Экономия на масштабах производства
Положительный эффект масштаба – такая организация производства, когда долгосрочные средние издержки снижаются по мере увеличения размеров фирмы (эффективный масштаб производства). Объяснения: возможность покупать крупные партии ресурсов с получением оптовых скидок; повышение производительности за счет специализации труда; специализация управленческого персонала; использование эффекта полной технологической загрузки оборудования; эффективная утилизация отходов производства.
Оптимальный масштаб производства – долгосрочные средние издержки имеют минимальное значение.
Отрицательный эффект масштаба – долгосрочные средние издержки растут по мере увеличения размеров фирмы (неэффективный масштаб производства). Объяснения: нарастание трудностей управления и координации действий; рост административных расходов, рост издержек контроля и т.д.
Экономия от разнообразия возможна при соединении нескольких различных видов деятельности, что ведет к сокращению затрат. Объяснения: использование одного и того же ресурса или технологии одновременно в нескольких производственных процессах, а также дополняющий характер спроса. Пример: на автозаправочных станциях организуется мойка, диагностика, мелкий ремонт автомашин, розничная торговля запчастями и т.д.
Производство достигает оптимальных размеров выпуска при полном исчерпании положительного эффекта от масштаба и экономии от разнообразия.
Доходы фирмы и максимизация прибыли
Общий или валовой доход фирмы – доход от производства и реализации определенного количества продукции.
Средний доход – доход от производства и реализации единицы продукции.
Предельный доход– прирост общего дохода при увеличении объемов производства на единицу.
Правила максимизации прибыли
1. Фирма получает максимум прибыли (минимизирует убытки), производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
2.Фирма максимизирует прибыли (минимизирует убытки), производя такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).
Тема 6
Конкуренция. Типы рыночных структур
Конкуренция – соперничество фирм за привлечение потребителя.
Функции конкуренции
· сопоставительная
· санирующая.
Последствия конкуренции
Положительные: конкуренция приводит к эффективной комбинации ресурсов, и, в конечном счете, к выигрышу потребителей (более низкие цены, повышение качества продукции, расширение ассортимента).
Отрицательные: уничтожение части экономических ресурсов в результате банкротств.
Формы конкуренции
· ценовая
· неценовая
Дифференциация товара – реальные и/или мнимые различия в товарах.
Основные направления неценовой конкуренции:
· формирование сообщества лояльных заказчиков и пролонгирование приверженности потребителей
· «расширенные товары» (множество дополняющих товаров и услуг)
· «трансграничность» потребительского сообщества (максимально возможная доступность товара: 24 часа в сутки 365 дней в году в любой точке земного шара)
· гибкие формы (штучные товары в рамках одной общей модели)
· новые формы хранения товаров («just-in-time»).
Внеэкономические методы конкуренции: лоббирование, рэкет, шантаж, промышленный шпионаж, реверсивный инжиниринг и т.д.
Основные подходы к обеспечению конкурентоспособности:
Стратегия лидерства в снижении издержек.
Стратегия фокусировки на узкой нише рынка.
Стратегия дифференциации.
4. Стратегия создания «пространства, свободного от конкуренции» (уход от прямого столкновения с конкурентами)
Таблица - Типы рыночных структур
Основные черты | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Дифференциация продукта | Отсутствует | Каждый производитель производит свой продукт в одной товарной группе (дифференциация для специфических рынков) | 1) Мала для стандартизированных товаров (сталь) 2) Значительна для отдельных товаров (автомобили, компьютеры) | Продукт уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценами | Отсутствует, цена задается рынком | Ограничен возможностью замены товара | 1) Ограничен взаимной зависимостью 2)Значителен при тайном сговоре | Практически полный контроль (контролируется государством) |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие | Относительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Примеры отраслей | Сельское хозяйство, рынок ценных бумаг | Розничная торговля, производство продуктов питания, одежды, обуви, мебели и т.п. | Сталелитейная, химическая, автомобилестроение | Местные предприятия коммунального хозяйства и другие системы общественных услуг |
Методы маркетинга | Продажа через товарные биржи или аукционы | Реклама, соперничество в качестве, управляемые цены | Реклама и совершенствование обслуживания |
Условия вступления в отрасль («барьеры вхождения», «входные барьеры») – условия, затрудняющие фирме-новичку возможность «на равных» конкурировать с фирмами, представленными на этом рынке ранее. Проблема «барьеров вхождения» заключается в возможности или невозможности их преодоления. Входные барьеры бывают:
· легальные
– экономические:эффект экономии на масштабе, емкость рынка, размер стартового капитала;
– правовые:права собственности на природные ресурсы, права интеллектуальной собственности; размеры налоговых ставок (в том числе таможенные пошлины).
· Нелегальные: дискредитация продукции конкурента, демпинг.