Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов
МИКРОЭКОНОМИКА
Под редакцией И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского
Минск 2007
УДК 330.101.542 (075.8)
ББК 65.012.1я7
М 59
Авторы: доктора экономических наук: И.В. Новикова (предисловие, главы 1, 9), Ю.М. Ясинский (главы 10, 12), А.О. Тихонов (глава 8); кандидаты экономических наук: М.З. Ачаповская (глава 4), В.А. Коврей (главы 3, 5), Т.В. Максименко-Новохрост (глава 2, 14.1, 14.2, 14.3), Ю.В. Чайковская (14.4, 14.5), В.В. Ожигина (глава 6), Л.П. Пацкевич (глава 7); Т.В. Соколинская (главы 11, 13).
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Л.Н. Давыденко
кафедра экономики и управления высшей школы РИВШ
Под редакцией И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского
|
Микроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
ISBN 985-457-632-9
Подготовлено в соответствии с новой типовой программой по «Микроэкономике» (2005) для высших учебных заведений по специальностям следующих направлений образования: 25 «Экономика и управление», 26 «Управление». Написано с учетом специфики белорусской модели экономического развития.
Адресовано студентам, получающим высшее образование по экономическим специальностям. Будет полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям, а также всем интересующимся проблемами микроэкономики.
УДК 330.101.542 (075.8)
ББК 65.012.1я7
ISBN985-457-632-9 | © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007 |
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ 12
1.1. Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов 12
1.2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика 17
1.3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов 19
Основные выводы 21
Основные понятия 23
Вопросы для самопроверки 24
Вопросы для обсуждения 24
Задачи и тесты 24
Литература 25
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 26
2.1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход) 26
2.2. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения 28
2.3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии 35
2.4. Графическая интерпретация равновесия потребителя 37
2.5. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и типология экономических благ. Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые Энгеля. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса 39
2.6. Эффект дохода и эффект замещения 44
2.7. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса 48
Основные выводы 50
Основные понятия 53
Вопросы для обсуждения 53
Вопросы для самопроверки 54
Задачи и тесты 54
Литература 55
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ 56
3.1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры 56
3.2. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма 61
3.3. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли 64
3.4. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли 69
3.5. Совершенная конкуренция и эффективность 72
Основные выводы 76
Основные понятия 78
Вопросы для самопроверки 78
Вопросы для обсуждения 78
Задачи и упражнения 78
Литература 79
ГЛАВА 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ 80
4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии 80
4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста 84
4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония 91
4.4. Чистая монополия и эффективность 95
4.5. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия 100
Основные выводы 104
Основные понятия 105
Вопросы для самопроверки 106
Вопросы для обсуждения 106
Задачи и упражнения 107
Литература 108
ГЛАВА 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 109
5.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 109
5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде 111
5.3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции 114
5.4. Дифференциация и специализация продукции как методы конкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов 117
5.5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества 119
Основные выводы 123
Основные понятия 123
Вопросы для самопроверки 124
Вопросы для обсуждения 124
Задачи и тесты 124
Литература 125
ГЛАВА 6. ОЛИГОПОЛИЯ 126
6.1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии 126
6.2. Типология моделей олигополии 127
6.3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса 139
6.4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии 140
6.5. Олигополия и эффективность 144
6.6. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти 145
6.7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь 149
Основные выводы 157
Основные понятия 158
Вопросы для самопроверки 159
Вопросы для обсуждения 159
Тесты и задачи 159
Литература 160
ГЛАВА 7. РЫНОК ТРУДА 161
7.1. Рынки ресурсов 161
7.2. Структура рынка ресурсов 168
7.3. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования 170
7.5. Рынок труда при несовершенной конкуренции 178
7.6. Заработная плата. Формы и системы заработной платы 181
7.7. Особенности рынка труда в Республике Беларусь 189
Основные понятия 195
Вопросы для самопроверки 195
Вопросы для обсуждения 196
Задачи и тесты 196
Литература 198
ГЛАВА 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ 199
8.1. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал 199
8.2. Рынок ссудного капитала и ссудный процент 203
8.3. Спрос на инвестиции. Дисконтирование и понятие чистой приведенной стоимости 206
8.4. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг 208
8.5. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 216
8.6. Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность факторного дохода 218
8.7. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли 220
Основные выводы 223
Основные понятия 225
Вопросы для самопроверки 226
Задачи и тесты 226
Литература 227
ГЛАВА 9. РЫНОК ЗЕМЛИ 228
9.1. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы 228
9.2. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата 230
9.3. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента 232
9.4. Земельные отношения в Республике Беларусь 238
Основные выводы 240
Основные понятия 241
Вопросы для самопроверки 241
Вопросы для обсуждения 242
Задачи и тесты 242
Литература 243
ГЛАВА 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ 245
10.1. Частичное и общее экономическое равновесие 245
10.2. Конкурентное равновесие и эффективность 248
10.3. Экономическая эффективность и социальная справедливость 259
10.4. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования 264
10.4.1. Рыночная власть 264
10.4.2. Неполная информация 265
10.4.3. Внешние эффекты 266
10.4.4. Общественные блага 266
Основные выводы 267
Основные понятия 269
Вопросы для самопроверки 270
Вопросы для обсуждения 270
Задачи и тесты 270
Литература 271
ГЛАВА 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 272
11.1. Сущность внешних эффектов 272
11.2. Формы проявления внешних эффектов и их последствия 274
11.3. Интернализация внешних эффектов 281
11.4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике 288
11.5. Формирование эколого-экономического механизма природопользования 293
Основные выводы 299
Основные понятия 300
Вопросы для самопроверки 301
Вопросы для обсуждения 301
Задачи и тесты 301
Литература 303
ГЛАВА 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 304
12.1. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность 304
12.2. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора 307
12.3. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии 318
12.4. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого 324
Основные выводы 329
Основные понятия 333
Вопросы для самопроверки 333
Вопросы для обсуждения 334
Задачи и тесты 334
Литература 336
ГЛАВА 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА 338
13.1. Сущность общественных благ 338
13.2. Классификация смешанных общественных благ 341
13.3. Особенности спроса на общественные блага 347
13.4. Производство общественных благ: возможности рынка и государства 352
Основные выводы 360
Основные понятия 361
Вопросы для самопроверки 361
Вопросы для обсуждения 362
Задачи и тесты 362
Литература 364
ГЛАВА 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 365
14.1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен 365
14.2. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования 370
14.3. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты 376
14.4. Политико-экономический цикл 383
14.5. Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику 389
Основные выводы 392
Основные понятия 395
Вопросы для самопроверки 395
Вопросы для обсуждения 396
Задачи и тесты 396
Литература 398
ГЛОССАРИЙ 399
ПРЕДИСЛОВИЕ
Республика Беларусь взяла курс на создание рыночной социально ориентированной экономики. Социально ориентированная экономика – это одна из моделей функционирования рыночной экономики. Безусловно, создание такой модели – длительной и непростой процесс. Это означает, что все хозяйствующие субъекты должны работать в рыночной системе координат и знать их закономерности. Работа в рыночных условиях требует фундаментальных знаний в области микроэкономики от каждого руководителя, каждого специалиста, работающих на предприятиях, в организациях всех секторов национальной экономики.
Закономерности функционирования малых хозяйственных единиц – организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств в рыночной экономике описываются в курсе микроэкономики. Микроэкономика – это составная часть экономической теории. Закономерности поведения малых хозяйственных единиц в рыночной экономике исследовались на протяжении двух последних столетий. Многие закономерности, формализованные в моделях микроэкономики, служат основой для понимания большинства экономических процессов и в сегодняшней жизни. Хотя говорить об аксиомах в микроэкономике, таких же, как в естественных науках, по-видимому, рано. Экономическая наука развивается очень быстро. И многие закономерности, открытые в экономике вчера и формализованные в моделях, опровергаются. Известный российский ученый В.М. Полтерович отмечал, что многообразие экономических явлений не может быть объяснено на основе небольшого числа фундаментальных закономерностей. Более того, экономическая действительность слишком многовариантна и скорость ее изменения опережает темп ее изучения.
Безусловно, экономическая материя достаточно сложна, ибо связана с человеком, его поведением. А формализовать поведение человека сложно. Вот почему применение многих моделей на практике, которые были верны еще вчера, не дает положительных результатов сегодня. Тем не менее, знание экономических закономерностей, описываемых в экономических моделях и асимптотически приближающихся к описанию экономической действительности, необходимо и полезно любому грамотному экономисту.
В вводном курсе «Экономической теории» в разделе II «Основы теории микроэкономики»[1] рассматривались базовые понятия микроэкономики, самые общие закономерности ее функционирования. Данный курс продолжает более углубленное изучение закономерностей развития экономики на микроуровне. Поэтому ряд тем вводного курса экономической теории находит свое продолжение в данном учебном пособии. Без понимания базовых понятий и общих закономерностей рыночной экономики, изложенных в курсе экономической теории, невозможно будет понять категории в данном учебном пособии по микроэкономике.
Понимание закономерностей экономического развития на микроуровне поможет понять как процессы, происходящие на макроуровне и описываемые в курсе «Макроэкономика», так и экономику, организацию, управление на реальном предприятии, излагаемую в курсах «Экономика организаций», «Менеджмент», «Маркетинг».
Данный учебный курс написан на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по специальностям направлений образования: 25 «Экономика и управление» и 26 «Управление», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 8 июня 2005 года.
В учебном пособии, так же, как и в Типовой программе, предпринята попытка адаптировать опыт функционирования организаций, предприятий (фирм), работающих в условиях сформированных рыночных отношений, к условиям белорусской национальной модели, когда многие институты рыночной экономики находятся в стадии формирования.
Структура учебного пособия «выстроена» таким образом, чтобы помочь изучающему дисциплину студенту легче и глубже усвоить излагаемый материал. В конце каждой главы делаются выводы, даются основные понятия, предлагаются вопросы для самопроверки, вопросы для обсуждения. Задачи и тесты позволяют закрепить теоретический материал каждой главы. По аналогии с учебными пособиями по курсам «Экономическая теория» и «Макроэкономика» авторы делали «врезки» материалов, отмеченные значком . Это комментарии, выдержки из статей, цитаты, статистическая информация, хроника событий – все то, что углубляет знания по рассматриваемым в основной части текста главам, способствует их более осмысленному пониманию, усиливает доказательную базу теоретических положений. Данные материалы отражают специфику белорусской модели развития, практику ее реализации, показывают хронологию событий, констатируют факты развития реальной экономической действительности и т.п. В конце учебного пособия приводится глоссарий.
Учебное пособие написано ведущими преподавателями Академии управления при Президенте Республики Беларусь при участии преподавателей Белорусского государственного экономического университета и Белорусского государственного университета.
В написании данного учебного пособия приняли участие следующие авторы:
– И.В. Новикова – профессор кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, д-р экон. наук (предисловие, главы 1, 9, глоссарий);
– Т.В. Максименко-Новохрост – доцент кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук (глава 2, разделы 14.1, 14.2, 14.3);
– В.А. Коврей – доцент кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук (главы 3, 5);
– М.З. Ачаповская – доцент кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук (глава 4);
– В.В. Ожигина – доцент кафедры экономики и управления ВШУБ, канд. экон. наук (глава 6);
– Л.П. Пацкевич – доцент кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук (глава 7);
– А.О. Тихонов – профессор кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, д-р. экон. наук (глава 8);
– Ю.М. Ясинский – заведующий кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, д-р. экон. наук (главы 10, 12);
– Т.В. Соколинская – старший преподаватель кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь (главы 11, 13);
– Ю.В. Чайковская – доцент кафедры экономики и управления предприятием ВШУБ, канд. экон. наук (разделы 14.4, 14.5).
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Микроэкономика – это наука, объясняющая процесс принятия экономических решений. Как и любая другая наука, макроэкономика должна обладать определенным инструментарием, позволяющим ей проникнуть в суть экономических явлений, объяснить их. В данной главе показано, как необходимо проводить исследование, чтобы понять тот или иной экономический процесс. Иначе говоря, мы изучим методологию экономических исследований на микроуровне.
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов
Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» (от греческого mikros – малый) означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. Из вводного курса экономической теории известно, что к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» или «хаусхолды» (от англ. household), а также «фирмы»[2].
Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов. Каждая из этих микроединиц принимает решения. Микроэкономика – это наука о принятии решений малыми хозяйственными единицами. Она позволяет понять, как принимаются предпринимательские решения, и делается индивидуальный выбор, а также как влияет принятие тех или иных решений государственными органами на поведение малых хозяйственных единиц.
Из вводного курса экономической теории известно, что такие ресурсы, как труд, земля, капитал, ограничены. Ограничены также и знания людей о том, как производить, т.е. о производственных технологиях. Таким образом, в каждом данном году для удовлетворения различных потребностей людей имеются ограниченные ресурсы. В таких условиях люди должны делать выбор. При выборе оптимального варианта использования ресурсов в данный момент альтернативной стоимостью сделанного выбора можно назвать лучший из всех вариантов, которыми пришлось пожертвовать.
Микроэкономика изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает решения, принимаемые в экономике при распределении дефицитных ресурсов между различными (альтернативными) вариантами их пользования. Сам микроэкономический анализ направлен на то, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объема производства в соответствии с потребностями. Выводы из него полезны, как правило, для бизнесмена, домашнего хозяйства, а также должны приниматься в расчет и государственными органами.
История возникновения микроэкономики
Микроэкономика имеет длинную и сложную историю, которая восходит к эпохе классической политэкономии. Но оформление ее в самостоятельную научную дисциплину приходится на последнюю треть ХIХ века. Создание микроэкономики как науки обычно связывают с именами Леона Вальраса (1834–1910) в Швейцарии, Карла Менгера (1840–1921) в Австрии и Альфреда Маршалла (1842–1924) в Англии. Эти экономисты независимо друг от друга и формально разными путями пришли к созданию теории рыночного равновесия, которая впоследствии была развита рядом выдающихся экономистов Западной Европы и США, в их числе австрийцами Ф. Визером и Э. Бем-Баверком, англичанами Ф. Эджуортом и У. Джевонсом, итальянцами В. Парето и С. Баронэ, американцами Д. Кларком и И. Фишером. В рамках данной теории была создана стройная система формул, графиков и схем, описывающих поведение потребителя, развитие и соотношение спроса и предложения, реальные процессы, происходящие на фирме и в обществе.
Овчинников Г.П. Микроэкономика. Макроэкономика. – СПб., 1997. – С. 21.
В любой экономической системе люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, должны делать выбор, чтобы ответить на вопросы: что? как? кто? для кого? Иначе говоря, необходимо ответить на вопросы: что производить? каким образом произвести избранные виды продукции? кто будет потребителем произведенного? вопрос «для кого?» подразумевает, какой объем ресурсов использовать для сегодняшнего потребителя (текущее потребление), а какой – для будущего.
Как мы отметили выше, микроэкономика – это наука о выборе людей. Она стремится понять факторы, влияющие на выбор людьми того или иного действия, решая при этом проблему дефицита. Как правило, микроэкономика основывается на предположении, что поведение людей предсказуемо. Ибо люди как рациональные субъекты преследуют такие цели, как стремление максимизировать удовлетворение от покупок (домашние хозяйства) или максимизировать прибыль от продажи продукта (фирмы). С этой целью делаются некоторые упрощения, изучается влияние цен на принятие экономических решений.
Например, при исследовании принятия решений владельцами предприятия мы исходим из того, что владелец как рациональный субъект стремится максимизировать прибыль от продажи своего продукта на протяжении определенного промежутка времени. Значит, мы должны изучить факторы, влияющие на прибыль предприятия от продажи данного продукта:
· объем продаж;
· цену продукции;
· факторы, определяющие затраты ресурсов на единицу продукции.
Это, во-первых. Во-вторых, можно было бы проследить за факторами, оказывающими влияние на принятие решений продавцами. Например, как повлияло бы введение дополнительных налогов (или, напротив, их отмена) на затраты, а, соответственно, и на продажу товара.
А, в-третьих, можно было бы проследить (исходя из того, что цель продавца есть максимизация прибыли), как все эти факторы оказывают влияние не только на производство данного товара, но и на занятость в данной отрасли.
Рынки имеют существенное значение для принятия решений и ответа на поставленные выше вопросы. Чтобы служить средством коммуникации, рынок не должен быть привязан к специфически географическому месту. Например, классифицированные рекламные объявления в местной газете представляют собой рынок. Это может быть рынок недвижимости, рынок автомобилей, рынок мебели, рынок домашней техники, рынок трудовых услуг и т.д.
В современных рыночных экономиках люди для удовлетворения своих желаний идут на заключение сделок между собой на различных рынках. Эффективное пользование производственными ресурсами возможно только на основе продажи за деньги для получения дохода. Заработная плата есть плата за пользование услугами трудовых ресурсов. Сбережение приносит доход в виде ренты. Инвестирование – в виде дивидендов и прибыли. Количество товаров, покупаемых людьми, зависит от дохода, который получают люди в результате вышеуказанных операций. Сам доход зависит от находящихся в собственности производственных ресурсов, желания продать право за пользование этими ресурсами и цен на них.
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ «Права собственности – это привилегии владеть и использовать дефицитные ресурсы... рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Когда рынки не существуют вследствие трудности определения прав собственности, цены не могут быть установлены. Без прав собственности распределение ресурсов могло бы осуществляться посредством силы. Это был бы мир, в котором «право получает сильнейший»; сильный получал бы право на ресурсы с помощью угроз и насилия. Установление прав собственности позволяет совершать сделки организованно и культурно. ... правительство устанавливает права собственности и использует силу для их обеспечения» Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. Т.1./ Пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 9,10. |
Конечно, если следовать концепции рационального поведения в рыночной экономике концепции экономического рационализма, то получается, что экономисты пытаются в своем анализе изобразить человека экономического как «эгоистическую особь». На самом деле это не совсем так. Человек экономический – это не всегда тот, кто руководствуется только законами собственной выгоды. Им может двигать то, что он от того или иного рода деятельности получает удовлетворение, когда делает что-то для других. Иногда его поведение мотивируется и неэкономическими мотивами. Более того, в современной экономической теории существуют такие направления, как институционализм, неоинституционализм, представители которых считают, что экономический субъект не всегда руководствуется экономической целесообразностью (погоней за прибылью). Вот что, например, пишет нобелевский лауреат, представитель неоинституционального направления Д.Норт по этому поводу: «...Человеческое поведение гораздо сложнее того, которое описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».
Тем не менее, в микроэкономике предположение о максимизации прибыли, сама концепция экономического рационализма есть удобный исходный пункт для экономического анализа отношений, складывающихся на микроуровне. Хотя в работах нобелевского лауреата Дж.Стиглица и этот постулат сегодня подвергается большому сомнению. Вот что произнес Стиглиц в своей нобелевской лекции: «Если бы индивиды были злонамеренны и эгоистичны, как их традиционно изображали экономисты, то ситуация на самом деле была бы печальной… Но существует множество доказательств, что традиционная экономическая модель индивида является слишком узкой и что в действительности внутреннее удовлетворение, например, общественной службой, может быть более эффективным, чем внешнее вознаграждение, например, денежная компенсация…».
Сигналами на всех рынках являются цены. Цена – это норма обмена товара на деньги. Эта норма в каждый момент времени зависит как от расходов (затрат) на производство и доставку данного товара на рынок, так и от спроса и предложения на него.
Цена показывает, от чего необходимо отказаться, чтобы иметь каждую единицу желаемого товара или услуги. Люди учитывают цены альтернативных благ, когда принимают решения, как потратить свой ограниченный доход. Например, студент, имея денежные средства на ежедневные расходы в размере 2 тыс. руб., стоит перед дилеммой: купить 4 порции мороженого (по цене 500 руб.) или купить комплексный обед в студенческой столовой по цене 2 тыс. руб.
В современном мире цены измеряются через суммы денег. Однако денежная цена блага не всегда может правильно показать, от чего необходимо отказаться, чтобы получить единицу блага. Это связано с тем, что покупательная способность денег может меняться с течением времени. Например, известно, что в условиях инфляции цены всех благ повышаются. Однако если на все блага цены повысились на 5%, то среднее количество покупаемых товаров, которое можно купить на каждую денежную единицу, упадет. Это означает, что покупательная сила данной денежной единицы стала меньше.
При принятии экономических решений следует принимать во внимание изменение относительной цены блага, которая представляет собой изменение цены блага относительно к средней цене всех благ. Относительная цена благ может изменяться не всегда, а когда изменяется его денежная цена. Например, если средняя цена всех благ увеличилась на 5%, а цена на учебную литературу только на 3%, это означает, что относительная цена на учебники увеличилась на меньшую величину, чем средняя цена всех благ. Если цена за обучение в то же время увеличилась на 6%, следовательно, относительная цена обучения возросла.
Когда покупательная сила денег не постоянна, то относительные цены благ отражают затраты на покупки лучше, чем денежные.
Таким образом, как мы видим, функция цен – содействие правильному распределению товаров, услуг, производственных ресурсов между альтернативными вариантами использования.