Организация доставки товаров в магазины
Товары в магазины могут быть доставлены централизованно или децентрализованно. При централизованном способе поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузоч-ные работы, отвечают за сохранность товаров в пути и своевременную доставку товаров в магазины.
При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, магазины берут на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от выполнения своих основных функций по обслуживанию покупателей.
Централизованную доставку применяют как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и розничных организаций.
Централизованная доставка товаров является одним из важнейших способов исполнения договора поставки. Суть ее состоит в том, что правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получателю (оптовому предприятию, магазину, столовой и др.) возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным им па договорных началах или собственным автотранспортом.
Централизованная доставка оформляется, как правило, двумя договорами: договором поставки, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика и покупателя, и договором централизованной автомобильной перевозки грузов, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика-отправителя грузов и автотранспортного предприятия-перевозчика. В тех случаях, когда поставщик располагает своим автотранспортом, то все условия централизованной доставки, в том числе касающиеся и транспортировки грузов, предусматриваются в договоре поставки.
9.4. Организация доставки товаров в магазины
Значение централизованной доставки состоит в том, что она позволяет рационально организовать весь процесс товароснабжения розничной торговой сети и предприятий общественного питания, устранить лишние звенья в товароснабжении, сократить численность складского персонала, экспедиторов, грузчиков, улучшить использование автотранспорта, снизить стоимость транспортировки товаров, а также создать условия для улучшения торгового обслуживания населения.
Следует иметь в виду, что централизованной считается только конечная доставка товаров на предприятия розничной торговли и общественного питания (в магазины, палатки, столовые, буфеты и др.), а в сельскую торговую сеть — доставка на склады и базы райпотребсою-зов. С правовой же точки зрения является централизованной и доставка товаров автомобильным транспортом с предприятия оптовой торговли на склады фирм, объединений и т. д.
Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.
Оптовые и розничные торговые объединения и предприятия при заключений договоров перевозки с автотранспортными предприятиями должны иметь в виду, что в автохозяйствах должны быть специализированные подразделения по обслуживанию предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания, укомплектованные автомобилями, приспособленными для перевозки различных товаров и, прежде всего, для перевозки товаров на поддонах и в специальных контейнерах (автомобилями с грузоподъемным бортом, консольным краном, средствами передвижения грузов внутри кузова, специализированными охлаждаемыми и изотермическими автомобилями для перевозки полуфабрикатов, кулинарных изделий и других скоропортящихся продуктов). Поэтому в договорах следует оговаривать требования, предъявляемые к виду автотранспортных средств па перевозку конкретных грузов. Централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть может осуществляться как производственными объединениями предприятий и организациями-изготовителями, так и оптовыми торговыми организациями. При этом оптовые торговые организации могут осуществлять централизованную доставку товаров как со своих складов, так и со складов производственных объединений, предприятий и организаций-изготовителей в порядке транзитного завоза.
Одним из центральных вопросом организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассортимента, подлежащих очередной доставке товаров.
246________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной ...
Возможны следующие способы определения количества товаров, завозимых получателям в очередную доставку:
а) по заказам получателей (магазинов, столовых и т. д.) на очеред
ную доставку необходимых им товаров по количеству и ассортименту.
Сумма ежедневных или иной периодичности разовых заказов за опре
деленный период (месяц, квартал) должна соответствовать количе
ству товаров, предусмотренному договором.
Ассортимент товаров в представляемых заказах должен соответствовать согласованной сторонами спецификации. В договоре может быть предусмотрено право получателя на представление поставщику заказов по количеству и ассортименту с отклонением от средней нормы товаров, полагающихся на очередную доставку.
При представлении заказов необходимо учитывать минимальные нормы доставки, которые определяются в договорах.
Договорной практикой выбраны три способа передачи заказов поставщику: 1) доставка письменного заказа; 2) передача заказа по телефону; 3) прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар. Порядок представления заказов и их акцепта необходимо предусматривать в договорах;
б) в соответствии с заказами покупателей по договору — объеди
нений, фирм, сетей и т. д. на очередную доставку товаров его торговым
единицам — получателям товаров.
Для того чтобы заказы были обоснованными, покупатель должен знать требования каждого получателя с учетом спроса населения. С этой целью покупатель ежедневно или с иной периодичностью, в зависимости от графика доставки, предварительно получает и согласовывает заказы от своих получателей, при необходимости корректирует и приводит их в соответствие с условиями договора, обобщает заказы всех получателей и обобщенный заказ представляет поставщику is порядке, установленном договором;
в) но разнарядкам покупателей с указанием в них получателя то
варов и дней завоза. При этом способе покупатель ежемесячно, в зави
симости от условий договора, выдает поставщику разнарядку па това
ры, подлежащие централизованной доставке каждому получателю,
с указанием количества, ассортимента товаров и диен доставки. Выпис
ка из разнарядки вручается каждому получателю, который, как и сам
покупатель, может в установленные договором сроки уточнить коли
чество и ассортимент товаров, которые ему следует доставить с уче
том спроса населения на эти товары.
9.4. Организация доставки товаров в магазины
Такие разнарядки целесообразно применять в случаях доставки товаров сравнительно узкого ассортимента;
г) доставка товаров, предварительно отобранных получателями.
При этом способе определение количества и ассортимента товаров, подлежащих очередной доставке получателю, осуществляется путем предварительной отборки товаров представителем получателя на предприятии оптовой торговли или на складе промышленного предприятия, после чего отобранный товар доставляется поставщиком получателю. Этот способ применяется, как правило, при доставке непродовольственных товаров сложного ассортимента.
Порядок отборки товаров устанавливается в договорах. Покупатель и поставщик согласовывают дни явки получателя для отборки товара, порядок производства отборки, оформление ее документами, взаимную ответственность сторон.
Изучение договорной практики показывает, что довольно часто в договорах поставки предусматриваются неоправданно высокие минимальные нормы доставки товаров. В результате значительное количество товаров завозится не в магазины, а на склады фирм, что извращает смысл централизованной доставки, ведет к лишним перевалкам, перевозкам, к росту издержек обращения, неоправданному использованию трудовых ресурсов на погрузку-разгрузку, приемку товаров, а нередко и к их порче.
Торговые организации и предприятия-покупатели при определении в договоре количества подлежащих доставке товаров должны учитывать потребности непосредственных получателей товаров, их складские площади.
Поставщики, осуществляющие централизованную доставку товаров, и покупатели — оптовые и розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания должны совместно с автохозяйствами определять оптимальные экономичные маршруты завоза товаров по кратчайшим расстояниям.
Существуют три вида маршрутов централизованной доставки. Одни вид маршрутов предполагает завоз товаров в автомашине полной вместимости одному получателю (линейный маршрут). Это возможно в случаях, когда получатель является крупным по количеству причитающихся ему товаров, или в один день получателю завозится большое количество товаров на несколько дней, или когда доставляется крупногабаритный товар, или когда для перевозки используется малотоннажный автотранспорт. Другой вид маршрутов — это завоз
248 ______ Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения розничной...
товаров одним рейсом автомашины нескольким получателям, имеющим на данный день или на определенную доставку в течение дня сравнительно небольшую норму доставки. При составлении такого рода маршрутов, называемых кольцевыми, следует предусматривать, чтобы за один рейс товары доставлялись расположенным поблизости получателям. Маятниковый маршрут применяется для автомашин с прицепами при перевозке грузов в одном направлении: прицеп остается для разгрузки товаров в определенном торговом предприятии, а автомашина следует в другое. Затем, в обратном направлении после разгрузки автомашина возвращается за разгруженным прицепом.
При разработке рациональных маршрутов необходимо учитывать дислокацию торговой сети, объем одновременной партии товаров, завозимой в предприятие торговли и общественного питания, и частоту завоза товара в магазин, столовую.
Работу по составлению маршрутов целесообразно производить с помощью компьютера. Можно также периодически производить фактические замеры расстояний перевозок по спидометрам автомобилей. Это дает значительный эффект, во многих случаях маршруты доставки сокращаются, а, следовательно, сокращаются и транспортные расходы.
Задачей совершенствования централизованной доставки товаров в настоящее время, когда парк автотранспорта насыщается машинами разной грузоподъемности, является обеспечение доставки товаров в каждый, даже небольшой магазин, столовую в данном городе, ликвидация ненужных перевозок товаров на склады розничной торговли и общественного питания. Это сокращает расходы на доставку, товарные потери, уменьшает потребности в транспорте за счет устранения вторичных перевозок.
Установленные маршруты необходимо систематически проверять, так как расстояния и условия доставки могут изменяться. В тех предприятиях торговли, где уделяется внимание установлению оптимальных маршрутов доставки и систематической их проверке, это дает экономический эффект. Однако еще значительное число предприятий торговли и общественного питания не уделяют достаточного внимания определению рациональных маршрутов, а установленные маршруты пересматриваются редко. Иногда маршруты доставки разрабатываются не совместно сторонами договора, а только одной стороной — поставщиком или чаще — только перевозчиком.
Нее это нарушает интересы торговли, увеличивает транспортные расходы, которые ложатся на предприятия торговли и общественного питания.
9.4. Организация доставки товаров в магазины
В целях обеспечения ритмичности доставки товаров и предотвращения простоя автотранспорта стороны должны согласовывать графики доставки.
В договорной практике по централизованной доставке, когда перевозка товаров осуществляется транспортом привлеченного на договорных началах автохозяйства, следует различать два вида графиков: транспортные и графики доставки товаров.
Транспортный график — это график подачи автотранспорта к поставщику для осуществления доставки товаров получателям. Он согласовывается поставщиком и перевозчиком. В транспортном графике предусматриваются часы работы, прибытия автомашин на склад поставщика, количество автомашин и срок окончания работы автотранспорта в данные сутки. При согласовании транспортного графика стороны учитывают часы начала и окончания работы склада поставщика и автобазы, а также часы работы предприятий-получателей.
Графики подачи автотранспорта под погрузку обычно являются ступенчатыми, составляются с учетом фронта погрузки у поставщика. Отсутствие такого графика влечет за собой отрицательные последствия: простои автомашин, неэффективное их использование, усложнение погрузочно-разгрузочных операций и т. д.
Графики доставки товаров конкретным получателям согласовываются поставщиком и покупателем. Они подразделяются на часовые (с указанием часов доставки товаров каждому покупателю) и суточные графики (без указания часов завоза товаров).
В этих графиках следует указывать адреса торговых предприятий, куда должны быть доставлены товары, номера их телефонов, часы работы, количество доставляемых товаров, дни и часы доставки товаров. Графики доставки товаров согласовываются поставщиком и покупателем на месяц или квартал (-иногда — на год) в зависимости от колебаний в объемах поставки, сезонности товара, изменения, дислокации торговой сети и т. д. Целесообразно разрабатывать проект графика за определенное время до начала месяца или квартала (года). Целесообразно также предусматривать в графиках не только дни, но п часы завоза товаров каждому получателю, и прежде всего при доставке продовольственных, особенно скоропортящихся товаров. Чтобы иметь всегда в продаже свежие скоропортящиеся продукты, предотвратить их порчу, [рафики должны предусматривать 2- и ,'5-разовые завозы таких товаров в течение суток.
В договорах целесообразно предусматривать допускаемые отклонения от графика (например 30 минут в ту или другую сторону), а также воз-
250________ Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения розничной...
можность изменения согласованных графиков доставки. Об изменениях графика покупатель должен сообщать поставщику заблаговременно.
Часовые графики доставки предотвращают одновременное прибытие нескольких автомашин от разных поставщиков и тем самым — сверхнормативные простои транспорта под разгрузкой. Получатель должен разгружать в первую очередь автомашины, прибывшие по графику, и не несет ответственности за простой автомашин, прибывших с нарушением графика, если он не имел возможности принять товар ввиду прибытия другого автотранспорта в установленное графиком время. О времени прибытия автотранспорта к получателю и о времени его убытия после разгрузки делается отметка в товарно-транспортной накладной и путевом листе.
Графики доставки товаров должны быть увязаны с транспортными графиками.
Должны быть также увязаны графики доставки товаров разными поставщиками в одно торговое предприятие.
При составлении графиков следует исходить из необходимости работы автотранспорта в полторы и две смены, завоза товаров в предприятия розничной торговли и общественного питания не только в дневное, но в ряде случаев и в ночное время.
Графики доставки и маршруты завоза лучше всего разрабатывать в процессе решения транспортной задачи, которая с помощью компьютера может контролироваться ежедневно.
Задача по доставке товаров в магазины торговых предприятий принадлежит к типу транспортных для неделимого груза. Решать ее можно приближенными методами. Неделимость груза означает, что предназначенный к доставке в магазин п объем цп продуктов выполняется только одним автомобилем и не может дробиться при решении задачи. Конечно, при условии, что qn < Q, где Q — грузоподъемность автомобиля; q — объем заказа.
Обычно объем заказа магазинов на один завоз не превышает грузоподъемности автомобилей, используемых для доставки продуктов и торговую сеть. Значит, продукты можно доставлять одним автомобилем нескольким магазинам по кольцевым маршрутам, и поставщик будет при этом являться начальным и конечным пунктом маршрута; каждый автомобиль в какой-то конкретный момент времени может быть использован не более чем на одном маршруте; следовательно, задача но доставке продуктов в магазины представляет собой транспортную задачу маршрутизации перевозок мелкопартионных грузов или сокращенно — задачу развозки.
Й
9.4. Организация доставки товаров в магазины_________________________ 2JH
Основное назначение задачи развозки состоит в получении оперативного плана перевозок однородного груза от поставщика в магазины. Требование однородности предполагает возможность выражения объема поставки в условных весовых единицах (пакетах, модулях и т. д.).
План перевозок должен быть развернут во времени, т. е. фактически надо получить графики работы для всех автомобилей, предназначенных для перевозки продуктов. Время поставки продуктов в магазины задается в строго фиксированный отрезок времен. Общую цель задачи можно сформулировать следующим образом: необходимо доставить продукцию в магазины, каждому г'-му магазину (г = 1, 2,..., п) в количестве от q{ до q2 в фиксированный отрезок времени t{ и ty т. е. нужно составить кольцевые маршруты, охватывающие все магазины, торгующие этими продуктами.
Для решения задачи требуется следующая информация:
1) количество автомобилей, используемых для доставки, и их гру
зоподъемность;
2) кратчайшие расстояния d (i,j ) между любой парой пунктов i,j
J (z=0, 1,... ,и,7=0, 1,... ,n;i=j);
"\ 3) затраты времени на погрузку и разгрузку единицы груза, оформление документов, средняя скорость движения в городе, класс груза, время на заезды, взвешивание и пересчет продукции; 4) время работы водителей, перерыв на обед, время работы поставщика, фронт погрузки.
j В качестве основного критерия следует принять минимизацию
! общей протяженности маршрутов. Метод решения задачи развозки 1 можно применять в более общей постановке с реализацией принципов многоцелевого планирования и включать в целевую функцию такие компоненты, как равномерность подачи автомобилей под погрузку, число используемых автомобилей, плотность использования рабочего времени и др.
В основу метода решения задачи развозки можно положить метод пошаговой оптимизации. Суть метода заключается в следующем.
Разрабатывается такой начальный план, что в каждый магазин направляется отдельный автомобиль; если заказ qt >Q, то :>тот автомобиль попадает в массив маятников. Поскольку большинство магазинов обычно имеют заказ qn <Q па одну поставку, то относительно оставшихся маршрутов можно утверждать, что по каждому из них грузоподъемность используется не полностью. Начальный план доставки продуктов в гаком варианте явно наихудший. Поэтому
252________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной...
строится функция выгоды, которая бы смогла оценить улучшение функционала.
Например, рассмотрим критерий минимизации общей протяженности маршрутов. В исходном плане имеем два маятника: 0 — г — О, О — j ~ О, т. е. дважды автомобиль выезжает от поставщика и дважды возвращается, и если qt <Qu q <Q, a qt + q <Q, то ясно, что при создании маршрута O-i-j-О сокращение длины пробега автомобиля очевидно и один кольцевой маршрут более выгоден, чем два маятниковых.
По Кларку и Райту функция «выгоды» оценивается так:/(г, j) = d (г, 0) + d (0,j) — d (i,j), где d (i,j) — кратчайшее расстояние при движении от i-ro магазина до/го; чем больше величина f(i,j), тем, следовательно, меньше расстояние между двумя магазинами.
Указанным способом можно определить оценки, и они не меняются в ходе решения задачи. Формируется упорядоченная последовательность оценок:/, (i,j) = f2 (i,j) = ... =/m (i,j), где т = п2 — и, а и — число пунктов, т. е. i = 1, 2,..., n;j = 1, 2,..., п.
В процессе решения задачи в определенные моменты (после нескольких шагов по рассмотрению пар и соответствующих оценок) определяются новые значения нерассмотренных оценок в соответствии с достигнутым положением и более выгодным состоянием в конце решения. Так, если объединение маршрутов (0 — ... — i — ... — 0) и (0 — ... —j — ... — 0) приводит к образованию маршрута с общим объемом поставки в q условных единиц груза и требуемым автомобилем грузоподъемности Q, то новая оценка для пары (i,j) будет/'(г, j ) = -f'(i>j)[l + Л (<? / <2Л> №' Рх, Р2 - параметры.
Таким образом, получают преимущества те пары, которые приводят к образованию маршрутов с лучшим использованием грузоподъемности автомобиля. Описанный метод является основой алгоритма решения задачи развозки.
Торговые отделы розничных торговых предприятий, фирм могут вести повседневный контроль за снабжением магазинов товарами. На основе поступающих счетов-фактур определяют выполнение согласованного объема поставки каждым поставщиком как но срокам, так и по ассортименту.