Характеристика основных факторов, определяющих уровень и динамику рыночных цен
Экономическое содержание цены. Функции цен в рыночной экономике.
Под ценой, в соответствии с Законом РБ «О ценообразовании», понимается денежная оценка стоимости единицы товара.
Цена (тариф)– выражение стоимости товара (услуги) в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
Сущность цены проявляется в функциях, которые она должна выполнять. Основными функциями цены являются:
• информационная;
• распределительная и перераспределительная;
• стимулирующая;
• балансирующая;
• планово-учетная;
• рационального размещения производства.
Информационная функцияотражает внутреннее содержание цены, для которого характерно переплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой – ни одна цена не может быть свободна от государственного влияния.
Распределительнаяфункция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов и состоит в том, что посредством цены происходит распределение и перераспределение части дохода между отраслями экономики, формами собственности, социальными группами населения.
Стимулирующаяфункция цены активизирует деятельность, связанную с производством либо потреблением какого-либо товара. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли.
Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Суть учетнойфункции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости и показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Функция цены как критерия рационального размещения производствасостоит в том, что посредством цены осуществляется перелив капитала из одного сектора экономики в другой. Иногда эта функция называется направляющей. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике.
Характеристика основных факторов, определяющих уровень и динамику рыночных цен.
Ценообразующие факторы– многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены.
Все многообразие ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно разделить на две группы – внутренние и внешние.
Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами и способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень. Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены.
Ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим образом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую – при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.
Ощутимое влияние на цену оказывает длительность цепочки «производитель-потребитель», используемые каналы распределения, число посредников. Хорошо организованные сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама, используемые методы продвижения товара на рынок позволяют устанавливать более высокие цены.
Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность в государстве создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления достичь сиюминутного успеха, чаще всего за счет повышения цен. Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов ставит предприятия в зависимость от их импорта. Непосредственно влияют на цены масштабы их государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями или потребителями, характер спроса также отражаются на ценах.
На уровень и динамику цен влияет денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которая определяется величиной обращающейся денежной массы, количеством и величинами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами.