Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве
Среди экономических условий, учитываемых при землеустройстве, важное значение имеют:
1. форма собственности на землю;
2. состав, площадь и качество земельных угодий, возможности их трансформации и улучшения, а также сельскохозяйственного освоения;
3. экономическая характеристика земель, оцениваемых по валовой продукции, окупаемости затрат и дифференциальному доходу в условно-натуральном или стоимостном выражении;
4. специализация хозяйств, их кооперационные и интеграционные связи в рамках АПК;
5. принятая система ведения сельского хозяйства и ее экономическая эффективность (сочетание и размеры отраслей, система земледелия, структура посевных площадей, севообороты, системы семеноводства, кормопроизводства и животноводства, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность угодий, валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, прибыль и рентабельность производства);
6. организационно-производственная структура предприятий, система организации труда;
7. обеспеченность хозяйств трудовыми ресурсами, сельскохозяйственной техникой, основными и оборотными фондами, их энерговооруженность;
8. финансовое положение предприятий, возможность привлечения кредитов, наличие свободных денежных средств.
Форма собственности на землю определяет заказчиков землеустроительных работ, порядок их финансирования, а в сельскохозяйственных предприятиях — методы землеустройства по выделению земельных долей в натуре или их консолидации, по их разграничению и устройству территории.
Состав, площадь и качество земельных угодий влияют на специализацию хозяйств, возможные объемы производства зерна, кормов, другой продукции, размещение отраслей животноводства.Во всех случаях выявляются угодья, которые могут быть трансформированы в другие, более ценные; определяется мелиоративный фонд хозяйств, включающий земли, которые могут быть освоены или улучшены при наличии соответствующих денежных, трудовых и технических ресурсов.
Экономическая характеристика земель, закрепленных за хозяйством, — это их экономическое плодородие.
Специализация сельскохозяйственных предприятий оказывает большое влияние на размещение и организацию их территории, состав и площади угодий и севооборотов. Например, в зерновых и свиноводческих хозяйствах в структуре угодий преобладает пашня, в овцеводческих — пастбища.
Для этих же целей, а также для повышения эффективности производства изучают систему ведения хозяйства, сочетание отраслей растениеводства и животноводства, выявляют «узкие места» и организационные резервы. При анализе используют показатели валовой и товарной продукции, рентабельности производства, прибыли, затрат на производство продукции, накладных расходов, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и др.
Большое значение при землеустройстве сельскохозяйственных предприятий имеют организационно-производственная структура предприятия, система организации труда, обеспеченность трудовыми ресурсами, техникой, основными и оборотными фондами, энерговооруженность. Для учета этих факторов привлекают данные по всем трудовым коллективам хозяйства (производственным участкам, бригадам, звеньям).
Финансовое положение — наличие свободных денежных средств и других финансовых ресурсов (кредит, дотации) — определяет возможности сельскохозяйственных предприятий в проведении мелиоративных работ, производственном строительстве, инженерном оборудовании территории.
Экономические условия анализируют по двум периодам: фактически сложившиеся на год землеустройства и планируемые на год полного осуществления проекта.
Социальные условия
К числу основных социальных условий, учитываемых при землеустройстве, относятся:
1. существующая система расселения, плотность населения, его структура, динамика миграционных процессов;
2. число, размеры, размещение, целевое назначение и уровень благоустройства населенных пунктов, развитие социальной инфраструктуры на данной территории;
3. виды, число, размеры и размещение производственных центров (животноводческих ферм, хозяйственных дворов), уровень механизации производственных процессов в земледелии и животноводстве;
4. разграничение земель по формам собственности, имеющиеся земельные отношения;
5. формы организации, оплаты и материального стимулирования труда, применяемые на предприятия, а также способы закрепления земли (собственность, аренда и т. д.);
6. состояние дорожной сети, уровень транспортного обслуживания населения;
7. наличие источников воды, организация снабжения ею населенных пунктов, производственных центров, полей и пастбищ;
8. развитие личного подсобного хозяйства, возможности его расширения и кооперации с общественным производством, улучшения условий жизни сельского населения.
Существующая в России система сельского расселения неоднородна. В течение всего XX в. продолжался отток населения из сельской местности в города, что существенным образом повлияло на обеспеченность сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами, характер организации труда. При землеустройстве учет этого фактора очень важен.
Практика показывает, что хозяйства с большей плотностью населения и числом сел на единицу площади производят больше продукции, имеют лучшие условия для возделывания трудоемких культур, в особенности в напряженные периоды работ, более интенсивно используют землю.
При землеустройстве учитывают также виды населенных пунктов. По функциям они подразделяются:
на основные хозяйственные центры (центральные усадьбы) хозяйств;
усадьбы отделений, производственных участков, бригад;
дополнительные хозяйственные центры производственных подразделений, имеющие постройки различного производственного назначения (фермы, кошары, полевые станы), а также жилье и культурно-бытовые здания и сооружения;
населенные пункты, не имеющие производственных объектов;
усадьбы крестьянских (фермерских) хозяйств.
На центральной усадьбе и в усадьбах производственных подразделений обычно сосредоточиваются значительная часть населения, управленческие службы, производственные здания и сооружения, жилые дома и культурно-бытовые учреждения (школы, клубы, больницы, столовые и др.).
В настоящее время в связи с образованием крестьянских (фермерских) хозяйств, новых производственных сельскохозяйственных кооперативов, арендных коллективов нередко возникает вопрос о восстановлении заброшенных и создании новых хуторских усадеб и мелких поселений.
При землеустройстве рассматривают возможности развития существующих населенных пунктов. При этом учитывают, что затраты на строительство, инженерное оборудование и благоустройство территории в более крупных населенных пунктах в расчете на одного жителя меньше, но мелкие селения обычно более удобно расположены по отношению к окружающим их земельным угодьям.
Дальнейшее развитие экономики и социальной инфраструктуры села находится в прямой зависимости от состояния дорожной сети.
При землеустройстве нужно учитывать сложившиеся транспортные связи, наличие и протяженность дорог с твердым покрытием, размещение полевой дорожной сети, расстояния до основных населенных пунктов, пунктов реализации сельскохозяйственной продукции, угодий и севооборотов, основные грузооборотные потоки.
Изучение экономических и социальных условий, важных для землеустройства, осуществляется на этапе подготовительных работ к составлению проекта. При этом обязательно учитываются пожелания землевладельцев и землепользователей. Результаты исследования отражают в материалах землеустроительной подготовки, в актах и на чертежах полевого землеустроительного обследования территории, учитывают при разработке заданий на проектирование. Перечень и содержание этих материалов могут различаться в зависимости от вида и объема землеустроительных работ.
7. Землеустроительная документация в соответствии с Федеральным законом РФ "О землеустройстве".
землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства
К видам землеустроительной документации относятся (ст.19):
· генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
· карты (планы) объектов землеустройства;
· проекты внутрихозяйственного землеустройства;
· проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
· материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
· тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 n 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"
Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
Статья 22. Землеустроительное дело
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Содержание землеустройства в соответствии с Федеральным законом РФ "О землеустройстве".
Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);
Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях (ст.3):
· изменения границ объектов землеустройства;
· выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
· проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Основаниями проведения землеустройства являются (ст.4):
· решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
· договоры о проведении землеустройства;
· судебные решения.
При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:
-образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
-межевание объектов землеустройства.
Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:
-изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);
-восстановления границ объектов землеустройства;
-предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
-изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;
-совершения сделок с земельными участками;
-в иных случаях перераспределения земель.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
-определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
-закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.