Понятие и виды правового режима информации
Правовой режим – это сочетание в различных пропорциях способов, методов и типов регулирования, используемых для упорядочения общественных отношений в той или иной сфере.
Правовой режим информации - это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а такжегарантий по его соблюдению.
1. Общий правовой режим, который выражает общие, исходные способы правового регулирования.
2. Специальные правовые режимы.
Общий правовой режим информации характеризуется открытостью, доступностью информации как для физических, так и для юридических лиц. Исключения из общего режима информации могут устанавливаться только законом.
Общий правовой режим информации складывается из:
-права свободно получать информацию;
-права свободно передавать информацию;
-права свободно распространять информацию.
Режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но и использования информации, что можно охарактеризовать следующим образом:
1. Круг лиц, имеющих право получить общедоступную информацию, неограничен.
2. Форма предоставления информации зависит от конкретной ситуации.
3. Цель предоставления информации не имеет значения.
4. Доступ к информации открытый.
5. Объем предоставляемой информации неограничен.
Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.
Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.
Режим свободного доступа
Режим свободного доступа содержит:
1) режим исключительных прав;
2) режим информации, отнесенной к общественному достоянию;
3) режим массовой информации.
Режим ограниченного доступа составляют:
1) режим конфиденциальной информации;
2) режим информации, отнесенной к государственной тайне.
Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.
Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:
режим исключительных прав.
Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.
Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.
режим общественного достояния.
В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.
Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:
а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;
б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;
в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.
3) режим массовой информации.
Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь.
Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.