Ассортимент торгового предприятия и его классификация

Изучить:

- группы товаров;

- принципы размещения и методы выкладки товаров в торговом зале;

- методы изучения и анализа ассортимента товаров торгового предприятия, основных поставщиков продукции (на примере одной группы товаров).

Выводы и предложения.

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

Задачами ассортиментной политики цеха мясных полуфабрикатов служит:

· Удовлетворение запросов потребителей;

· Эффективное использование технологических знаний и опыта предприятия;

· Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;

· Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);

На построение ассортиментной политики цеха влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

К экономическим факторам относят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами мясных полуфабрикатов.

Социальные факторы к ним относятся социальная структура обслуживаемого населения.

К демографическим факторам изменение численности населения и его состава по возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.

Природно - естественные факторы - физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т. д.

4.1. Характеристика структуры ассортимента. Расчеты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента

Цех мясных полуфабрикатов имеет специализированный товарный ассортимент.

Далее рассмотрим ассортимент вырабатываемой продукции.

Полуфабрикаты в тесте : Пельмени «Уральские», манты «Сибирские», пельмени «Домашние», пельмени деликатесные, рулетики с фаршем, пельмени «Для жарки», пельмени «Царские», хинкали «Степные», беляш «Бабушкин», чебуреки «Гоша», тесто дрожжевое, пельмени Застольные, пельмени «Пермские», пельмени «зимушка», вареники с капустой, вареники с картошкой, пирожки с капустой, пирожки с картошкой.

Полуфабрикаты мясные рубленые: фарш «Любительский», фарш говяжий, фарш домашний, фарш «Столичный», фрикадельки мясные, люля – кебаб, Бифштекс натуральный, ромштекс, котлеты «Домашние», бифштекс «Стрелецкий», шницель «Домашний», шницель «Печеночный», котлеты Бистро, биточки Нежные, котлеты Аврора, тефтели домашние, ёжики мясные, котлеты Нежные, котлеты Столовые, котлеты Трапеза, биточки «Восторг», котлеты «Уральские», перец фаршированный « Пикантный», голубцы «Голубчик», голубцы ленивые, фрикадельки «Любимые», фрикадельки «Деревенские».

Полуфабрикаты мелкокусковые: гуляш из говядины, бефстроганов из говядины.

Полуфабрикаты натуральные порционные: говядина духовая.

Расчеты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента.

Широта ассортимента.

Всего в цехе фактически40 полуфабрикатов, а максимальное количество в прейскуранте 49.

Ш=Шд:Шб * 100%, где

Ш – широта ассортимента

Шд – широта действительная,

Шб – широта базовая

Ш = 40:49 * 100% = 0,81

Вывод:Полученный коэффициент, равный 0,81, достаточно приближен к единице, поэтому можно сказать, что ассортимент в цехе достаточно широкий. Широта ассортимента цеха может также служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

Полнота ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции.

Фактически в цехе 8 полуфабрикатов из теста. В прейскуранте10 наименований.

П=Пд:Пб*100%, где

П – полнота ассортимента

Пд – полнота действительная,

Пб – полнота базовая

П=8:10*100%= 0,8

Вывод: Коэффициент полноты ассортимента равен 0,8, достаточно приближен к единице, поэтому можно сказать, что ассортимент в цехе достаточно полный.

Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных (Н) к действительной широте ассортимента (Шд).

Таким образом, коэффициент новизны рассчитывается по следующей формуле:

Кн = (Н : Шд) , где

Кн - коэффициент новизны;

Н - количество новых моделей электродрелей, поступивших в продажу за определенный период времени;

Шд - действительная широта ассортимента.

За последние 3 месяца в цехе начали производить 5 новых видов полуфабрикатов.

Кн=(5:40)=0,125

Вывод: Коэффициент новизны для цеха составил 0,125. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента. Цех ИП Суклемина производит новые полуфабрикаты в умеренном количестве, минимизируя риск понести убытки в связи с низким спросом.

Устойчивость ассортимента - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары .

Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:

Ку = (У : Шд) , где

Ку - коэффициент устойчивости;

У (показатель устойчивости) – число полуфабрикатов, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;

Шд - действительная широта ассортимента.

Ку = (44:49)=0,89

Вывод: Полученное значение свидетельствует о том, что 89% всех представленных полуфабрикатов пользуются устойчивым спросом у покупателей.

4.3. Анализ направления развития, совершенствования и обновления ассортимента.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:·установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;·определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;·выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;·оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;·определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение ассортимента --количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента --количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.

Стабилизация ассортимента --состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.

Обновление ассортимента --качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Совершенствование ассортимента --количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление.

Гармонизация ассортимента --количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

В качестве направлений развития ассортимента используются маркетинговый и конкурентный анализ мясопродуктов и мясных полуфабрикатов. По результатам анализа выбирается новый продукт, изучается технологическая карта его приготовления и продукт вводится в производство.

Выводы: Товарный ассортимент в цехе достаточно широкий и полный. Ассортимент пользуется устойчивым спросом у покупателей. Однако. Цех ИП Суклемина производит новые полуфабрикаты в умеренном количестве, минимизируя риск понести убытки в связи с низким спросом.

Задание 5.

Торгово – технологический процесс предприятия.

Ознакомиться с:

- проведением входного контроля при приемке товаров;

- основными товарно – сопроводительными документами;

- организацией хранения товаров;

- подготовкой товаров к продаже;

- организацией продажи товаров и обслуживанием потребителей;

- использованием штрихового кодирования и компьютерных технологий для идентификации

товаров, дополнительными услугами, предоставляемыми потребителям.

Выводы и предложения.

Наши рекомендации