Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
Банковская система, как и любая система, представляет собой совокупность упорядоченных элементов, взаимодействующих между собой на основе общих правил, обладающих единством целей и образующих, таким образом, определенную целостность.
Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.
Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.
Банковская система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.
Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент рыночной инфраструктуры, отсутствие которой делает невозможным функционирование рыночных отношений.
Банковская система обладает определенными специфическими признаками, к числу которых относятся: взаимозаменяемость элементов, динамичность, наличие "банковской тайны", саморегуляция и управляемость.
Признаки банковской системы состоят в следующем:
- включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям.
- имеет специфические свойства, которые определяются ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними;
- способна к взаимозаменяемости элементов;
- динамична, находясь в постоянном движении как единое целое, она совершенствуется, дополняется новыми компонентами;
- выступает как система «закрытого» типа, несмотря на обмен информацией между банками, в ней существует банковская «тайна»;
- обладает характером саморегулирующейся системы, изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка;
- управляема. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен парламенту или исполнительной власти. Деятельность кредитных организаций регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком.
Функционирование и развитие банковской системы зависит от следующих факторов:
1. Степень зрелости товарно-денежных отношений;
Степень зрелости товарно-денежных отношений непосредственно определяет масштабы банковской деятельности, так как объективная потребность в институте, специализирующимся в организации денежного оборота, возникает по мере расширения производства и масштабов обмена товарами между экономическими агентами, то есть уже в условиях простого товарного производства.
В результате распада натурального хозяйства особое значение приобретает торговля и товарообмен, происходит постоянное повышение значения денежных расчетов и кредита, в том числе и использование наемного труда в условиях капиталистического производства вызывает необходимость выплат заработной платы в денежной форме.
Будучи частью экономических отношений, деятельность банков определяется ее содержанием и степенью развитости товарно-денежных отношений. Чем выше уровень этих отношений, тем разнообразнее и содержательнее она становится.
В условиях свертывания товарно-денежных отношений сфера банковской деятельности сужается. Многое зависит от политических факторов, господствующей идеологии, модели экономического развития, принятой в обществе. Припереходе от обмена к распределению продуктов развитие банковской деятельности замедляется.
Негативными факторами являются вооруженные конфликты и войны. Как правило, на территории воюющего государства банки прекращают свое существование. Их место занимают специальные полевые учреждения, совершающие ограниченный круг операций главным образом по выплате и приему наличных платежей военнослужащих. Банковская деятельность активно развивается в спокойной атмосфере, в условиях мирной жизни в отсутствие политических потрясений и экономических кризисов.
2. Социально-экономическая формация;
Социально-экономическая формация определяют форму и структуру банковской системы, место банковской системы в экономической жизни общества и, следовательно, динамику развития, особенности функционирования и взаимодействия с экономическими агентами.
3. Функционирование финансовых рынков.
Функционирование финансовых рынков существенным образом влияет на перечень банковских операций, так как в зависимости от структуры, состояния и специфики финансовых рынков определяется возможность свободного перемещения капиталов и, следовательно, потребность в соответствующих банковских операциях.
С учетом институционального подхода Банковская система государства - это совокупность различных кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период.
Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, т.к. на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.
Осуществляя банковские операции, участники банковской системы выполняют важные народнохозяйственные функции: трансформацию сроков, трансформацию размеров денежных сумм, трансформацию риска.
Трансформация сроков. Банки посредничают в качестве так называемых финансовых посредников между кредиторами (например, вкладчиками) и заемщиками (например, потребителями кредита). Как правило, обе эти группы лиц имеют различные представления в отношении срочности. Например, кредиторы зачастую хотят договориться о более коротких сроках действия или сроках расторжения, чтобы в случае необходимости быстрее заполучить свои деньги обратно. И наоборот, заемщики часто договариваются о более длительных сроках, потому что они работают с заемными деньгами, например, собираются инвестировать их.
При трансформации сроков кредитные учреждения преобразовывают краткосрочные деньги в долгосрочные. Это, строго говоря, противоречит так называемому «золотому банковскому правилу», по которому долгосрочные деньги должны одалживаться лишь долгосрочно, краткосрочные деньги, в отличие от этого, по причинам обеспечения ликвидности - только краткосрочно. Трансформация сроков представляется возможной потому что, с одной стороны, многие кредиторы оставляют свои деньги дефакто дольше в банках, чем это согласовано юридически и, с другой стороны, потому что уходящие средства часто заменяются приходящими заново: по закону больших чисел взносы и выплаты уравниваются.
Но так как трансформация сроков остается связанной с риском, она должна управляться в банке из одного центра. Кроме того, имеются, как правило, предписания относительно контроля над банками, где указывается, в каком объеме краткосрочные деньги можно использовать в течение более длительных сроков. Такие «принципы ликвидности» устанавливаются, например, ведомствами, осуществляющими контроль над банками. Они же контролируют их соблюдение.
Трансформация размеров денежных сумм. Отдельные кредиты и взятые в отдельности вклады банка не совпадают не только в отношении сроков, но и в отношении порядка их величин. Часто получается так, что кредиты предоставляются в больших объемах, чем это соответствует вкладам, так что кредитные учреждения трансформируют множество мелких вкладов в незначительное число кредитов. Если бы банки не предпринимали эти трансформации размеров денежных сумм, тогда лицам, спрашивающим кредит, пришлось бы вести переговоры со множеством оферентов денег, что было бы затруднительно по обстоятельствам, дорого и в высшей степени неэффективно.
Трансформация риска. Инвесторы денег ищут, как правило, более надежную возможность помещения капитала, максимально лишенную риска. Но кредиты таят в себе в каждом отдельном случае более или менее большой потенциал риска. Несмотря на все проверки платежеспособности, снова и снова происходит непогашение кредитов. Кредитные учреждения, выступая между инвестором денег и заемщиком, трансформируют риск заимодавцев, снижая его. Это возможно, потому что банки в их кредитных операциях могут рассредоточивать свои усилия по отраслям, величинам, целям использования и регионам. Потенциал риска отдельной кредитной операции уравновешивается благодаря такому широкому рассредоточению. Часто законы о банках или распоряжения ведомств, осуществляющих контроль над банками, также содержат подробные предписания в отношении этого. Так, например, с целью рассредоточения риска можно отрегулировать, чтобы кредиты в отдельном случае можно было бы предоставлять только до определенного размера, выраженного в процентах от собственного капитала банка, и о крупных кредитах нужно было бы сообщать в центральный банк с целью контроля за развитием риска. Центральный банк выступает тогда в качестве центра, который собирает сообщения о кредитах и информирует соответствующие банки об общих суммах выданных кредитов по одному заемщику.
Основные задачи банковской системы любой страны:
§ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве;
§ аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;
§ кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.
В хозяйственной практике известны три основных типа банковских систем:
§ распределительная централизованная банковская система;
§ рыночная банковская система;
§ система переходного периода.
Любая банковская система не изолирована от окружающей среды, взаимодействует с ней, представляя собой подсистему более общего образования - экономической системы.
Различия между этими двумя типами системы представлены в таблице.
ТаблицаРазличия между распределительной и рыночной банковскими системами
Распределительная (централизованная) банковская система | Рыночная банковская система |
По типу собственности Государство - единственный собственник на банки | Многообразие форм собственности на Банки |
По степени монополизации Монополия государства на формирование банков | Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк |
По количеству уровней системы Одноуровневая банковская система | Двухуровневая банковская система |
По характеру банковской политики Политика единого банка | Политика множества банков |
По характеру взаимоотношений банков с государством Государство отвечает по обязательствам банков | Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства |
По характеру подчиненности Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности | Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не Правительству |
По выполнению эмиссионной и кредитной операции Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) | Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки |
По способу назначения руководителей банка Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления | Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом |
В зависимости от состава элементов системы и их взаимосвязей, определяемых национальными законами, различают одноуровневую и двух-, трех- и более уровневые банковские системы.
Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, включая ЦБ, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобный принцип построения характерен в основном для стран со слаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с административно-командными режимами экономики (бывший СССР).
В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию экономики сводились к централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений межу банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.
По вертикали – отношения подчинения между Центральным банком, как руководящим, управляющим центром, и низовыми звеньями коммерческими банками и кредитными небанковскими учреждениями; по горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.
При этом происходит разделение административных и операционных функций. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: кредитных организаций (банков и небанковских учреждений) и правительственных структур. Преобладающими для ЦБ становятся функции «банка банков» и органа денежно-кредитного регулирования экономики.
В состав двухуровневой банковской системы входят центральный эмиссионный банк как «банк банков» и коммерческие банки как рабочее звено системы.
Трехуровневая банковская система включает центральный банк, коммерческие и сберегательные банки как специфические банки, выполняющие депозитные операции.
Четырехуровневая банковская система состоит из центрального банка, коммерческих и сберегательных банков, а также из специальных финансовых институтов, включая страховые компании, пенсионные фонды, целевые финансовые фонды.
Банковская система - это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность элементов банковскую систему можно представить в виде следующих блоков и их элементов:
1. Фундаментальный блок:
Банк как денежно кредитный институт
Правила банковской деятельности
2. Организационный блок:
Виды банков и небанковских кредитных организаций Основы банковской деятельности
Организационная основа банковской деятельности
Банковская инфраструктура
3. Регулирующий блок:
Государственное регулирование банковской деятельности Банковское законодательство
Нормативные положения Центрального банка
Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.