искусством по организации и координации совместной деятельности для достижения целей с использованием наиболее подходящих в конкретных условиях стилей и методов.
Содержание дисциплины «Основы менеджмента» позволяет рассматривать ее в различных аспектах:
§ как науку и практику управления;
§ как управление организацией;
§ как процесс принятия управленческих решений;
§ и в итоге как систему знаний, являющихся основой эффективного управления различными социальными и экономическими процессами.
Владея основами научного управления, обладая личными, деловыми и нравственными качествами, профессиональными навыками и опытом, руководитель, в реальных условиях, осуществляет управление организацией, добивается высоких результатов в управлении, соединив, таким образом, собственный талант и научные знания, превратив управление в искусство.
Современное понимание менеджмента заключается в искусстве управления людьми, а через них – в искусстве управления различными процессами, системами, явлениями. Человек стоит в центре любого социально-экономического процесса, управление которым составляет предмет менеджмента.
Место менеджмента среди других научных дисциплин.
Содержанием дисциплины «Основы менеджмента» является система научных и практических знаний, которая позволяет эффективно управлять различными социальными и экономическими процессами.
Дисциплина «Основы менеджмента» тесно связана с целым рядом учебных дисциплин: «Психология и этика деловых отношений», «Экономическая теория», «Экономика организации», «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы и кредит», «Налогообложение», «Информационные технологии» и др.
В свою очередь, теория менеджмента является базой для построения целого ряда учебных дисциплин, видов менеджмента:
- «Стратегический менеджмент» - представляет собой специфическую управленческую деятельность высшего уровня управления направленную на обеспечение достижения успеха организации и ее структурных подразделений в течение длительного периода.
- «Производственный менеджмент»- изучает управление производственной деятельностью в организации по обеспечению ее места и позиции на рынке, в том числе технологию и принадлежность к конкретной отрасли, сфере бизнеса и экономике в целом.
- «Финансовый менеджмент»- обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсами организации, эффективного распределения выручки и привлекаемых внешних финансовых источников, а также контроль оборота финансовых средств, необходимых для осуществления производственной деятельности.
- «Управления персоналом»- искусство использования эффективных методов, действий и усилий для организации и направления деятельности многих людей направленных на достижение целей организации.
И другие виды: инвестиционный менеджмент, производственный менеджмент и др.
6. Актуальность изучения дисциплины «Основы менеджмента» в РБ.
В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения «наука менеджмент» становиться одним из символов обновления и перехода на путь цивилизованного развития.
Актуальность изучения дисциплины «Основы менеджмента», определяется ее содержанием, которое включает систему научных и практических знаний, в их числе изучение:
· истории развития теории и практики менеджмента;
· функций и принципов менеджмента;
· организационных структур управления организацией;
· системы методов управления организацией;
· мотивации работников;
· методов принятия управленческих решений;
· управления конфликтами;
· управления персоналом;
· организации управленческого труда;
· эффективности менеджмента организации.
Главной задачей менеджмента в условиях рыночной экономики является эффективное использование и координация всех ресурсов предприятия (основных и оборотных фондов, персонала, информации) для достижения целей организации.