Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга
Бюджетный дефицит – это такое состояние бюджета, когда расходы правительства превышают его доходы.
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то очень негативным для развития экономики. Всё зависит от причин его возникновения и направлений расходов госбюджета. Мировая практика показывает , что в условиях стабильной рыночной экономики предел бюджетного дефицита не должен превышать 5% суммы ВВП.
В зависимости от причин образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджете превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит. Причинами циклического бюджетного дефицита является спад производства и как следствие сокращение налоговых поступлений и увеличение выплат и пособий по безработице и другим социальным программам.
Для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает к следующим основным способам:
А) кредитно-денежной эмиссии, т.е. дополнительный выпуск денег в обращение;
Б) государственные займы (внутренние и внешние). В большинстве случаев государство занимает средства у населения и фирм, продавая государственные облигации. Облигация – это обязательство выплатить её владельцу в определённый момент в будущем оговоренную сумму денег. Постоянно прибегая к подобным займа, правительство увеличивает свой долг перед населением и фирмами. Таким образом, бюджетный дефицит является главной причиной государственного долга.
Государственный долг – это накопленная сумма задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг. Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний долг – это задолженность государства населению и фирмам данной страны, являющимися держателями государственных ценных бумаг.
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Внешний долг является наиболее тяжёлым, так как для его погашения страна вынуждена рассчитываться часть национального продукта либо недвижимостью.
У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьёзные социально-экономические последствия.
Бюджетный дефицит приводит к вытеснению частных инвестиций в результате роста реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объём сбережений, используемых для государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. Сокращение инвестиций в основной капитал рано или поздно приведёт к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.
Использование такого источника финансирования дефицита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счёте, может привести к инфляции – ещё одной причине беспокойства по поводу существования дефицита.
Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Процентные выплаты по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выплачивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бремени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогов отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике, снижается само желание работать. Немаловажное значение имеет и то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение. В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга.
5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
Фискальная политика – эта система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Фискальную политику проводят законодательные органы власти, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств. Основными рычагами фискальной политики являются налоговые ставки и государственные расходы.
Государственные расходы – это расходы правительства на закупку товаров и услуг за счёт госбюджета для содержания государственных органов и регулирования экономики. Государственные расходы включают государственные закупки и трансфертные платежи. Государственные закупки – это денежные платежи правительства, за которые оно получает товары и услуги (например, оплата услуг врачей, учителей, пожарных, милиции и т.д.). Трансфертные платежи – это выплата правительством денег фирме, отдельному человеку, взамен которых плательщик непосредственно не получает товары и услуги, т.е. государство производит выплаты, которые просто перераспределяют налоговые поступления от всех налогоплательщиков, определённым слоям населения в виде пособий по безработице, выплат по социальному страхованию, пособий и т.п.
Увеличивая и уменьшая государственные расходы можно повлиять на величину ЧНП. Например, увеличение расходов на обмундирование для армии может вызвать подъём в экономике, так как кривые спроса на рынках соответствующих благ сместятся вправо (увеличатся). Если государство неожиданно сократит расходы, например, на постройку новых железных дорог, это приведёт к сокращению производства рельсов, шпал, вагонов и т.д. и в экономике может начаться депрессия. Государственным расходам, как и частным инвестициям, присущ мультипликационный эффект.
Мультипликатор госрасходов = изменение реального ЧНП : изменение государственных расходов.
Он показывает, насколько изменился ЧНП в результате изменения государственных расходов. Таким образом, увеличение государственных расходов вызывает рост равновесного ЧНП, а их сокращение – снижение его величины.
Другим важнейшим элементом фискальной политики являются налоги. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются и наоборот. Но изменение налогов вызывает более слабый мультипликационный эффект, так как доход распадается на потребление и сбережение.
Налоговый мультипликатор = мультипликатор государственных расходов умноженный на МРС.
Используя это влияние своих расходов и налогов на экономику, государство может воздействовать на экономику в нужном направлении.
По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
В период спада производства должна проводиться стимулирующая фискальная политика. Она включает: 1) увеличение государственных расходов; 2) снижение налогов; 3) сочетание первого и второго. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, но сдерживает падение производства.
В период инфляции проводиться сдерживающая фискальная политика. Она включает: 1) уменьшение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание первого и второго. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо.
По степени участия государства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную и недискреционную фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика – это политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами, т.е. проводится по усмотрению правительства.
Недискреционная фискальная политика – это политика «автоматического» манипулирования правительственными расходами и налогами за счёт встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая противодействует инфляции и безработицы, без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают:
- прогрессивная система налогообложения;
- система государственных трансфертов;
Например, во время спада в экономике налоговые поступления автоматически сокращаются, относительно увеличивая долю доходов, остающихся у предприятий и населения. Одновременно увеличиваются пособия по безработице и другие социальные выплаты. Всё это позволяет сдерживать падение совокупного спроса и смягчить экономический спад.
Встроенные стабилизаторы смягчают колебания экономического цикла, но полностью устранить их не могут.
ГЛОССАРИЙ.
Административные методы – это, прежде всего команды, приказы, направленные по адресу конкретного предприятия.
Бюджетный дефицит – это такое состояние бюджета, когда расходы правительства превышают его доходы.
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Внешними эффектами принято называть последствия функционирования частных фирм в виде некомпенсируемых издержек или неоплаченной выгоды для тех, кто непосредственно не участвует в рыночной сделке.
Внутренний долг – это задолженность государства населению и фирмам данной страны, являющимися держателями государственных ценных бумаг.
Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая противодействует инфляции и безработицы, без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства.
Государство, правительство– коллективный агент, представленный учреждениями и организациями, извлекающий доход из налогов на домашние хозяйства и фирмы и предоставляющий взамен государственные услуги, обеспечение которыми за счёт рынка затруднительно.
Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства на определённый период (обычно на год). Государственные закупки – это денежные платежи правительства, за которые оно получает товары и услуги (например, оплата услуг врачей, учителей, пожарных, милиции и т.д.).
Государственный долг – это накопленная сумма задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг.
Государственные доходы –текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству.
Государственные налоги – это налоги взимаемые, как правило, центральным правительством и направляемыми в госбюджет.
Государственные расходы – это расходы правительства на закупку товаров и услуг за счёт госбюджета для содержания государственных органов и регулирования экономики.
Государственное регулирование экономикисистема мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемого государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Дискреционная фискальная политика – это политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами, т.е. проводится по усмотрению правительства.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета республиканского.
Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (например, НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Местные налоги – это налоги взимаемые местными органами управления соответствующей территории и поступающие в местный бюджет (например, земельный налог, налог с владельцев строений, часть НДС и др.).
Налоги– это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых государством для выполнения своих функций.
Налоговая система –совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.
Недискреционная фискальная политика – это политика «автоматического» манипулирования правительственными расходами и налогами за счёт встроенных стабилизаторов.
Общественные блага –товары и услуги, которые характеризуются неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении или тем и другим одновременно.
Отрицательный внешний эффект –это когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков.
Положительный внешний эффектэто когда третья сторона не участвующая в рыночной сделке получает от неё выгоды.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Трансфертные платежи – это выплата правительством денег фирме, отдельному человеку, взамен которых плательщик непосредственно не получает товары и услуги, т.е. государство производит выплаты, которые просто перераспределяют налоговые поступления от всех налогоплательщиков, определённым слоям населения в виде пособий по безработице, выплат по социальному страхованию, пособий и т.п.
Фискальная политика – эта система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Циклический бюджетный дефицит – это дефицит, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
Экономические методы призваны формировать соответствующую заинтересованность в определённых действиях, но право принимать решения остаётся за хозяйственным субъектом.
Вопросы и задания.