Причины возникновения управления
Менеджмент (управление) существовал в каких-то формах всегда там, где люди работали группами.
Три сферы применения:
– политическая - установление и поддержание порядка в группах;
– экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;
– оборонительная - защита от врагов.
Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.
Качества эффективного управляющего:
– знание теоретической части;
– обладание энергией, здоровой психикой;
– умение применять знания;
– желание эффективно управлять.
Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики. Означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
• стремление к повышению эффективности производства;
• хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной техники при принятии решений.
Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).
Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля , необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
Особенности управленческого труда:
1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
• организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
• аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
• информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
2. Участие в создании материальных благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц).
3. Предмет труда - информация.
4. Средства труда - организационная и вычислительная техника.
5. Результат труда - управленческие решения.