Транспорт как отрасль общественного производства. Характеристика транспортной отрасли, ее особенности.
Транспорт– одна из отраслей национальной экономики оказывающая материальные услуги по перевозке людей и грузов. Он обеспечивает взаимодействие элементов национальной экономики. Ему принадлежит значительная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне, расширении культурных связей между народами, растет число туристических поездок, более интенсивным становится обмен специалистами в области науки, техники, культуры, искусства, спорта.
Транспортная отрасль (комплекс) – это совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи, дополняющих друг друга.
Транспортный комплекс включает следующие виды транспорта:
– наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный);
– воздушный (авиационный);
– водный (речной и морской).
К транспортному комплексу в целом отдельным его видам предъявляются следующие основные требования:
– наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
– обеспечение регулярности перевозок, независимо от времени года, погодных условий и других неблагоприятных факторов;
– сохранность перевозимых грузов;
– обеспечение комфортности при перевозке пассажиров;
обеспечение безопасности перевозок;
– высокая степень конкурентоспособности внутри страны и на внешних рынках.
Транспортный комплекс Беларуси одно из крупнейших звеньев экономики. Он производит более 6% ВВП, оказывает более 13% объема платных услуг населению. В общем объеме экспорта услуг транспортные составляют более 63%. В транспортной отрасли работает более 6% от общей численности занятых.
Формирование направлений развития транспорта, государственное регулирование его деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее Минтранс). Оно организует разработку концепций и программ развития железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта, речного флота, дорожного хозяйства, обеспечивает взаимодействие различных видов транспорта, развитие международного сотрудничества в области транспорта.
Управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями автомобильного транспорта – департамент автомобильного транспорта в структуре Минтранса, предприятиями гражданской авиации – Департамент по авиации, водного транспорта – управление водного транспорта, дорожным хозяйством – Департамент «Белавтодор».
В структуру Минтранса входят также промышленные предприятия по ремонту железнодорожного, автомобильного воздушного транспорта и ряд других организаций.
Управление городским транспортом (метрополитен, городской автобусный, троллейбусный, трамвайный транспорт) осуществляют местные территориальные органы власти (облисполкомы, горисполкомы) городской транспорт не входит в структуру Минтранса.
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозку грузов и пассажиров по железным дорогам, прежде всего на средние расстояния и местные (пригородные) перевозки. Характеризуется массовостью потоков, сравнительно низкой себестоимостью перевозок на большие расстояния, имеет сравнительно высокую скорость движения, не зависит от погодных условий.
Железнодорожный транспорт подразделяется на магистральный и промышленный, который обеспечивает обслуживание сети подъездных путей к предприятиям.
В Беларуси длина железных дорог составляет более 5,5 тыс. км, в том числе двупутных 1,6 тыс.км (28,5 %), из них половина электрифицированы и этот процесс продолжается. Плотность железных дорог в Беларуси составляет 26,6 км на тыс.км2, что обеспечивает доступ 40 % населенных пунктов к железнодорожным станциям.
Белорусская железная дорога (далее – БЖД) осуществляет управление магистральным железнодорожным транспортом. В ее состав входят 6 отделений БЖД (Минское, Барановическое, Брестское, Гомельское, Витебское и Могилевское), которые объединяют 384 станции, 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 7 дистанций электроснабжения и другие подразделения. В состав БЖД входят также промышленные строительные, проектно-конструкторские, научно-исследовательские, технологические, снабженческие и другие предприятия и организации. На БЖД работают более 100 тыс.человек.
Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается развитие:
– инфраструктуры (электрификация 387 км участков железнодорожных путей, 16 тяговых подстанций, систем сигнализации, создание грузовых терминалов в Минске, Гродно, Бресте;
– транзитных перевозок грузов в калининградском направлении, между государствами Европы и Юго-Восточной Азии, между странами Балтийского и Черного морей;
– пассажирских перевозок в международном сообщении из России, Казахстана в государства центральной Европы, в местном сообщении ввод в эксплуатацию скоростных пассажирских поездов между областными центрами и столицей, в региональной сообщении, организация железнодорожных пассажирских перевозок в г.Минске.
Автомобильный транспорт.
Осуществляет перевозки грузов и пассажиров главным образом на короткие и средние расстояния. Перевозки на дальние расстояния значительно дороже железнодорожных. Однако этот вид транспорта обладает большой маневренностью и доставкой грузов «от двери к двери».
Значительное развитие получили международные грузовые перевозки на основании межправительственных соглашений. Это позволяет осуществлять перевозки в третьи страны, если маршрут следования проходит через Беларусь.
Государственной программой развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрено развитие:
– пассажирских перевозок пригородных и городских автобусах малой вместимости (до 50 человек), освоить производство автобусов с унифицированными деталями и агрегатами, совершенствовать маршрутную сеть, внедрить спутниковую навигацию управления движением автобусов и автоматизированную систему контроля оплаты проезда;
– грузовых перевозок с целью удовлетворения в автомобильных перевозках экономики республики. Они все в большей степени удовлетворяются ведомственным транспортом. Из 123 тыс. эксплуатирующихся в республике грузовых автомобилей 56,7 тыс. принадлежат организациям государственной формы собственности 65,6 тыс. - частной.
Предприятия Минтранса владеют 7 % (9,1 тыс.) единиц государственного грузового транспорта, тогда как Минсельхозпрод – 29 % (35,7 тыс. единиц), Минпром – 4 % (5,1 тыс.), Минэнерго – 4 % (4,5 тыс.), Минстройархитектуры – 4 % (5,1 тыс.), Белкоопсоюз - 5 % (6,1 тыс.) от общего количества. Планируется автопредприятиями Минтранса приобрести за пять лет порядка 2 200 единиц грузового транспорта.
Дорожное хозяйство.
Протяженность автомобильных дорог в Беларуси составляет около100 тыс. км, в том числе с твердым покрытием 71,0 тыс.км. Плотность дорог с твердым покрытием составляет 342 км. на 1 тыс.км2 и значительно выше чем в других странах СНГ, но значительно ниже европейских государств. Например, в Польше – 771 км, в других государствах Европы более 1500 тыс. км .
Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило создание автомобильных дорог международного значения (транспортных коридоров). Важное экономическое значение имеют транспортные коридоры: № 2 (Брест – граница Российской Федерации в составе магистрали Берлин – Варшава – Минск – Москва), № 9 (Гомель – Могилев – Витебск – граница Российской Федерации), № 9В (Гомель – Жлобин – Минск – граница Литвы).
По сети автомобильных дорог Беларуси функционирует более 1,5 тыс. платных объектов, в том числе АЗС -332, АГЗС -131, СТО -103, мойки – 49, пункты питания – 465, предприятия торговли – 310, пункты постоя (гостиницы мотели, кемпинги) – 68, охраняемые стоянки – 73 и др. Планируется за 5 лет ввести в эксплуатацию: АЗС – 66, АГЗС – 41, СТО – 14, пунктов постоя – 27, охраняемых стоянок – 26, пунктов питания – 116 и др. которые должны обеспечивать комплекс услуг участникам дорожного движения.
В системе автомобильных дорог и автобусного сообщения функционирует 35 автовокзалов и более 140 автостанций.
За период 2011-2015 годы планируется выполнить общий объем работ по автомобильным дорогам протяженностью более 415 тыс. км, из них по республиканским – 77,4 тыс. км и местным – более 337,7 тыс. км.
Водный транспорт.
Общая протяженность водных путей Беларуси около 1 700 км, из них магистральных около 700 км, остальные – по малым рекам. Судоходными путями республика связана со всеми пограничными с ней государствами. Основные пути проходят по рекам Днепр, Неман, Днепро-Бугский канал.
На внутренних водных путях функционируют 10 речных портов. Порты Мозырь, Гомель, Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и обеспечивают перевалку грузов с железнодорожного транспорта на водный и наоборот.
Днепро-Бугский канал, проходящий по югу страны, является частью речного коридора Днепр-Висла-Одер и его модернизация будет способствовать развитию международных торгово-экономических связей.
Осуществляется реконструкция белорусской части Августовского канала, протяженностью 21,5 км, что позволяет развивать международный туризм в бассейне Немана. Канал протяженностью 101,2 км проходит по территориям Беларуси и Польши, соединяет Вислу и Неман и признан историческим сооружением (1825-1939 гг).
Осуществляются экспортно-импортные перевозки по рекам Припять-Днепр. В южные порты Украины доставляются калийные удобрения, для дальнейшей перегрузки в морские суда и поставки их на экспорт, строительные материалы предприятиям в русле этих рек.
Актуальным для Беларуси является создание морского флота.
В организацияхвнутреннего водного транспорта имеется более 680 судов, из них менее 500 в исправном техническом состоянии, 27 подлежат списанию. В организациях имеется 60 единиц перегрузочной техники, из них в исправном состоянии менее 50 единиц.
Дальнейшее развитие водного транспорта предусмотрено Программой развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011-2015 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 24.10.2010 № 1895. Программой предусматривается увеличение объемов перевозок грузов внутренним водным транспортом на 48,4 %, пассажиров – на 50 %, модернизация 21 и приобретение 6 единиц флота, увеличение протяженности внутренних водных путей на 130 км, реконструкция и строительство 4 судоходных шлюзов, реконструкция 3 причальных сооружений и ряд других мероприятий.
Воздушный транспорт.