Тема 1. Социальный диалог как механизм функционирования трудовых отношений

Раздел 1

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Социальный диалог как механизм функционирования трудовых отношений

Сущность и формы социального диалога.Развитие общества объективно вызывает дифференциацию между социальными группами, слоями, классами, имеющими свои интересы, не совпадающими с интересами других сторон. Это ведет к социальному неравенству, конфликтности социальных отношений.

Выделяют два основных пути разрешения социальных противо­речий. Первый путь — противостояние, конфронтация сторон. Этот путь основан на абсолютизации различия в интересах социальных субъектов, навязывании одной стороной своей позиции другой стороне. Второй путь - сотрудничество в поиске взаимоприемлемого решения возникших проблем. В этом случае, не отрицая наличия противоречий между субъектами, последние признают возможность достижения согласия между ними.

Для разрешения социальных противоречий путем сотрудничества вырабатываются определенные механизмы. Одним из них выступает социальный диалог Его изучение носит междисциплинарный характер. 11апример, с философской точки зрения содержание диалога может во многом зависеть от условий бытия, особенностей общественного сознания, мировоззренческих установок людей. Отсюда важное требование к участникам диалога - придерживаться общего понимания сути взаимоотношений людей в обществе, их жизненных целей.

В культурологическом аспекте диалог выступает процессом коммуникации, в ходе которого происходит взаимодействие смысловых и ценностных позиций сторон. При таком взгляде на сущность диалога важно проследить социально-культурное многообразие людей, понимать их интересы и позиции в конкретных ситуациях.

С социологической точки зрения диалог между людьми носит общественный характер, имеет социальную природу. Отсюда необходи­мое требование - знать социальное устройство общества, его структуру, особенности социальных взаимодействий, характерные признаки определенных социальных общностей, институтов, основные тенденции социальных изменений.

Большую практическую значимость приобретают также изучение и учет социально-психологических, политических, лингвистических и других аспектов диалога.

Социальный диалог- это сложное системное образование, вклю­чающее широкую сеть социальных взаимодействий на основе меж­дисциплинарных правил и механизмов, сопутствующих достижению социально значимых целей. Это особый тип социальных отношений, основанный на доверии, равноправии, ответственности друг перед другом.

К основным правилам социального диалога относят: синергизм, состязательность, альтернативность, стремление к компромиссу, взаим­ное участие, однозначность в понимании проблемы.

Противоположным понятию «социальный диалог» выступает поня­тие «монолог», означающее доминирование одной из сторон, навязыва­ние своей позиции другой стороне. Следует отличать диалог от псевдо­диалога, отличительными признаками которого выступают отсутствие реальной проблемы в социальном взаимодействии, превращение взаимодействия сторон в самоцель.

Историко-теоретические предпосылки социального диалога в сфере труда.В трудовой сфере, одной из важнейших жизненно образующих сфер существования человеческого общества, складывается широкая сеть социально-трудовых отношений. Они могут носить различный характер: патерналистский, конкурентный, конфликтный, партнерский, солидарный и т. д.

История социально-трудовых отношений имеет немало примеров, с одной стороны, разногласий, конфликтов, столкновений, приобретаю­щих порой широкий общественный размах и проходящих в форме

острых социальных противостояний и потрясений, а с другой - намере­ний и конкретных действий, направленных на их гармонизацию, утверждение принципов социальной справедливости, выражение солидарности с требованиями трудящихся по улучшению их жизненных условий, созданию международных механизмов защиты трудовых прав.

Теоретические основы социального диалога формировались вместе с разработкой теории социального конфликта, осмыслением представи­телями научной мысли путей согласования в обществе интересов различных классов.

Наиболее системное концептуальное представление теоретических взглядов на пути реализации конфликтологического подхода в разреше­нии социально-трудовых противоречий воплощено в марксизме и его дальнейшем развитии. Однако итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) выделял в конфликте не только разрушитель­ную, но и созидающую функцию. Позитивный результат разрешения социального конфликта он видел в случае, если правильно на него воздействовать. При этом главная роль в положительном разрешении конфликта отводилась государству.

Анализ общественных отношений осуществлял английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он отмечал важность учета мнений различных социальных слоев, выработки правильных решений по управлению обществом.

За общественное согласие в обществе выступал французский просве­титель Жан Жак Руссо (1712-1778). В работе «Об общественном дого­воре» он выделял значимость высокого уровня гражданской зрелости населения, законов, перед которыми все равны и которые гарантируют личную свободу граждан.

Проблемы согласования интересов социальных групп в таких сферах жизни общества, как производство, распределение, воспитание, обуче­ние, быт являлись предметом теоретических воззрений и практических усилий Анри Сен-Симона (1760-1825), Роберта Оуэна (1771-1858), Шарля Фурье (1772-1837). Ш.Фурье предлагал делить чистый доход между капиталом, талантом и трудом в следующей пропорции: 4/12,3/12,5/12.

Идею конструктивного сотрудничества труда и капитала поддер­живал английский экономист Джон Стюарт Миллъ (1806-1873). Он писал: «Отношения... между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой»1.

Другой английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) обращал внимание на объективную необходимость сотрудничества труда и капитала, авансирования капиталом достойных условий жизни рабочих. Русский социолог и экономист В. В, Берви-Флеровский (1829—1918) в работе «Положение рабочего класса в России», отмечая тяжелые условия жизни рабочих, призывал к равенству между трудом и эконо­микой, товариществу между работниками и капиталистами.

Российско-американский социолог 77. А. Сорокин (1889-1968) отме­чал, что на устойчивость эволюционного развития общества в опреде­ляющей мере влияют следующие параметры: 1) уровень жизни преобла­дающего числа населения; 2) степень дифференциации населения по уровню располагаемых доходов. Низкий уровень жизни граждан и чрезмерная поляризация общества на бедных и богатых ведут к ради­кальным настроениям, к призывам о переделе собственности и т. д.

Существенное влияние на формирование современных представ­лений о социальном партнерстве оказали теоретические разработки немецких экономистов Вильгельма Репке (1899-1966), Альфреда Мюллера-Армака (1901-1978), Людвига Эрхарда (1897-1977). Их концеп­ция социального рыночного хозяйства предполагает сочетание конкурен­ции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и развитии социальной сферы. Наряду с теоретическими изысканиями предпринимались опреде­ленные организационные усилия по консолидации усилий стран в деле гармонизации трудовых отношений. В середине XIX в. французский промышленник Д. Легран обращался к правительствам европейских стран с предложением принять международные законы об условиях труда рабочих.

В 1897г. на конгрессе в Цюрихе представители 16 стран приняли программу, направленную на защиту трудящихся. В этом же году

' Милль, Дж.С. Основы политической экономии / Дж. Милль. - М., 1980. - Т. 3. - С. 100.

на Международной конференции в Брюсселе была принята резолюция, рекомендующая создать международную организацию по защите труда.

В 1900 г. на Парижской конференции была создана Ассоциация защиты трудящихся, которая занималась организацией перевода и изданием сборников социального законодательства разных стран. Ее можно считать предшественницей Международной организации труда.

Основные функции и формы социального диалога.Социальный диалог, являясь сложным механизмом взаимодействия субъектов трудовых отношений, выполняет в обществе ряд функций. Среди них:

• познавательная (в ходе диалога его участники получают новое знание, узнают новые обстоятельства относительно возникшей проблемы);

• коммуникативная (между участниками диалога происходит обмен мнениями, выяснение и уточнение позиций сторон);

• информационная (в ходе диалога его участникам представляется новая информация, формируется информационная база взаимо­действия сторон);

• когнитивная (происходит углубление в общую проблему, пред­ставляемая информация способствует лучшему взаимному познанию сторон);

• консолидирующая (в ходе диалога создается реальная перспек­тива объединения усилий сторон в поиске взаимоприемлемого решения);

• регулирующая (создаются условия и объединяются усилия для практической реализации решений, достигнутых в ходе диалога);

» контролирующая (уточняется и проверяется ход выполнения ранее принятых решений).

На сложность социального диалога как междисциплинарного явле-дия указывает многообразие форм его применения. Выделяют следую­щие формы диалога: простые - беседа, информационно-тематическая встреча, круглый стол, пресс-конференция; сложные - спор, дискуссия, переговоры, полемика, дебаты.

Спор как социальное явление включает важные компоненты: потребности, интересы, цели его участников. Именно они составляют центральное ядро предмета спора.

Дискуссия содержит альтернативные мнения, взгляды участников, столкновения различных подходов в оценке социальных явлений, ситуаций. В дискуссии необязательны разногласия между участниками.

Переговоры являются широко распространенной формой социаль­ного диалога. Главная цель - достижение согласия между сторонами по обсуждаемым проблемам. Участникам переговоров важно четко определить тему, общую цель, дифференцировать рассматриваемые вопросы на те, которые являются принципиальными и те, по которым можно пойти на уступки другой стороне.

Наши рекомендации