Основные классификации СНС
Тема 3.1:СНС как система взаимосвязанных макроэкономических показателей
Сущность и задачи системы национальных счетов.
Категории, определения и структура СНС.
Система основных показателей результатов экономической
деятельности и принципы их расчета.
Построение консолидированных счетов СНС.
Межотраслевой баланс как элемент СНС.
Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, т.е. показателей характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов (СНС).
Первым признанным на международном уровне стандартом была СНС 1953года. Впоследствии она была обновлена в 1968 и 1993 годах. Процесс обновления СНС 1993года закончился в марте 2009года. Обновленной СНС рекомендовано дать название «Система национальных счетов 2008г.»
Мотивы изменения подходов к определению и отражению тех или иных показателей СНС были разнообразны.
Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, т.е. значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствует их достоверности.
Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений.
Потребителями данных СНС, кроме органов государственного управления, являются также научно- аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъектуры, различные общественно - политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.
Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных между собой, и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства
Каждой стадии воспроизводства (стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными счетами.
Основные понятия, категории и структура СНС
Система национальных счетов представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.
Институционные единицы – это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятие экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц:
а) юридические лица - предприятия, корпорации, квазикорпорации, государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.; (квазикорпорации - это единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации); и б) домашние хозяйства. Последние рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.
Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Под резидентами страны понимают институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более).
Экономическая территория - это территория административно управляемая правительством страны, и в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.
На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.
Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.
Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны, как резидентов, так и нерезидентов.
Основные классификации СНС.
Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах, в происходящих экономических процессах, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
- институционных единиц по секторам экономики
- видам экономической деятельности;
--экономических операций;
- активов и пассивов;
- товаров и услуг;
- расходов органов государственного управления по назначению;
- налогов и субсидий.
Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
1.нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т. е. структуры занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг.
2.финансовые корпорации и квазикорпорации.
3.органы государственного управления.
4.домашние хозяйства.
5.некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
6.внешнеэкономические связи («остальной мир»).
Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является финансовое посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых - перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор 4 включает домашние хозяйства, то есть единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д. В этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга рассматривается в качестве членов тех домашних хозяйств, где они работают. Свои издержки единицы, входящие в данный сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий входящих в этот сектор.
Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.
Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резидентами данной страны. То есть, счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
Классификация по видам экономической деятельностив СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности. Вид экономической деятельности определяется как совокупность заведений с однородным производством, например: сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство (тяжелая промышленность, легкая промышленность и т. д.).
В соответствии с этим стандартом в классификации по видам экономической деятельности единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящееся в одном месте предприятие или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.
Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.
Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:
1.операции с товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг);
2.операции с доходами (распределение и перераспределение доходов);
3.операции с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредиты, прирост депозитов в банках и пр.);
прочие операции, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.
Последняя группа не имеет отношения к операциям, под которыми предполагают добровольное взаимодействие двух и более партнеров.
Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на: а) операции на компенсационной основе, когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);
б) трансферты- операции, при которых потоку благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансфертыподразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).
В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяютсяна следующие виды:нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах- балансах активов и пассивов. Классификация товаров и услуг в СНС соответствует Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией ООН.
Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению на: общее управление, оборону, просвещение, здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.
Доходы государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности.
В СНС предусматривается различие между налогами на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.
Налоги на продукты более или менее пропорциональны стоимости или объему произведенной или реализованной продукции. Типичными представителями налога на продукты являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Прочие налоги на производство более или менее пропорциональны факторам производства, например, налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы.
Платежи из бюджета предприятиям, имеющие целью возместить убытки, возникающие вследствие политики цен, а также производимые для оказания воздействия на уровень производства, называются субсидиями.
Сальдированный налог (налог за вычетом субсидий) называется «чистым налогом».
Налоги в СНС разделены на две группы:
-текущие (уплачиваемые регулярно);
-капитальные (единовременные).
Рассмотренные классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев, важнейший из которых балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.
Классификация счетов
По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой балансовую двухстороннюю таблицу (ресурсы, использование), в которой каждая операция регистрируется дважды: один раз в ресурсах, другой – в использовании. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе статистической информации о движении соответствующих денежных потоков. Итоги операций на каждой стороне счета должны быть сбалансированы, т.е. равны между собой. В случае отсутствия этого равенства, в счет помещается балансирующая статья.
Балансирующая статья, рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Таким образом, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета.
При расчете валового внутреннего продукта (ВВП) и ряда других показателей, используются различные методы, в результате чего итоги операций на каждой стороне счета могут несколько различаться между собой, поэтому для обеспечения их равенства вводится показатель - «статистическое расхождение». Данный показатель является балансирующей величиной, его значение не должно превышать 4-5% валового внутреннего продукта.
В СНС существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов:
секторов экономики;
видов экономической деятельности;
отдельных экономических операций;
экономики в целом (консолидированные счета).
Построение счетов производится на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:
1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах
2. Промежуточное потребление
3. Налоги на продукты и импорт
4. Субсидии на продукты и импорт (-)
5. Оплата труда наемных работников
6. Налоги на производство и импорт
7. Субсидии на производство и импорт (-)
8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
12. Расходы на конечное потребление
13. Валовое сбережение
14. Валовое накопление
15. Импорт товаров и услуг
16. Экспорт товаров и услуг
17. Статистическое расхождение
18. Валовое накопление основного капитала
19. Изменение запасов материальных оборотных средств
20. Капитальные трансферты, полученные от»остального мира»
21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру»
Ниже приводятся макеты консолидированных счетов.
Счет товаров и услуг
Использование | Ресурсы |
1.Промежуточное потребление | 1.Выпуск в основных ценах |
2.Расходы на конечное потребление | 2. Импорт товаров и услуг |
3.Валовое накопление | 3. Субсидии на продукты (-) |
4. Экспорт товаров и услуг | |
5. Статистическое расхождение (-; +) | |
Всего: 1+ 2+3+4 +5 | Всего: 1+2 -3 |
Счет производства
Использование | Ресурсы |
1.Промежуточное потребление | 1.Выпуск в основных ценах |
2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 2. Налоги на продукты |
3. Субсидии на продукты(-) | |
Всего: 1+2 | Всего: 1+2-3 |
Счет образования доходов