Механизация сельскохозяйственного производства

Важную роль в повышении производительности труда и эконо­мической эффективности сельского хозяйства играет механизация производственных процессов.

Механизация сельского хозяйства — это процесс замены ручного труда машинным, менее совершенных машин более совершенными, разрозненных машин и механизмов — системой машин.

В своем развитии механизация проходит три стадии:

частичная механизация, когда она охватывает лишь отдель­ные процессы производства и сохраняется значительная доля ручного труда;

комплексная механизация, когда все процессы механизируют­ся при сохранении ручного управления машинами;

автоматизация, когда используются устройства, позволяющие с минимальным участием человека осуществлять, контролировать и регулировать производственные процессы.

Использование технических средств в сельском хозяйстве в оп­ределенной степени отражает уровень механизации. При этом ис­пользуют ряд показателей, которые характеризуют уровень механи­зации как отдельных производственных процессов, так и производ­ства конкретной продукции или отрасли в целом.

Уровень механизации отдельных производственных процес­сов определяется отношением объема работ, выполненных с по­мощью технических средств, ко всему объему работ:

механизация сельскохозяйственного производства - student2.ru

где У,- — уровень механизации отдельных процессов, %; Ом — объем механизиро­ванных работ, га, т; ООб — общий объем работ, га, т.

В животноводстве уровень механизации каждого из процессов определяется отношением численности поголовья, обслуживаемо-

го с помощью средств механизации (Пм), к общему поголовью (Поб), выраженном в процентах:

механизация сельскохозяйственного производства - student2.ru

В настоящее время основные полевые работы — пахота, по сев сельскохозяйственных культур, междурядная обработка уборка зерновых, силосных и других культур полностью механизированы. Вместе с тем некоторые виды работ в растениеводстве — посадка овощных культур, обрезка плодовых деревьев, уборка овощей, плодов и ягод — все еще слабо механизированы.

В животноводстве к полной механизации близки такие pa6ты как водоснабжение и поение животных, доение коров, стрижка овец Вто же время по отдельным производственным процессам (раздача кормов и др.) уровень механизации весьма низок.

Общий уровень механизации производства конкретного вида продукции или отрасли можно рассчитать по формуле:

механизация сельскохозяйственного производства - student2.ru

где Уоб — общий уровень механизации производства конкретного вида продукции или отрасли, %; У, —уровень механизации отдельных производственных процессов, %; Д,- — удельный вес отдельных видов работ в общих затратах труда, %.

При определении общего уровня механизации производства продукции можно применять и другой способ:

механизация сельскохозяйственного производства - student2.ru

где Зтм — затраты труда на механизированных работах, чел.-ч; Зтоб — общие затраты труда, чел.-ч.

Косвенным показателем уровня механизации в растениеводстве может служить плотность механизированных работ — объем механизированных работ в условных эталонных гектарах в расчете на 1 га пашни или 1 га посевов.

Высокий уровень механизации (более 80 %) наблюдается при возделывании зерновых и силосных культур, подсолнечника, а также в птицеводстве; низкий (менее 25 %) — в овощеводстве и садоводстве (табл. 12).

механизация сельскохозяйственного производства - student2.ru

Непременным условием комплексной механизации сельского хозяйства является создание и внедрение системы машин. Под системой машин понимают комплекс разнородных рабочих ма­шин, последовательно включаемых в производство продукции на всех его стадиях.

Рациональная система машин, предназначенная для комплекс­ной механизации, должна обеспечивать:

механизацию всех производственных процессов;

проведение работ в оптимальные агротехнические и зоотехни­ческие сроки;

рост производительности труда, высвобождение работников от тяжелого и малопроизводительного труда;

относительно равномерное использование рабочей силы в те­чение года;

увеличение выхода продукции с единицы земельной площади при снижении ее себестоимости.

Система машин в значительной мере определяется технологией производства продукции и должна соответствовать особенностям сельского хозяйства и зональным условиям. Разнообразие техно­логий производства в отрасли вызывает потребность в большом количестве специализированных машин, которые не могут ис­пользоваться круглый год.

Сейчас уже практически создана система машин для производ­ства зерна, важнейших технических и некоторых кормовых куль­тур. Однако в ряде отраслей (садоводство, виноградарство, табако­водство и др.) пока имеются только разрозненные машины и ма­шинные комплексы для механизации отдельных производствен­ных процессов.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Важной составной частью основных фондов являются транспорт­ные средства; в сельскохозяйственных предприятиях — это в основ­ном автомобили. Немалую роль играют также трактора. Преоблада­ющая часть внутрихозяйственных транспортных работ непосред­ственно связана с технологическими процессами в растениеводстве и животноводстве, причем осуществляются они в большинстве случаев

по неблагоустроенным дорогам, на которых в период осенней и ве­сенней распутицы нельзя использовать автомобильный транспорт.

От рациональной организации перевозок, оснащенности сель­ского хозяйства современными транспортными средствами и их пра­вильного использования в значительной степени зависит своевре­менность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции.

В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные составляют до 35—40 % в растениеводстве и около 20 % в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйствен­ной продукции транспортные расходы составляют 17—38 %.

Сельское хозяйство относится к числу отраслей, имеющих зна­чительную номенклатуру грузов; их структура во многом опреде­ляет требования к составу транспортного парка. В зависимости от зональных особенностей и производственной специализации струк­тура грузов в хозяйствах может значительно различаться, однако для всех них характерна значительная доля грузов, перевозимых насыпью или навалом.

Одним из важных факторов, характеризующих сельскохозяй­ственные грузы, является изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжи­тельности хранения.

Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызы­вает значительные колебания объема транспортных работ в тече­ние года. Неравномерный характер перевозок в большей степени выражен в хозяйствах зернового направления, в меньшей — в хо­зяйствах мясо-молочного направления.

Сельскохозяйственное производство в ряде случаев вызывает также необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сель­скохозяйственных транспортных средств.

Значительная часть грузов имеет малую плотность, что приво­дит к неполному использованию грузоподъемности транспортных средств, снижает их производительность и повышает затраты на перевозки.

Кроме того, важнейшей особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности ко­торых зависят качество и сохранность продуктов. Физико-механи­ческие и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют соответствующие требования к подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок.

По условиям перевозок особо выделяют обычные грузы, не требующие специального приспособленного подвижного состава. Вместе с тем многие сельскохозяйственные грузы требуют имен­но такого специализированного транспорта (рефрижераторы, изо­термические фургоны, скотовозы, птицевозы и др.).

В сельском хозяйстве приходится перевозить самые различные грузы: сено, солому, строительные материалы, лесо - пиломатериалы, удобрения, навозную жижу, штучные грузы, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию; общий их перечень насчиты­вает 250—300 наименований. Ряд грузов перевозятся в небольших количествах, но регулярно; напротив, во время уборки приходится перевозить большие объемы грузов в течение короткого отрезка времени (табл. 13).

Наши рекомендации