Производство машин, оборудования и транспортных средств
В соответствии с классификатором ОКЭД производство машин, оборудования и транспортных средств включает в свой состав следующий спектр выпускаемой продукции:
· производство машин и оборудования;
· производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
· производство транспортных средств и оборудования.
Исторически производство машин, оборудования и транспортных средств является ведущим видом экономической деятельности, локомотивом развития экономики Республики Беларусь. Данный вид экономической деятельности определяет положение страны в мирохозяйственных связях, при этом является наиболее зависимым производством от уровня инновационного развития, притока прямых иностранных инвестиций, а также совершенствования технологий в области уменьшения энерго- и материалоёмкости. Следовательно, основная функция данных видов экономической деятельности — производство конкурентоспособной экспортоориентированной продукции.
Основными факторами размещения предприятий вида экономической деятельности «Производство машин, оборудования и транспортных средств» являются потребительский и трудоресурсный. Большинство предприятий данного вида экономической деятельности размещены в г. Минске и десяти крупнейших городах республики. Они были построены во времена СССР, что связано с выгодным экономико-географическим положением республики на кратчайших путях в Западную Европу, в непосредственной близости к странам СЭВ и Варшавского договора, развитой транспортной инфраструктурой и высокой обеспеченностью республики трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
На данный вид экономической деятельности в 2013 г. приходится 2319 организаций, что составляет около 17 % от всего количества организаций республики. На всех предприятиях данного вида работает около 270 тыс. чел., что составляет более 25 % среднесписочной численности работников промышленности. Общий объём промышленного производства машин, оборудования и транспортных средств составил в 2013 г. 107,9 трлн руб. или более110 млрд долл. США, что составляет, в свою очередь, около 18 % от объёма продукции всей промышленности и более 19 % всей обрабатывающей промышленности республики.
Производство машин и оборудования является передовым, технологичным видом экономической деятельности. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в 2013 г. составила 5769,1 тыс. руб. или около 650 долл. США. В региональном разрезе лидерство в производстве машин и оборудования принадлежит г. Минску (38,6 %) и Минской области (19,5 %). Наименьший удельный вес в производстве данной продукции принадлежит Гродненской (4,6 %) и Витебской (3,3 %) областям (рис. 1).
Рисунок 1 — Удельный вес областей и г. Минска в объёме промышленного производства по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» в 2013 году (в процентах к итогу)
Производство механического оборудованияхарактеризуется выпуском различных видов двигателей, насосов, подшипников и других изделий. Республика Беларусь произвела в 2013 г. более 1 млн различных видов насосов, из них более 5 тыс. были вакуумными. В целом объём производства насосов зависит от рыночной конъюнктуры, т. к. данная продукция является экспортоориентированной. Крупнейшими предприятиями по выпуску насосного оборудования являются ОАО «Завод Промбурвод» и ЗАО «Гидродинамика» в г. Минске, а также ОАО «Пинский опытно-механический завод» (Брестская обл.). Представленные предприятия выпускают широкий спектр продукции от насосов для коммунального хозяйства до высоконадёжных насосов для нефтегазовой отрасли, как в области добычи, транспортировки, так и переработки углеводородов.
Традиционно в Республике Беларусь развито производство подшипников. Однако объёмы данного производства всё время сокращаются, что связано со снижением конкурентоспособности и общей потерей рынков сбыта продукции. Так в 2005 г. в республике было произведено более 16,5 млн подшипников, в то время как в 2013 г. — лишь около 4,8 млн штук, что говорит о падении выпуска продукции более чем в 3 раза. Выпуск подшипников сосредоточен в крупных городах и имеет повсеместное распространение во всех регионах республики, что связано с потребительским и трудоресурсным фактором размещения предприятий. Однако основные производительные мощности сконцентрированы на предприятии ОАО «Минский подшипниковый завод», который входит в десятку крупнейших предприятий Республики Беларусь и является одним из ведущих производителей подшипников в Восточной Европе и СНГ. Ассортимент подшипников, выпускаемых под маркой ОАО «МПЗ», составляет более 600 моделей (около 70 % конструктивных групп подшипников, имеющихся в промышленных каталогах мира). ОАО «МПЗ» входит в состав некоммерческой организации союз «Межреспубликанский концерн «Подшипник», который объединяет предприятия Казахстана, Российской Федерации, Узбекистана, Украины, Азербайджана в целях координации деятельности подшипниковых предприятий и организаций для сохранения и развития подшипниковой промышленности с учётом её стратегической государственной значимости. Также значительные объёмы производства характерны предприятиям ЗАО «БелСнабПодшипник» (г. Минск) и ОАО «Гомельский подшипниковый завод».
Производство подъёмно-транспортного оборудованияв Беларуси связано с производством башенных кранов и лифтов (20 и 10454 штук в 2013 г. соответственно). Крупнейшими предприятиями в производстве башенных кранов являются ОАО «Могилёвский завод «Строммашина» и ПЧУП «Белкран» (г. Минск), в производстве лифтов — ОАО «Могилёвлифтмаш» и ЗАО «Гомельлифт». ОАО «Могилёвлифтмаш» является одним из ведущих производителей лифтового оборудования в Восточной Европе. Производственная программа предприятия насчитывает около 120 базовых моделей лифтов, при этом грузовые лифты отечественного производителя достигают грузоподъёмности более 6 т. В настоящее время предприятие испытывает существенную конкуренцию как с российскими производителями лифтов (ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»), так и китайскими производителями лифтов. Цена их продукции более низкая.
В объёмах производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйствавыделяется производство тракторов, сеноуборочных машин и зерноуборочных комбайнов. Спектр же производимой продукции широк и представлен производством как борон и тракторных плугов, так и картофелекопателей и силосоуборочных самоходных комбайнов. Развитие данного вида экономической деятельности связано с потребностями сельского хозяйства республики и государств постсоветского пространства в целом. В 2013 г. в Беларуси было произведено более 60 тыс. тракторов, в том числе более 5 тыс. с дистанционным управлением. Самым известным предприятием по выпуску тракторов является ОАО «Минский тракторный завод», который является промышленным гигантом. ОАО «МТЗ» изготавливает около 50 % всех тракторов, произведённых странами СНГ, и более 7 % мирового производства тракторов в своём классе. В настоящее время на производстве ОАО «МТЗ» работает более 22 000 человек, при этом в структуру холдинга, кроме непосредственно ОАО «МТЗ», входит ещё 9 предприятий: ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей», РДУП «Лепельский электромеханический завод», ОАО «Мозырский машиностроительный завод» и др. Конкурентоспособность продукции ОАО «МТЗ» связана, прежде всего с надёжностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании и умеренными ценами.
Одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, входящим в число лидеров мирового рынка комбайнов и других сложных сельхозмашин, является холдинг «Гомсельмаш». Комбайны бренда «Палессе» работают в России, Украине, Казахстане, Чехии, Аргентине, Бразилии, Китае и других странах. Однако в 2013 г. в Беларуси было произведено менее 1000 зерноуборочных комбайнов, при этом отрасль испытывает спад производства. Так, в 2008 г. республика изготовила их более 2,8 тыс. штук, что почти в три раза больше современного объёма производства. Также крупным предприятием республики в области производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства является ОАО «Лидсельмаш». Предприятие производит 51 наименование сельскохозяйственной техники — это картофелепосадочная и картофелеуборочная техника, почвообрабатывающая техника, сеялки, техника для уборки трав и кормов, лесная техника, коммунальная техника.
Объёмы производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в 2013 г. представлены в таблице 1. Для более полного удовлетворения потребностей АПК страны в сельскохозяйственной технике и увеличения её экспорта в другие страны требуется совершенствование управления предприятиями отрасли и обновление их производственных фондов.
Таблица 1 — Производство основных видов машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в 2013 г. (шт.)
Картофеле- сажалки | Сеноуборочные машины | Картофеле- копатели | Силосоуборочные самоходные комбайны, кормоуборочные высокопроизводительные комплексы | Разбрасыватели различных видов удобрений |
Основными центрами по производству станков являются Минск, Гомель, Витебск. Сокращение объёмов производства на действующих машиностроительных заводах и резкое уменьшение строительства новых заводов привели к существенному спаду в станкостроении. Так, в 2011 г. в Беларуси было произведено 5286 станков для обработки металлов, а в 2013 г. — всего 4474 штук, т. е. производство за два года упало на 15 %. В региональном разрезе лидерство в производстве станков для обработки металлов принадлежит Витебской (48,1 %) и Гомельской (42,6 %) областям. Абсолютным лидером в производстве станков для обработки дерева и аналогичных твёрдых материалов является Могилёвская область (98,4 % всего производства), ведущими предприятиями которой являются ОАО «Техноприбор» и СООО «Завод Белмаш», созданное в 2012 г.
В республике производится целый ряд видов машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства: бульдозеры, грейдеры, самоходные дорожные катки, карьерные самосвалы и т. д. Динамика производства основных видов техники представлена в таблице 2.
Таблица 2 — Производство отдельных видов машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства (шт.)
Бульдозеры, включая универсальные, самоходные | ||||
Грейдеры (автогрейдеры) и планировщики самоходные | — | |||
Машины трамбовочные и дорожные катки самоходные | ||||
Самосвалы карьерные | ||||
Бетоносмесители или растворосмесители | ||||
Тракторы гусеничные | — | — |
Динамика производства данных видов техники варьируется и зависит от мировой рыночной конъюнктуры. Одним из крупнейших производителей карьерных самосвалов в мире является предприятие ОАО «БелАЗ», которое расположено в г. Жодино Минской области. ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» — крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъёмности, а также другого тяжёлого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. ОАО «БелАЗ» — это каждый третий карьерный самосвал в мире. Ведущим предприятием Беларуси по производству дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники и оборудования является холдинг «Амкодор» (г. Минск). Ставка в ОАО «Амкодор» сделана на многофункциональность машин, современный дизайн и комфорт для оператора. Для того чтобы продукция предприятия оставалась конкурентоспособной и могла соперничать с ведущими мировыми брендами, серьёзное внимание уделяется качеству, улучшению сервисного и гарантийного обслуживания.
Уверенно набирает темпы в последнее десятилетие производство бытовых электрических приборов. Объёмы производства холодильников и бытовых морозильников постоянно увеличиваются и достигли в 2013 г. 1201 тыс. штук, что составляет 120,7 % по отношению к показателю 2005 г. Производство бытовых стиральных машин в 2013 г. составило 324 тыс. штук, бытовых пылесосов — 8 тыс. штук, микроволновых печей — 319 тыс. штук, электросоковыжималок — 176 тыс. штук. Крупнейшее предприятие отрасли — ЗАО «Атлант» в г. Минске. Особенностями запущенных в серию моделей холодильников являются применение двух компрессоров, использование системы озонобезопасной заливки двери и шкафа, новый наружный и внутренний дизайн, изготовление деталей из металлопласта и прозрачного полистирола.
Особое место в современном и перспективном машиностроении Беларуси занимает производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. На предприятиях наукоёмкого комплекса выпускаются программно-технические средства, универсальные ЭВМ общего пользования, мобильные автоматизированные системы управления, высокоточные оптические приборы, системы и средства связи, интегральные микросхемы и дискретные приборы разных типономиналов, телекоммуникационная техника и другая продукция. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в данном виде экономической деятельности в 2013 г. составила 5163,1 тыс. руб. или более 581 долл. США. В региональном разрезе лидерство в производстве транспортных средств принадлежит Минску (53,6 %) и Минской области (12,7 %). Наименьший удельный вес в производстве данной продукции принадлежит Гомельской (6,5 %) и Могилёвской (3,8 %) областям.
Перспективы электротехнической промышленности связаны с производством новых видов энергоэкономичных конкурентоспособных изделий.
Основным производством в Беларуси данного вида экономической деятельности является производство телевизоров. В 2013 г. в республике было изготовлено 245 тыс. телевизоров, производство которых сконцентрировано в двух предприятиях: холдинг «Горизонт» г. Минск (около 89 % всех производимых в стране телевизоров) и ОАО «Витязь» г. Витебск (более 10 %). В результате реструктуризации ОАО «Горизонт» в 2010 г. была создана управляемая результативная и эффективная организация — холдинг. Во главе холдинга находится управляющая компания, которая занимается не хозяйственной деятельностью, а вопросами стратегического управления — разработкой стратегий, принятием стратегических решений, доведением и контролем исполнения стратегических и финансовых целей, управлением финансами, топ-кадрами и инвестициями. ОАО «Витязь» — крупнейшее промышленное многопрофильное предприятие Республики Беларусь — производит телевизионную, бытовую и медицинскую технику. Предприятие является резидентом Свободной Экономической Зоны (СЭЗ) Витебск. ОАО «Витязь» — единственное радиоэлектронное предприятие СНГ, работающее в системе полного цикла производства телевизоров.
Также крупнейшими предприятиями вида экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» страны являются: холдинг «Интеграл» (производство интегральных микросхем и полупроводниковых приборов), ОАО «БелОМО — ММЗ имени С. И. Вавилова» (военная оптика), ОАО «МПОВТ» (программно-технические средства, универсальные ЭВМ), ОАО «Минский часовой завод» (часы). Крупные наукоёмкие приборостроительные и радиоэлектронные предприятия работают также в Витебске, Гомеле, Бресте, Гродно.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» в 2013 г. составила 6127,8 тыс. руб. или более 690 долл. США, что на 111 % выше, чем в целом по промышленности. В региональном разрезе лидерство в производстве транспортных средств принадлежит Минску (53,6 %) и Могилёвской области (21,4 %). Наименьший удельный вес в производстве данной продукции принадлежит Гродненской (4,5 %) и Витебской (1,4 %) областям.
Общей тенденцией в производстве транспортных средств и оборудования является снижение объёмов производства традиционных видов продукции (велосипеды, двигатели внутреннего сгорания и т. д.) и увеличение объёмов производства новых видов продукции, не характерных советскому этапу развития страны (троллейбусы, легковые автомобили и т. д.). Производство основных видов транспортных средств и оборудования представлено в таблице 3.
Таблица 3 — Производство двигателей, автомобилей, прицепов и прочего транспортного оборудования, штук
Двигатели внутреннего сгорания для автомобилей и мотоциклов, тыс. шт. | 95,0 | 128,6 | 78,5 | 89,0 |
Автомобили легковые | — | |||
Автобусы | ||||
Троллейбусы | ||||
Автокраны | ||||
Прицепы и полуприцепы автомобильные, тыс. шт. | 15,0 | 19,7 | 11,1 | 7,9 |
Грузовые автомобили | ||||
Мотоциклы и мотоциклетные коляски | ||||
Велосипеды, тыс. шт. | 440,8 | 250,3 | 133,6 | 194,0 |
Крупнейшим производителем грузовых автомобилей в республике и на постсоветском пространстве является ОАО «Минский автомобильный завод». Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций. Особо важная роль в производственном процессе отводится повышению уровня качества выпускаемой продукции. С этой целью постоянно ведётся работа по техническому перевооружению производства. С начала 1990-х гг. на базе ОАО «МАЗ» выпускаются автобусы. Первая модель автобуса (МАЗ-101) была выпущена по лицензии немецкой фирмы Neoplan, однако в дальнейшем от сотрудничества с ней было решено отказаться и все последующие модели автобусов разрабатывались собственным конструкторским бюро предприятия. Качество производимой продукции соответствует всем европейским нормам. В мае 2007 г. ОАО «Минский автомобильный завод» выпустил первый автобус, отвечающий экологическим нормам Евро-4. С 16 мая 2012 г. ОАО «МАЗ» является управляющей компанией холдинга «БелАвтоМАЗ», в состав которого входит ещё 6 предприятий.
В настоящее время ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» является ведущим промышленным предприятием Республики Беларусь в области производства и капитального ремонта подвижного состава городского электрического транспорта. Общая численность персонала предприятия в 2010 г. составила 1500 чел. В том числе 595 рабочих непосредственно заняты на производстве продукции. В 2012 г. выпущен опытный образец пока единственного в Беларуси автобуса с гибридным приводом. В ходе реализации Государственной научно-технической программы (ГНТП) «Городской электрический транспорт» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» разработаны и поставлены на производство три поколения троллейбусов с различными техническими параметрами, каждый из которых имеет модификации. Всего в ходе реализации ГНТП «Городской электрический транспорт» изготовлено и реализовано более 1800 троллейбусов различных модификаций и 130 трамваев. Белорусские троллейбусы эксплуатируются в 7 городах Беларуси и 40 городах России, Украины, Латвии, Сербии, Молдовы, Колумбии и Аргентины.
Несмотря на достигнутые результаты в производстве машин и оборудования остро стоит проблема обновления технологической базы и диверсификации экспорта продукции. В сложившихся условиях основной задачей развития данного вида экономической деятельности является качественное улучшение производственного потенциала, снижение материало- и импортоёмкости продукции, повышение конкурентоспособности традиционных направлений специализации на основе технологического переоснащения.