Место менеджмента среди других научных дисциплин

Процесс управления, объект и субъект управления.

Процесс управления организацией – это процесс принятия управленческих решений, как непрерывная цепь разрешения конкретных проблем при осуществлении хозяйственной деятельности.

Процесс управления предполагает интеграцию всех видов деятельности направленных на решение управленческих проблем с целью достижения максимальных конечных результатов деятельности предприятия.

Процесс управления представляет собой информационный процесс (но не сводится к информации) прохождения и использования информации, который реализуется в деятельности руководителей с учетом их должностных обязанностей.

В условиях системного подхода к управлению, в качестве его составляющих рассматриваются объект управления и субъект управления.

Объект управления – это то, на что направлено управленческое воздействие. Объектом управления может выступать организация, коллектив или подразделение, отдельный работник по отношению к менеджеру.

Субъект управления – это тот, кто оказывает воздействие на объект управления. Им может быть менеджер высшего, среднего или низшего уровня..

Субъект управления ------------> Объект управления

|_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |

Рис. Типовой контур управления

где:

- сплошная линия, соединяющая объект и субъект управления, - это взаимосвязь между ними, указывающая на подчиненность объекта субъекту управления;

- пунктирная линия, соединяющая объект и субъект управления, - это обратная связь, представляющая поток информации о характере изменений объекта под влиянием управляющих воздействий субъекта.

Менеджмент как наука, практика и искусство.

Менеджмент, как наука управления, представляет собой систему научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления и, обеспечивают ее научными рекомендациями.

Менеджмент в рыночных условиях хозяйствования, характеризуется рядом особенностей, которые являются принципиальными при рассмотрении его содержания, а именно:

- представляет собой особый вид управленческой деятельности;

- основывается на экономических методах управления, направленных на получение максимального экономического результата и социального эффекта;

- направлен на достижение высоких показателей эффективности управленческого труда;

- позволяет построить эффективную систему управления, чутко реагирующую на конъюнктуру рынка, на изменения условий конкурентной борьбы и социальных факторов развития;

- может стать искусством по организации и координации совместной деятельности для достижения целей с использованием наиболее подходящих в конкретных условиях стилей и методов.

Содержание дисциплины «Основы менеджмента» позволяет рассматривать ее в различных аспектах:

§ как науку и практику управления;

§ как управление организацией;

§ как процесс принятия управленческих решений;

§ и в итоге как систему знаний, являющихся основой эффективного управления различными социальными и экономическими процессами.

Владея основами научного управления, обладая личными, деловыми и нравственными качествами, профессиональными навыками и опытом, руководитель, в реальных условиях, осуществляет управление организацией, добивается высоких результатов в управлении, соединив, таким образом, собственный талант и научные знания, превратив управление в искусство.

Современное понимание менеджмента заключается в искусстве управления людьми, а через них – в искусстве управления различными процессами, системами, явлениями. Человек стоит в центре любого социально-экономического процесса, управление которым составляет предмет менеджмента.

Место менеджмента среди других научных дисциплин.

Содержанием дисциплины «Основы менеджмента» является система научных и практических знаний, которая позволяет эффективно управлять различными социальными и экономическими процессами.

Дисциплина «Основы менеджмента» тесно связана с целым рядом учебных дисциплин: «Психология и этика деловых отношений», «Экономическая теория», «Экономика организации», «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы и кредит», «Налогообложение», «Информационные технологии» и др.

В свою очередь, теория менеджмента является базой для построения целого ряда учебных дисциплин, видов менеджмента:

- «Стратегический менеджмент» - представляет собой специфическую управленческую деятельность высшего уровня управления направленную на обеспечение достижения успеха организации и ее структурных подразделений в течение длительного периода.

- «Производственный менеджмент»- изучает управление производственной деятельностью в организации по обеспечению ее места и позиции на рынке, в том числе технологию и принадлежность к конкретной отрасли, сфере бизнеса и экономике в целом.

- «Финансовый менеджмент»- обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсами организации, эффективного распределения выручки и привлекаемых внешних финансовых источников, а также контроль оборота финансовых средств, необходимых для осуществления производственной деятельности.

- «Управления персоналом»- искусство использования эффективных методов, действий и усилий для организации и направления деятельности многих людей направленных на достижение целей организации.

И другие виды: инвестиционный менеджмент, производственный менеджмент и др.

6. Актуальность изучения дисциплины «Основы менеджмента» в РБ.

В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения «наука менеджмент» становиться одним из символов обновления и перехода на путь цивилизованного развития.

Актуальность изучения дисциплины «Основы менеджмента», определяется ее содержанием, которое включает систему научных и практических знаний, в их числе изучение:

· истории развития теории и практики менеджмента;

· функций и принципов менеджмента;

· организационных структур управления организацией;

· системы методов управления организацией;

· мотивации работников;

· методов принятия управленческих решений;

· управления конфликтами;

· управления персоналом;

· организации управленческого труда;

· эффективности менеджмента организации.

Главной задачей менеджмента в условиях рыночной экономики является эффективное использование и координация всех ресурсов предприятия (основных и оборотных фондов, персонала, информации) для достижения целей организации.

Наши рекомендации