Объединения предприятий

Предприятия могут объединяться в ассоциации (союзы), кон­церны, холдинги, межотраслевые и региональные и другие объеди­нения. Так, объединения создаются на договорной основе в целях координации осуществляемой ими предпринимательской деятель­ности, представления и защиты общих имущественных интересов, а также расширения возможностей предприятий.

В мировой практике сложились такие варианты объединений предприятий, как картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, про­мышленные холдинги, финансовые группы.

Картель представляет собой объединение, как правило, предпри­ятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и пр.

Для картеля характерны следующие признаки:

  • договорный характер объединения;
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансо­вая и юридическая самостоятельность;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Синдикат— разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и карте­ля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятель­ность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продук­цией: горнодобывающей, металлургической, химической.

К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пу­лом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сли­ваются в единый производственный комплекс, теряя свою юриди­ческую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объ­единения в одной компании предприятий разных отраслей промыш­ленности, либо представляющих собой последовательные ступени об­работки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отно­шению к другой.

Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, свя­занных посредством системы участия, персональных уний, патент­но-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производ­ственного сотрудничества.

Концерн обычно является производственным объединением, в которое входят предприятия разных отраслей. В зависимости от этого концерны имеют характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Первый тип объединений охватывает предприятия раз­ных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и ма­шиностроительные), второй - предприятия разных отраслей произ­водств, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объ­единений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдингпредставляет собой «держательскую» (материнскую, го­ловную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управ­ление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплекс­ными образованиями, обеспечивающими последовательное объеди­нение производственных и капитальных ресурсов, создание крупно­масштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реали­зацию различных инвестиционных программ.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это совокупность юри­дических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нема­териальные активы на основе договора о создании финансово-про­мышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и про­грамм, направленных на повышение конкурентоспособности и рас­ширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», ст. 2).

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

К наиболее существенным характеристикам ФПГ относятся сле­дующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объедине­ние финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятель­ности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержка­ми, чем на других крупных предприятиях и объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо фор­мироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике яв­ляется закономерным явлением. Вместе с тем особенности современ­ного этапа развития отечественной экономики определяют специфи­ку формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации опреде­ляется рядом факторов:

ü потребностью в создании новой системы инвестирования и фор­мирования интегральных структур, способных к саморазвитию;

ü ростом финансового капитала, являющегося пока только по­тенциальным инвестором производства;

ü наличием серьезного структурного и финансово-инвестицион­ного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;

ü необходимостью укрепления и обновления сложившихся тех­нологических цепочек и кооперационных связей в сфере про­изводства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ре­сурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различ­ных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие пос­ледних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (науч­ных; учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударст­венных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

В настоящее время в России зарегистрировано более 80 ФПГ. В целом ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью, охва­тив более 100 направлений деятельности в разнообразных отраслях.

Существующие российские ФПГ можно классифицировать по различным признакам: масштабу деятельности, способу создания, типу организационного строения, специфике центра формирования ФПГ, видам и др.

По способу создания все действующие ФПГ можно формировать:

1. по решению органов власти (федеральных, региональных, го­родских и т.д., на основе межправительственных соглашений);

2. в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе, рыночными методами консолидации па­кетов акций).

На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. В основ­ном в каждой из созданных групп использованы комбинации воз­можных вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущест­венно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.

ФПГ с точки зрения их центра создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, условно делятся так:

банковские;

  • промышленные (примером могут служить Волжско-Камская ФПГ, «Магнитогорская сталь» и т.д.);
  • торговые (например, ФПГ «Сокол»).

По масштабам деятельности ФПГ делятся на следующие виды:

  • региональные (58% всех созданных ФПГ);
  • межрегиональные (например, ФПГ «БелРусАвто»);
  • транснациональные (например, «Нижегородские автомобили», «Транснациональная алюминиевая компания»);
  • ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица стран СНГ. Основными задачами ФПГ в рамках СНГ являются восстановление традиционных хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ, интенсификация интеграционных процессов, сохранение позиций на мировом и внутреннем рын­ках товаропроизводителей стран СНГ.

Организационное строение ФПГ может базироваться на развитии внутренних договорных отношений между участниками в форме кон­сорциума, стратегического альянса, союза.

Другим типом ФПГ является холдинг.

По виду устройства различаются:

Наши рекомендации