Задачи новой стратегии развития
Были выявлены задачи, которые необходимо осуществить для устойчивого развития всех сфер государственной деятельности. Президент обозначил приоритетные направления новой стратегии:
Во-первых, он упомянул инновационную индустрию.
«Важно скорректировать и усилить тренд инновационной индустриализации. Я дал ряд поручений Правительству по разработке проекта Второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы. Нужно ограничить число приоритетов индустриализации. Нам важно повысить эффективность традиционных добывающих секторов. Они – наше естественное конкурентное преимущество. Нам нужны новые подходы к управлению, добыче и переработке углеводородов, сохраняя экспортный потенциал нефтегазового сектора. Надо окончательно определиться по возможным сценариям добычи нефти и газа. Важно наращивать разработку редкоземельных металлов, учитывая их значимость для наукоёмких отраслей - электроники, лазерной техники, коммуникационного и медицинского оборудования».
Причем развитие индустрии Глава государства определил по пятилеткам:
Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели – войти в число 30 развитых стран.
Он определил задачи не только второй индустриализации, но и оставшихся пятилеток до 2050 года.
Казахстан должен выйти на мировой рынок в области геологоразведки. В эту отрасль следует привлекать инвестиции зарубежных инжиниринговых компаний, упростив законодательство. В целом, по традиционным отраслям мы должны иметь отдельные Планы их развития. Конкретным результатом каждой пятилетки должно быть создание новых отраслей экономики. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. Их надо расширять, выводить на внешние рынки.
При этом, развитие в последующие годы определяется по более инновационным направлениям индустрии:
В рамках второй и следующих пятилеток следует основать отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего. Ключевым звеном работы государства будет создание максимально благоприятных условий для развития казахстанского бизнеса, главным образом, малого и среднего. В ближайшие 10-15 лет надо создать наукоёмкий экономический базис, без которого мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Это решается на базе развитой науки.
Во-вторых, аграрный сектор.
Это наша традиционная отрасль. Глобальная потребность в продовольствии будет возрастать. В этот сектор пойдёт больше инвестиций. Поэтому нынешние фермеры должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться краткими достижениями, связанными с погодными условиями. Конкуренция в глобальном агропроизводстве будет возрастать. На земле должны работать, прежде всего, те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность, работает на основе лучших мировых стандартов.
Было отмечено, что фермерство и бизнес в сельском хозяйстве необходимо развивать.
В первую очередь, важно создать эффективный земельный рынок, в том числе через прозрачные механизмы ценообразования. Передача в аренду сельхозугодий только с учетом привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий повысит конкуренцию. Следует устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию.
Отдельно Президент отметил финансирование малого и среднего бизнеса в этом секторе.
Будущее - за созданием сети новых перерабатывающих предприятий в аграрном секторе, главным образом, в форме малого и среднего бизнеса. Здесь мы должны поддержать бизнес кредитами. Фермеры должны иметь прямой доступ к долгосрочному финансированию и рынкам сбыта без посредников. Актуальным вопросом является создание эффективной системы гарантирования и страхования займов сельских производителей. Казахстан должен стать одним из крупных региональных экспортеров мясной, молочной и других продукций земледелия. В растениеводстве надо идти по пути сокращения объёмов выращивания малорентабельных водоёмких культур и замены их овощной, масляничной и кормовой продукцией. Нужен комплекс мер по эффективному потреблению агрохимикатов, расширению применения в засушливых регионах современных технологий нулевой обработки почв и других инноваций.
Но даже в таком традиционном секторе, как аграрная промышленность, Президент Казахстана подчеркивал важность инновационных технологий. К примеру, он упомянул водосберегающие технологии.
В третьих – переход к «зеленой» экономике.
Согласно принятой Концепции по переходу к «зеленой» экономике к 2030 году 15 процентов посевных площадей будут переведены на водосберегающие технологии. Нам необходимо развивать аграрную науку, создавать экспериментальные аграрно-инновационные кластеры. Важно не отставать от времени, и наряду с производством естественного продовольствия, вести разработку засухоустойчивых генно-модифицированных культур. С учетом обозначенных задач поручаю Правительству скорректировать планирование развития агропромышленного комплекса.
Третьим приоритетным направлением развития для вхождения в 30-ку самых развитых государства стала наукоёмкая экономика. Создание такой экономики основывается на повышении потенциала отечественной науки.
По данному направлению следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок. Поручаю Правительству до 1 сентября текущего года разработать и внести на рассмотрение в Парламент пакет соответствующих законопроектов. Необходим конкретный план поэтапного увеличения финансирования науки за конкретные разработки и открытия, работающие на страну, и доведения его до показателей развитых стран.
Одним из наиболее важных аспектов новой наукоёмкой экономики является привлечение иностранных инвестиций.
Привлечение зарубежных инвестиций надо всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий. Необходимо создавать совместно с иностранными компаниями проектные и инжиниринговые центры. Нам следует призвать ведущие транснациональные компании, которые работают на крупнейших нефтегазовых и горно-металлургических объектах, чтобы они создавали здесь производства для обеспечения собственных нужд и сервиса. Я знаю, что некоторые крупные компании готовы это делать. Правительству следует проработать данный вопрос и при необходимости создать для этого все условия. Не надо завозить оборудование из-за рубежа, когда его можно производить у нас в стране.
Президент отметил важность развития отечественной системы разработки и развития инноваций:
«Важно повышать эффективность национальной инновационной системы, её базовых институтов. Их активность следует направить на поддержку стартапов и начальных стадий венчурных сделок. Надо активизировать работу технологических парков, особенно в крупных городских агломерациях, прежде всего, в Астане и Алматы. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета. В Алматы – это Парк информационных технологий «Алатау». Важно продумать меры стимулирования процесса размещения в технопарках дополнительных производств крупных казахстанских компаний».
Четвертое направление состоит из трех важных компонентов: агломераций, транспорта и энергетики.
Надо обеспечить динамичное развитие инфраструктурной триады – агломераций, транспорта, энергетики. Агломерации – это каркас наукоёмкой экономики Казахстана. Их создание и развитие – важный вопрос с учётом огромной территории страны и низкой плотности населения. Первыми современными урбанистическими центрами Казахстана станут крупнейшие города – Астана и Алматы, далее – Шымкент и Актобе. Они должны стать также центрами науки и притяжения инвестиций и населения, предоставлять качественные образовательные, медицинские, социокультурные услуги.
По поводу транспортной инфраструктуры, Глава государства определил основные сети дорог, требующие развития.
«Транспортная инфраструктура – это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества. Я много раз говорил о том, что развитой страны без качественных современных магистралей не бывает. Кроме того, для Казахстана пути сообщения имеют важное значение в плане его расположения между Европой и Азией, Севером и Югом. Для создания сети дорог внутри страны мы начали строить автострады «Астана-Караганда-Алматы», «Астана – Павлодар - Усть-Каменогорск», «Алматы-Капчагай-Усть-Каменогорск». По этим же маршрутам уже ходят поезда с удвоенной скоростью».
Затем были упомянуты такие требующие развития направления, как логистические услуги и железнодорожная сеть.
Необходимо развивать сектор логистических услуг. Прежде всего, речь идет о максимальном использовании территории Таможенного союза для транспортировки наших грузов. Близится к завершению строительство коридора «Западная Европа — Западный Китай», построена железная дорога в Туркменистан и Иран, с выходом на Персидский залив. В перспективе Казахстан должен инвестировать в создание логистических центров в странах, имеющих выход к морю. Нужно сокращать сроки таможенной обработки грузов, повышать пропускную способность пограничных переходов, усилить мощность порта Актау, упростить процедуры экспортно-импортных операций.
Мы строим новую железную дорогу протяженностью 1200 километров «Жезказган-Шалкар-Бейнеу». Она свяжет напрямую Восток и Запад страны, оживляя множество районов центра. Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году. Эта магистраль позволит через Каспий и Кавказ выходить в Европу. А на востоке – в порт Ляньюньган на Тихом океане, о чём есть соглашение с КНР.
По поводу третьего важного компонента – энергетики, было сказано, что она будет развиваться в своих традиционных направлениях.
Энергетику мы будем развивать в её традиционных видах. Необходимо поддержать поиски и открытия по очистке выбросов ТЭС, повсеместной экономии электроэнергии на основе новейших технологий в производстве и в быту. Недавно первая десятка крупнейших компаний Евросоюза публично выступила против энергостратегии ЕС, принятой по известной концепции зеленой экономики. За четыре года её выполнения ЕС потерял 51 гигаватт энергомощностей. Работая над программой зеленой экономики, нам надо учесть эти ошибки.
Была подчеркнута важность выставки ЭКСПО-2017, которая обеспечит Казахстан новыми центрами по поиску и созданию энергии.
Подготовку к Всемирной выставке ЭКСПО-2017 в Астане надо использовать для создания центра изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего и зеленой экономики. Группа специалистов под эгидой Назарбаев Университета должна приступить к этой работе. Нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили и создавать для них соответствующую инфраструктуру. Страна нуждается в больших объёмах производства бензина, дизельного топлива, авиационного керосина. Надо строить новый нефтеперерабатывающий завод.
В то же время, нельзя забывать о перспективах развития ядерной энергетики. Потребность в дешевой атомной энергии в обозримой перспективе развития мира будет только расти. Казахстан – мировой лидер в добыче урана. Мы должны развивать собственное производство топлива для АЭС и строить атомные станции.
Пятым направлением было обозначено развитие предпринимательства. Как считает, Президент, это ключ к успешной экономике.
Развитие малого и среднего бизнеса – вот главный инструмент индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке. В этом моя позиция, как известно, однозначна, и я её много раз высказывал. Чем больше доля малого и среднего бизнеса в нашей экономике – тем более устойчивым будет развитие Казахстана. У нас действуют более 800 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в них работает 2,4 миллиона казахстанцев. Объём продукции этого сектора вырос за четыре года в 1,6 раза и составляет более 8,3 миллиарда тенге.
Как отметил Глава государства, Казахстан входит в список стран с наиболее благоприятными условиями для бизнеса, эту тенденцию нужно наращивать.
Малый и средний бизнес – это прочная экономическая основа нашего Общества Всеобщего Труда. Для его развития нужны комплексные решения по законодательному укреплению института частной собственности. Надо отменить все инертные правовые нормы, мешающие развитию бизнеса. Малый бизнес должен стать семейной традицией, передаваемой из поколения в поколение.
Важно принять меры по развитию специализации малого бизнеса, с перспективой его перехода в разряд среднего. Следует внедрить чёткий механизм банкротства субъектов этого сектора. Малый и средний бизнес должен развиваться вокруг новых инновационных предприятий. Он поручил Правительству совместить план второй пятилетки индустриализации с Дорожной картой «Бизнес–2020». Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей надо создать эффективные механизмы методической помощи начинающим бизнесменам.
Шестое направление – качественное образование и медицина, а также здоровье казахстанцев.
Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
Президент поручил в течение ближайших 3 лет, до 2017 года устранить проблему нехватки учебных мест и перевести все школы страны на двухсменное обучение там, где это необходимо. Правительству и акимам он велел предусмотреть выделение бюджетных средств на решение этой задачи. В ближайшие 2-3 года будет необходимо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе запланирован пересмотр перехода на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования.
Также Глава государства поручил Правительству обеспечить с начала 2016 года повышение размера стипендий на 25 процентов.
«Необходимо планомерно приступать к постепенному переходу ведущих университетов к академической и управленческой автономии. Считаю необходимым создать эффективную систему поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью».
В сфере медицины Президент отметил приоритеты страхования, санитарной помощи и другие:
В здравоохранении главный приоритет - развитие первичной медико-санитарной помощи. Следует изучить вопрос о введении обязательного медицинского страхования. Солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье – главный принцип всей системы медицинского обслуживания. Занятие спортом, правильное питание, регулярные профилактические осмотры – это основа предупреждения заболеваний.
Что касается культуры, то была определена необходимость долгосрочной концепции:
«Следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики. В ней надо обозначить меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев, развитие современных культурных кластеров».
Также Президент поручил пересмотреть пакеты работников образования, здравоохранения и социальной защиты. Правительству он поручил разработать и внедрить новую модель оплаты труда. Таким образом, будет обеспечено повышение зарплаты работникам здравоохранения - до 28 процентов, образования – до 29 процентов, социальной защиты – до 40 процентов.
Он обратил внимание к людям с ограниченными возможностями, для которых следует улучшить условия.
«Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Я еще раз обращаюсь ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве. Также можно рассмотреть возможность введения специальной квоты на 5-10 человек. Мы вовлечем их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками. Всем нашим социальным институтам, неправительственным организациям, партии «Нур Отан» следует взяться за эту работу. Поручаю Правительству с 1 июля 2015 года повысить на 25 процентов размеры социальных пособий по инвалидности и утере кормильца. Следует усовершенствовать правовую базу деятельности объединений инвалидов. Важно усилить работу с ними всех государственных органов – от Правительства до местного акима. Следует и дальше сокращать уровень бедности и сдерживать рост безработицы. При этом важно не допускать роста иждивенческих настроений. Для всех получателей госпособий и помощи надо ввести правило об обязательном участии в программах занятости и социальной адаптации».
Повышение эффективности работы государственного аппарата, он назвал важным критерием конкурентоспособности. Необходимо продолжить внедрение принципов меритократии в кадровую политику государственных предприятий, национальных компаний и бюджетных организаций. Президент поручил Правительству обеспечить повышение заработной платы государственным служащим корпуса «Б» с 1 июля 2015 года - на 15 процентов, а с 1 июля 2016 года - ещё на 15 процентов.
Совершенствование работы государственных институтов. При движении в число 30-ти развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры. Нужны обновленные инструменты взаимодействия государства с неправительственным сектором и бизнесом.
В области правопорядка глава государства обратил внимание на всем известный принцип равенства перед законом.
Равенство перед законом должно стать реальной основой правопорядка. Судебная система должна стать на практике прозрачной и доступной, просто и быстро решать все споры. Надо поднять качество работы всей правоохранительной системы. Люди в погонах, наделенные большими полномочиями, должны отличаться безупречным поведением и высоким профессионализмом.
Как считает Президент, программа развития до 2050 года может и адаптирована под новые обстоятельства, но она, тем не менее, является логическим продолжением предыдущей: «Стратегия «Казахстан - 2050» - это гармоничное развитие Стратегии «Казахстан - 2030» на новом этапе». К тому же новая стратегия имеет цель вхождения Казахстана в число 30-ти развитых стран мира.
«Сегодня я хочу представить наш план вхождения в число 30-ти развитых стран мира. По моему поручению Правительство разработало проект подробной Концепции».
К тому же Глава государства ориентировался на страны ОЭСР:
Сейчас фундаментальные показатели развитости демонстрируют государства - участники Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В неё входят 34 страны, производящие более 60-ти процентов мирового ВВП.
Посчитав развитие этих стран эффективным и стабильным, Президент предложил ориентироваться на их принципы:
«Я ставлю задачу о внедрении в Казахстане ряда принципов и стандартов ОЭСР. Они отражены в проекте Концепции. В экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Надо обеспечить увеличение объёма инвестиций с нынешних 18 процентов до 30 процентов от всего объёма ВВП. Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале».
Президент озвучил ряд показателей ВВП, которые планируется достигнуть:
«Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП. Важно в 2 раза снизить энергоёмкость валового внутреннего продукта. К 2050 году малый и средний бизнес будет производить не менее 50 процентов объёма ВВП Казахстана, вместо нынешних 20 процентов. Производительность труда надо увеличить в 5 раз – с нынешних 24,5 тысячи до 126 тысяч долларов».
Кроме того, он обозначил конкретные цифры социальной сферы развития:
«Главные ориентиры развития социальной сферы до 2050 года заключены в конкретных индикативных цифрах. Нам надо в 4,5 раза увеличить показатель объёма ВВП на душу населения - с 13 тысяч долларов до 60 тысяч долларов. Казахстан станет страной с преобладающей долей среднего класса. Следуя глобальной тенденции урбанизации, доля городских жителей вырастет с нынешних 55 до порядка 70 процентов всего населения. Города и населенные пункты свяжут качественные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта».
Президент считает, что развитая медицина и утвердившийся здоровый образ жизни позволят повысить продолжительность жизни казахстанцев до 80 и выше. Он также обозначил ряд различных показателей социальной сферы:
«Казахстан станет одним из ведущих евразийских центров медицинского туризма. Завершится формирование передовой национальной образовательной системы. Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира. Мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок – это основа развитой страны».
В связи с вышеупомянутыми поручениями президента правительство приняло ряд государственных пятилетних программ:
§ государственная программа по формированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы;
§ государственная программа развития здравоохранения на 2011-2015 годы;
§ государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы;
§ государственная программа развития и функционирования языков на 2011-2020 годы;
§ государственная программа «Информационный Казахстан - 2020»;
§ программа занятости 2020;
§ «Дорожная карта бизнеса - 2020»;
§ программа «Доступное жилье - 2020»;
§ программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес - 2020»;
§ программа развития моногородов на 2012-2020 годы;
§ программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года;
§ программа «Ақ бұлақ» на 2011 – 2020 годы;
§ программа «Производительность - 2020».
В послании народу Казахстана Президент часто упоминал «Мәңгілік ел» - национальную идею, ценности которой составляют фундамент будущего страны.
Семью главными ценностями идеи являются:
§ Независимость Казахстана и его столица Астана;
§ Национальное единство, мир и согласие;
§ Светское общество и высокая духовность;
§ Экономический рост на основе индустриализации и инноваций
§ Общество всеобщего труда
§ Общность истории, языка и культуры
§ Национальная безопасность и глобально участие страны в решении общемировых и региональных проблем.
Стратегия будет осуществляться на основе четырех главных принципов: принцип прагматичности и эфолюционности принимаемых решений, принцип укрепления благосостояния казахстанцев, принцип взамовыгодной открытости, принцип всенародной поддержки. Первый принцип означает недопущене необдуманных экспериментов в политике, экономике и социальной жизни. Принцип укрепления благосостояния казахстанцев направлен на улучшение качества жизни и уровня дохода всего населения. Принцип взаимовыгодной открытости означает привлечение в экономику зарубежных инвестиций, технологий и инноваций, благоприятные условия инвестирования и работы инвесторов, а также углубление интеграции казахстанской экономики в региональную и глобальную экономическую систему (ЕврАзЭС, ВТО).
По направлению нового казахстанского патриотизма:
Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. Но сегодня, на новом этапе состоявшегося государства, такого понимания уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы. Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания.
В связи с этой концепцией также был определен принцип равенства граждан всех этносов:
Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Новый казахстанский патриотизм – это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов.
В рамках политики нового казахстанского патриотизма президент обозначил основы языковой политики и триединства языков.
Казахский язык – это наш духовный стержень. Наша задача – развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек.
Нам необходимо начиная с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит. Это принципиальный вопрос, который нация должна решить. Когда-то в истории мы такой шаг уже совершали.
Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должен решать круг обособленных деятелей. Правительству надо разобраться в этом. В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки.
Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне.
Еще одним направлением политики нового патриотизма является культура, традиции и самобытность казахстанцев.
Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы.
Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.
Также Президент высоко оценил роль интеллигенции. Он считает, что основную роль в духовном развитии всегда играет интеллигенция. Казахстан-2050 должен быть обществом прогрессивных идеалов.
Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства. Интеллигенция может и должна играть ключевую роль в проектировании ментальной, мировоззренческой модели будущего страны на основе моего видения нового политического курса Казахстан-2050.
Примечательно, что в программе стратегии Глава государства открыто указал о важности работы по формированию национальной идентичности.
Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин своей страны. Казахский народ и государственный язык выступают как объединяющее ядро развивающейся казахстанской гражданской общности. Нас много, и мы все – одна Страна, один Народ. Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев.
Относительно религии президент считает, что сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений.
Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, это – факт. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов. У всех есть право выбора. К выбору религиозных предпочтений нужно относиться очень ответственно, ведь от него зависит жизненный уклад, быт, часто вся жизнь человека. Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, «фильтр» должен быть внутри человека.
Как отмечает Президент, светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Он поручил Правительству совместно с Администрацией Президента разработать государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.
Тема 6. Стратегический план развития РК до 2020 года.
Цель. Представить для изучения основные механизмы государственного планирования и основные параметры стратегического плана развития страны до 2020 года.
Вопросы: 1)Понятие и содержание программно-целевых методов; 2) Компоненты программно-целевых методов; 3) Особенности социально-экономических задач, реализуемых программно-целевыми методами.
Прогнозирование - составная часть системы государственного регулирования экономики. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития. Прогнозирование помогает выявлять важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных оценок используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможном состоянии экономической системы и экономических объектов в будущем и характеризующие это состояние показатели. Процесс разработки, составления прогнозов на основе изучения тщательно отобранных данных называется прогнозированием. В проблеме прогнозирования выделяют два аспекта:
1) теоретико-познавательный - подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего;
2) управленческий - предполагает использование информации о будущем при принятии решений.
Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок для принятия управленческих решений, включающих:
- научный анализ тенденций развития экономики;
- вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее сложившиеся тенденции и намеченные цели;
По характеру программы можно разделить на сводные, социальные, экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.
По срокам действия различают программы краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (8 -10 и более лет).
По территориальным масштабам выделяют программы местные, региональные, государственные и международные.
Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием национальной экономики посредством использования системы плановых документов.
Планирование осуществляется на различных уровнях управления:
- на уровне национальной экономики существует макроэкономическое планирование;
- на уровне региона - региональное (территориальное) планирование;
- на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики - микроэкономическое планирование.
По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
По периоду действия выделяют:
- долгосрочные планы - разрабатываются на срок 10 и более лет;
- среднесрочные - определяются, как правило, сроком от трех до пяти лет;
- операционный - устанавливаются сроком на один год.
В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.
Методы планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы.
Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом. Это метод установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в экономике страны.
Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики. Это метод определения показателей, характеризующих в количественном выражении изменения темпов и пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования.
Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач. Это метод определения целей, задач, финансовых ресурсов, необходимых для достижения конечных результатов, потребностей.
Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику в целях повышения научной обоснованности и оптимизации планов.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
До второй половины 80-х годов прошлого века в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Директивное планирование имеет определенные преимущества в критических ситуациях (в период подготовки к войне, ведения военных действий, восстановления разрушенного войной хозяйства), позволяя в максимальной степени концентрировать ресурсы на важнейших стратегических направлениях. Однако в условиях нормального развития оно тормозит экономический рост, лишая предпринимателей и нижестоящие органы управления самостоятельности и ответственности в выработке собственной стратегии, возможности ее обеспечения ресурсами, гибкой реакции на быстро меняющиеся требования рынка.
Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и предпринимателями. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.
Индикативное планирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, один из основных методов его воздействия на рыночные процессы. Оно обеспечивает решение многих проблем социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без государственного участия затруднено. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы в целях достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.
Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.
Стратегическое планирование рассматривается как искусство руководства, как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития. Оно, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития. В Республике Казахстан принята Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. В данной концепции поставлены следующие задачи:
- создание логической вертикали государственного планирования, предусматривающего новые подходы к разработке и содержанию планов и программных документов, направленных на повышение самостоятельности государственных органов в принятии решений и их выполнении, также усиление их ответственности за предоставляемые услуги, достижение целевых показателей и конечных результатов;
- обеспечение прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов, связанной с разработкой, реализацией программных документов и использованием ими бюджетных средств.
В соответствии с концепцией построена система государственных планов, состоящая из следующих взаимоувязанных уровней:
1) стратегические программные документы - Стратегия «Казахстан - 2050;
2) макроэкономический прогноз и основные параметры фискальной политики (на 5 лет);
3) стратегический план государственного органа;
4) республиканский (местный) бюджет на 3 года;
5) операционный план государственного органа на 1 год;
6) отчет государственного органа - ежегодно.