ТЕМА 7. Фирма на конкурентном рынке
В разделе рассматривается рыночное поведении фирмы-совершенного конкурента. Совершенная конкуренция является первой формой рыночного обмена. Дальнейшее развитие рыночных структур основывалось на эволюции совершенной конкуренции. Поэтому и в теории начать рассмотрение рыночных агентов рынка с, фирм, функционирующих в условиях совершенной конкуренции.
Понятие рыночной структуры. Совершенная конкуренция. Признаки рыночной структуры с совершенной конкуренцией. Спрос на продукцию конкурентной фирмы, кривая спроса. Экономический смысл бесконечно эластичной линии спроса конкурентной фирмы. Общий, средний и предельный доход фирмы. Определение объема выпуска конкурентной фирмы. Принцип максимизации прибыли. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в коротком периоде. Предельный анализ максимизации прибыли (аналитическая модель). Графическая модель максимизации прибыли фирмы краткосрочном периоде. Краткосрочное равновесие конкурентной фирмы. Нулевая рентабельность (нижний предел рентабельности) и его значение дли оценки экономического положения фирмы. Расчет нижнего предела рентабельности. Минимизация потерь при убыточности выпуска. Условия прекращения выпуска в коротком периоде. Изменение цен торов производства и реакция фирмы. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Выбор объема производства фирмой в долгосрочном периоде. Долгосрочная кривая предложения. Условия максимизации прибыли и равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Рыночное (отраслевое) предложение в и долгосрочном периоде. Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде. Приспособление отрасли к изменению спроса. Парадокс прибыли. Кривая предложения отрасли с постоянными, растущими и снижающимися издержками. Влияние технологического прогресса на предложение конкурентной отрасли.
Излишек производителя, в краткосрочном и долгосрочном периодах; экономическая рента. Влияние изменения цен на выигрыш производителя; налоги и выигрыш производите ля. Совершенная конкуренция и социально-экономическая эффективность.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Фирма в экономической теории.
2. Нахождение оптимума фирмы. Принцип максимизации прибыли
Равновесие фирмы.
3. Краткосрочная и долгосрочная кривая предложения конкурентной
фирмы.
4. Равновесие фирмы и равновесие отрасли. Экономический смысл
нулевой прибыли. Парадокс прибыли.
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Оптимальный выпуск фирмы - совершенного конкурента в коротком периоде времени
2.Равновесие фирмы в долгосрочном периоде времени.
3. Равновесие фирмы и отрасли. Приспособление фирмы и
к изменяющемуся спросу. Парадокс прибыли.
4.Отрасль с постоянными, возрастающими и убывающими
издержками.
4. Излишек (выигрыш) производителя.
Основные понятия
Совершенная конкуренция - структура рынка, характеризующаяся следующими чертами: 1) множество продавцов (доля рынка у каждого мала настолько, что возможности контролировать пену у любого из ник нет); 2) однородность продукции; 3) свобода входа и выхода; 4) совершенство информации .
Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы совершенно эластична, т.е. расположена горизонтально. Это означает, что фирма не обладает рыночной властью и «принимает цену», которую диктует ей рынок. По сложившейся на рынке цене фирма может продать любое количество продукции, по цене чуть выше - ничего.
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периодеопределяется равенством МR=МС, где МR- предельная выручка, МС - предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции МR = Р, где Р - цена единицы выпуска. В краткосрочном периоде у конкурентной фирмы могут быть как экономические прибыли (если Р > АТС), так и убытки (AVC<P<ATC).
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периодепредставляет собой участок кривой ее предельных издержек, расположенный выше кривой ее средних переменных издержек.
Если в краткосрочном периоде рыночная цена оказывается меньше уровня средних переменных издержек, то фирма покинет отрасль в краткосрочном периоде.
Долгосрочный период определяется возможностью изменения количества фирм в отрасли.
Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периодеопределяется равенством цены и минимального значения средних общих издержек: Р =МС =АТСmin.
Нормальная прибыль - равная нулю экономическая прибыль. В долгосрочном периоде конкурентная фирма получает, т.е. компенсирует все свои затраты, в том числе и внутренние.
Отрасль с постоянными издержками- отрасль, в которой все фирмы одинаковые и используют неспециализированные ресурсы. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли абсолютно эластична (расположена горизонтально).
Отрасль с возрастающими издержками - отрасль, в которой увеличение объема производства возможно только в условиях роста цены. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли имеет положительный наклон.
Отрасль с убывающими издержками - отрасль, в которой появление новых фирм позволяет обесценить более эффективную структуру. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли имеет отрицательный наклон.
ТЕСТЫ
1. Какие из следующих условий не относятся к рынку совершенной
конкуренции:
1) отсутствуют Барьеры входа и выхода с рывка;
2) отдельные продавцы могут влиять на рыночную цену;
3) информация совершенна;
4) товар однороден;
5) верно 3) и3).
2. Для рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
верно, что:
1) величина отраслевого предложения фиксирована и не зависит от цены;
2) при изменении цены на рынке фирмы могут менять объем производства;
3) эластичность предложения по цены равна нулю;
4) невозможны никакие изменения в спросе1
5) верно 1)и 3).