ТЕМА 7. Фирма на конкурентном рынке

В разделе рассматривается рыночное поведении фирмы-совершенного конкурента. Совершенная конкуренция является первой формой рыночного обмена. Дальнейшее развитие рыночных структур основывалось на эволюции совершенной конкуренции. Поэтому и в теории начать рассмотрение рыночных агентов рынка с, фирм, функционирующих в условиях совершенной конку­ренции.

Понятие рыночной структуры. Совершенная конкурен­ция. Признаки рыночной структуры с совершенной конку­ренцией. Спрос на продукцию конкурентной фирмы, кривая спроса. Экономический смысл бесконечно эластичной линии спроса конкурентной фирмы. Общий, средний и предельный доход фирмы. Определение объема выпуска конкурентной фирмы. Принцип максимизации прибыли. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в коротком периоде. Пре­дельный анализ максимизации прибыли (аналитическая мо­дель). Графическая модель максимизации прибыли фирмы краткосрочном периоде. Краткосрочное равновесие конкурентной фирмы. Нулевая рентабельность (нижний предел рентабельности) и его значение дли оценки экономического положения фирмы. Расчет нижнего предела рентабельности. Минимизация потерь при убыточности выпуска. Условия прекращения выпуска в коротком периоде. Изменение цен торов производства и реакция фирмы. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Выбор объема производства фирмой в долгосрочном периоде. Долгосрочная кривая предложения. Условия максимизации прибыли и равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Рыночное (отраслевое) предложение в и долгосрочном периоде. Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде. Приспособление отрасли к изменению спроса. Парадокс прибыли. Кривая предложения отрасли с постоянными, растущими и снижающимися издержками. Влияние технологического прогресса на предложение конкурентной отрасли.

Излишек производителя, в краткосрочном и долгосрочном периодах; экономическая рента. Влияние изменения цен на выигрыш производителя; налоги и выигрыш производите ля. Совершенная конкуренция и социально-экономическая эффективность.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Фирма в экономической теории.

2. Нахождение оптимума фирмы. Принцип максимизации прибыли
Равновесие фирмы.

3. Краткосрочная и долгосрочная кривая предложения конкурентной
фирмы.

4. Равновесие фирмы и равновесие отрасли. Экономический смысл
нулевой прибыли. Парадокс прибыли.

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Оптимальный выпуск фирмы - совершенного конкурента в коротком периоде времени

2.Равновесие фирмы в долгосрочном периоде времени.

3. Равновесие фирмы и отрасли. Приспособление фирмы и
к изменяющемуся спросу. Парадокс прибыли.

4.Отрасль с постоянными, возрастающими и убывающими
издержками.

4. Излишек (выигрыш) производителя.

Основные понятия

Совершенная конкуренция - структура рынка, харак­теризующаяся следующими чертами: 1) множество продавцов (доля рынка у каждого мала настолько, что возможности контролировать пену у любого из ник нет); 2) однородность продукции; 3) свобода входа и выхода; 4) совершенство ин­формации .

Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы совер­шенно эластична, т.е. расположена горизонтально. Это озна­чает, что фирма не обладает рыночной властью и «принимает цену», которую диктует ей рынок. По сложившейся на рын­ке цене фирма может продать любое количество продукции, по цене чуть выше - ничего.

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном пери­одеопределяется равенством МR=МС, где МR- предельная выручка, МС - предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции МR = Р, где Р - цена единицы выпуска. В краткосрочном периоде у конкурентной фирмы могут быть как экономические прибыли (если Р > АТС), так и убытки (AVC<P<ATC).

Кривая предложения конкурентной фирмы в кратко­срочном периодепредставляет собой участок кривой ее пре­дельных издержек, расположенный выше кривой ее средних переменных издержек.

Если в краткосрочном периоде рыночная цена оказывается меньше уровня средних переменных издержек, то фирма покинет отрасль в краткосрочном периоде.

Долгосрочный период определяется возможностью изме­нения количества фирм в отрасли.

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периодеопределяется равенством цены и минимального значения средних общих издержек: Р =МС =АТСmin.

Нормальная прибыль - равная нулю экономическая прибыль. В долгосрочном периоде конкурентная фирма получает, т.е. компенсирует все свои затраты, в том числе и внутренние.

Отрасль с постоянными издержками- отрасль, в которой все фирмы одинаковые и используют неспециализированные ресурсы. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли абсолютно эластична (расположена горизонтально).

Отрасль с возрастающими издержками - отрасль, в ко­торой увеличение объема производства возможно только в условиях роста цены. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли имеет положительный наклон.

Отрасль с убывающими издержками - отрасль, в которой появление новых фирм позволяет обесценить более эффективную структуру. Кривая долгосрочного предложения в такой отрасли имеет отрицательный наклон.

ТЕСТЫ

1. Какие из следующих условий не относятся к рынку совершенной
конкуренции:

1) отсутствуют Барьеры входа и выхода с рывка;

2) отдельные продавцы могут влиять на рыночную цену;

3) информация совершенна;

4) товар однороден;

5) верно 3) и3).

2. Для рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
верно, что:

1) величина отраслевого предложения фиксирована и не зависит от цены;

2) при изменении цены на рынке фирмы могут менять объем производства;

3) эластичность предложения по цены равна нулю;

4) невозможны никакие изменения в спросе1

5) верно 1)и 3).

Наши рекомендации