ТЕМА 2.5-2.6 Статистика финансов. Статистика государственных финансов. Статистика государственного бюджета. Статистический анализ государственных финансов
Социально-экономическая сущность финансов и задачи статистического изучения.Задачи статистики государственных финансов. Основные концепции, определения и показатели статистики государственного бюджета и бюджетной системы. Международные бюджетные классификации. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета РФ. Возможные направления развития статистики государственных финансов (в том числе методика по анализу распределения регулирующих налогов и состояния расчетов с бюджетами).
Методические указания
При изучении данной темы необходимо выяснить социально-экономическая сущность финансов. Из курса "Экономическая теория" вы должны знать, что финансы - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе их кругооборота. Финансы - это важнейшая составная часть рыночных отношений и одновременно основной инструмент реализации государственной политики в экономике. Рассматривая финансы с позиции макроэкономики можно говорить о финансовой системе, включающие две органически связанные между собой подсистемы:
· финансы хозяйствующих субъектов;
· общегосударственные финансы.
Финансы хозяйствующих субъектов охватывают денежные отношения отдельных субъектов с другими субъектами - их партнерами и государством, учреждениями и трудовым коллективом.
Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, территориальный, муниципальный) государственную кредитную систему, систему государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные и другие фонды, контролируемые государством.
Задача статистики финансов состоит в характеристике при помощи системы показателей, классификаций и соответствующего статистического наблюдения функционирования финансовой системы в контексте воспроизводства рыночных отношений и механизма их регулирования, формирования и использования финансовых ресурсов в интересах развития экономики и эффективной деятельности финансовых субъектов.
При изучении данной темы необходимо выяснить суть понятий "государственные финансы", "финансовая система", "государственный бюджет". Государственные финансы - это важная сфера финансовой системы страны, под которой понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода.
Финансовая система - это формы, методы, источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Внутри этой системы выделяют основные звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений субъектов:
- государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства; является главным орудием перераспределения национального дохода;
- местные (региональные) финансы, к которым относятся финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, автономные местные фонды, местные бюджеты.
Поскольку в условиях рыночной экономики основную долю доходной части бюджета составляют налоговые поступления, имеет смысл рассматривать статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики, определяющий формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества.
Основная задача статистики государственного бюджета - характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дифицит) или доходов над расходами (профицит);
- структуру доходов государственного бюджета;
- структуру расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
- эффективность проведения государством фискальной политики.
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного управления». Определение сектора позволяет установить тот круг институциональных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
- поступления или платежи;
- поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
- поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
- текущие или капитальные поступления (платежи);
- приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
- приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
К основным показателям государственного бюджета относятся:
- доходыкак поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.
- Налоги- это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, и прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
- Налоговые поступлениявключают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.
- Официальные трансфертыв государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.
- Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
- Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
- Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком.
- Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
- В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства. Характеристика динамики и структуры государственного бюджета основывается на том, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог деятельности государства выражается в превышении доходов над расходами (профиците). Если отношение бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3% - принято считать финансовое положение страны нормальным.
Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования.
Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
Влияние размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога можно рассчитать по формуле:
Прирост
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:
Δ
где ΔНб и ΔНс — абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки
и -размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;
и -уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.
Представление об эффективности государственных кредитных операций (Эгк) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита:
где Пгк — поступления по системе государственного кредита;
Рп — расходы по системе государственного кредита.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (Коегд). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг:
Платежи по задолженности
Коегд = Платежи по задолженности ∙100% .
Валютные поступления
Принято считать, что безопасным уровнем обслуживания государственного долга является Коегд =25%.
При изучении системы Международных бюджетных классификаций обратите внимание на следующие ее разделы:
· классификация доходов и полученных официальных трансфертов;
· классификация доходов и кредитования за вычетом погашения;
· классификация операций финансирования бюджетного дефицита;
· классификация государственного долга.
Бюджетная классификация - это методологический документ, отражающий порядок составления и использования бюджетов. Обязательным условием составления и исполнения бюджетов является регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств. Выполнение данного условия достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правилом отнесения к той или иной группе. Данная обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификаций группировочных кодов является бюджетной классификацией, которая обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.
Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики и претерпела ряд принципиальных изменений в трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. В ходе изучения темы выясните сущность данных принципиальных изменений.
Литература: [1], [10] - [13], [16], [17], [26].
Вопросы для самопроверки
1. Социально-экономическая сущность финансов и задачи статистического изучения.
2. Каковы задачи статистики государственных финансов и бюджетной статистики?
3. Как изменились задачи статистики государственного бюджета при переходе к рыночной экономике?
4. Охарактеризуйте основные концепции и определения, на которых основывается статистика государственного бюджета.
5. Назовите основные показатели государственного бюджета и особенности их расчета.
6. Каковы основные принципы бюджетной классификации?
7. Как развивалась система бюджетных классификаций в Российской Федерации?
8. В чем проявляются особенности бюджетных классификаций в Российской Федерации?
ТЕМА 2.7 Статистика уровня жизни. Статистика НТП.
Понятие и система показателей уровня жизни населения. Показатели доходов и расходов населения, и потребления материальных благ и услуг. Показатели накопленного имущества и обеспечения населения жильем. Методы изучения дифференциации доходов населения и границ бедности.
Социально-экономическое значение роли науки и инноваций в развитии общества и задачи статистики. Понятие НТП. Социальные последствия НТП. Задачи статистики науки и инноваций в современных условиях. Система показателей статистики науки и инноваций. Основные расчетные показатели инновационного проекта, их расчет и анализ.
Методические указания
Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения и отраслей социальной сферы характеризуют социальное положение и развитие общества.
Уровень жизни населения— это сложная комплексная социально-экономическая категория, отражающая обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Качество жизни — понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей - человека (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдении прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличия свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности. Повышения уровня и качества жизни обеспечивается экономическим ростом. Уровень жизни населения зависит от его доходов, социального обеспечения, доступности материальных и духовных благ и услуг и др.
Уровень жизни не может быть отражен в виде одного показателя, поэтому в статистике используется система показателей, которая позволяет дать всестороннюю характеристику уровня жизни. В нее входят обобщающие стоимостные показатели (валовой располагаемый доход, расходы на конечное потребление, реальные доходы и реальная заработная плата и др.), натуральные показатели, характеризующие объем потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, тканей, обуви, предметов длительного пользования и др.), и показатели, характеризующие занятость, продолжительность рабочего дня и недели, продолжительность оплачиваемых отпусков, охраны труда, качества жилья, использования свободного времени и т. п.
Особый интерес в статистике представляют анализ объема и источников денежных доходов, а также объема и структуры денежных расходов населения. В состав денежных доходов входят: оплата труда, доход от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, дополнительные льготы, включая благотворительную помощь, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т.д.), поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, недвижимости и др. Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Показатель совокупного дохода семьи рассчитывается на базе данных, полученных в результате систематических обследований бюджетов семей.
Уровень и дифференциация доходов при прочих равных условиях являются решающими факторами регулирования уровня жизни различных групп населения. Если речь идет о дифференциации доходов, как о явлении в целом, оптимальным способом его выражения является статистический ряд распределения населения по доходу. На его основе рассчитывают показатели среднего дохода населения, моду, медиану, децили, децильный коэффициент дифференциации доходов, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и коэффициент фондов. Изучите методику расчета вышеперечисленных показателей.
В системе показателей уровня жизни населения важное место занимают показатели стоимости жизни, реальных доходов населения и реальной заработной платы, индекс потребительских цен, а так же обобщающий показатель - индекс развития человеческого потенциала. Выясните методики расчета данных показателей и применяйте их на практике при решении задач.
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество,основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Отличительной чертой информационного общества является стремительное возрастание значения информации для экономического и социального прогресса. В этой связи можно говорить об интеллектуализации экономики, базирующейся на знаниях,когда информация и услуги приобретают сравнительно более высокую рыночную стоимость, чем та, которую имеют товары, обладающие натурально-вещественной формой.
Общественный продукт уже характеризуется не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, маркетинг, рекламу и т.п.
Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.
Научно-технический прогресс, появление новых видов продукции, технологий и даже отраслей производства, способствуют созданию дополнительных рабочих мест и усилению спроса на квалифицированную рабочую силу. В ряде случаев это может сопровождаться высвобождением работников, особенно малоквалифицированных, из отраслей материального производства, что компенсируется ростом занятости в сфере услуг. Нельзя не отметить и экологический эффект научно-технических достижений, связанный с созданием техники и технологий, обеспечивающих более рациональное использование природных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, утилизацию отходов и вторичного сырья.
Если говорить о социальных последствиях научно-технического прогресса, то они обусловлены, например, улучшением потребительских свойств продуктов, качества жилья, условий труда; совершенствованием здравоохранения и образования; возможностями вовлечения в общественную жизнь нетрудоспособных лиц и т.д. Наряду с этим речь идет о более широком воздействии науки и инноваций на мотивацию людей, жизненные ценности, этические, эстетические и правовые нормы, социальное партнерство и общественные отношения, институциональные структуры, а значит, и на эволюцию общества в целом.
В современной теории экономическое развитие описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, и источником такого перехода является возникновение инноваций. Инновациипредставляют собой новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным услугам. Экономическая теория различает пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Обеспечивая внедрившему их предпринимателю, избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком, уровне развития под влиянием конкуренции.....
Выступая источником технологического развития, инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационного цикла, охватывающего процесс создания, распространения и применения научно-технических значений. Центральное место при этом принадлежит научным исследованиям и разработкам,которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Под фундаментальнымипонимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные исследованияпредставляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Разработки— это систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую полезный результат (технологические работы). В состав разработок включаются также создание и испытание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или, наоборот, не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от его цели, содержания (с точки зрения новизны), использования научных методов, получения новых выводов или результатов. Например, если статистические, социологические, медицинские обследования специально организованы в рамках исследовательских проектов, то они также относятся к научным исследованиям.
Непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности.Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:
• производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов;
• технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
• приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.);
• приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своему технологического содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;
• подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
• маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.
Статистика изучает количественные параметры явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления.
Как показывает анализ, в российской науке происходят процессы постепенной адаптации к рыночным условиям. В их числе и трансформация институциональной структуры, развитие частного сектора науки, конверсия научных организаций оборонного комплекса, становление новых организационных форм проведения исследований, их интеграции с производством и образованием; появление альтернативных источников финансирования, в том числе на конкурсной основе; изменение под воздействием спроса структуры подготовки кадров; успешное развитие международного научно-технического сотрудничества. Основной стратегической задачей научно-технической политики становится формирование мобильного, динамично развивающегося научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях обеспечения духовного и физического здоровья нации, конкурентоспособности экономики, обороны государства.
Разработка и реализация научно-технической политики, отвечающей реалиям нынешнего этапа, предполагает глубокое понимание происходящих процессов во всей их полноте и сложности, что в свою очередь невозможно без все более полного использования достоверных и надежных статистических данных о развитии науки и инноваций. Причем речь идет уже не только об удовлетворении информационных нужд органов управления, но и предпринимателей, аналитических исследований, широкой общественности, международного сообщества. Ориентация на потребности общества, и научно-технической политики в частности, предполагает, прежде всего, отражение реального состояния научного и инновационного потенциала. Принципиальное значение приобретает охват всех существенных элементов и факторов, определяющих его развитие. Адекватное выражение в статистике должны получить процессы адаптации сферы науки и инноваций к рыночной экономике, происходящие институциональные изменения, трансформация отношений собственности. Новыми направлениями в статистике становятся анализ состояния научного потенциала на приоритетных направлениях исследований, оценка деятельности научных организаций в условиях рынка. По мере перехода экономики к траектории роста будет усиливаться важность изучения уровня и структуры спроса на инновации, результативности научной и инновационной деятельности, процессов технологического обмена; анализа технологической структуры промышленности.
Статистика должна на практике стать инструментом мониторинга науки и инноваций, обоснования научно-технической политики, оперативно реагируя на ее приоритеты и не просто отражая сложившиеся тенденции, но и позволяя предвидеть их возможные изменения в будущем. Необходимо усилить внимание к проблемам выявления устойчивых закономерностей динамики научного и инновационного потенциала, прогнозирования количественных и структурных сдвигов. В связи с этим следует также расширить межстрановые статистические сопоставления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития, сформировать концепцию динамики процессов развития науки и инноваций применительно к определенной макроэкономической ситуации, оценить действенность тех или иных вариантов научно-технической политики.
Для характеристики развития науки и инноваций широко применяется понятие научного и инновационного потенциала.Научный и инновационный потенциал рассматривается как совокупность ресурсов научной и инновационной деятельности на определенном этапе развития общества. Вместе с тем научно-технические знания носят перспективный характер, служат ресурсом экономического и социального развития страны в будущем. Поэтому неотъемлемым признаком научного и инновационного потенциала является характеристика возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования. Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.
Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциалабазируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. В составе системы показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей. Изучите статистические показатели научного и инновационного потенциала.
Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом:
1. Показатели статистики науки: показатели ресурсов науки; показатели кадров науки; численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками; показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками; показатели подготовки научных кадров.
1.2. Показатели материально-технической базы науки: показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок; показатели движения основных фондов исследований и разработок; показатели использования основных фондов исследований и разработок; показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
1.3. Показатели информационных ресурсов науки.
1.4. Показатели финансирования исследований и разработок: показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки; показатели динамики затрат на исследования и разработки;
2. Показатели результатов научных исследований и разработок.
2.1. Показатели публикационной активности.
2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, образцы новых видов машин и оборудования и т.п.).
2.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).
3. Показатели статистики инноваций.
3.1.Показатели источников информации об инновациях.
3.2. Показатели затрат на инновации: показатели объема и структуры затрат на инновации; показатели динамики затрат на инновации.
3.3. Показатели технологического обмена: показатели приобретения технологий; показатели передачи технологий.
3.4. Показатели результатов инновационной деятельности: показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции; показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.
3.5. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.
3.6. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
3.7. Показатели инновационной активности промышленных предприятий.
4. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономический рост: показатели технологической структуры экономики; показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии); оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость; интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.
Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики научного и инновационного потенциала в их органическом единстве. Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.
Отрасли науки- дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля. Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки (первый уровень) - отрасли науки (второй уровень) - научные специальности (третий уровень). Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки - естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, - которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям.
В качестве секторов наукив статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост.
В отечественном науковедении в течение десятилетий в неизменном виде применялась классификация секторов науки, в основу которой был положен признак ведомственной подчиненности научных организаций, включающая академический, вузовский, отраслевой и заводской секторы. Переход на систему национальных счетов, адаптация международных стандартов в статистике науке и инноваций, необходимость учета тенденций развития российской науки в современных условиях и в перспективе потребовали пересмотра классификации секторов деятельности для использования в статистическом наблюдении за выполнением научных исследований и разработок. Данная классификация базируется главным образом на системе национальных счетов; единственное различие, продиктованное самой спецификой функционирования науки и носящее общепринятый характер, как в России, так и за рубежом, заключается в том, что высшие учебные заведения выделены в качестве отдельного сектора, а домашние хозяйства объединены с частным бесприбыльным сектором.
Указанные специфические классификации и группировки статистики науки и инноваций, как и некоторые другие - типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок, виды инновационной деятельности и др. - используются и практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям (видов экономической деятельности, административно-территориальных образований, форм собственности и т.п.). Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность анализа структуры научного и инновационного потенциала. Обратите внимание на алгоритмы решения задач, связанные с определением расчетных показателей инновационного проекта и проведением его анализа на основании этих показателей.
Литература: [1], [10] - [13], [16], [26].
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «уровень жизни населения» и как он определяется? Назовите основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.
2. Что собой представляет обобщающий показатель уровня жизни населения - индекс развития человеческого потенциала и как он исчисляется?
3. Перечислите основные источники доходов населения. Дайте определение понятий «личные доходы населения» и «совокупные (общие) доходы населения».
4. Как рассчитываются личные располагаемые доходы населения? В чем их отличие от личных доходов населения? Что определяет показатель реальных располагаемых доходов населения и как он исчисляется?
5. Что представляет собой дифференциация доходов населения, и
какими методами она изучается? Что характеризует децильный коэффициент дифференциации доходов?
6. Что характеризует коэффициент фондов?
7. Объясните смысл коэффициента концентрации доходов Джини.
8. Дайте определение понятия «прожиточный минимум». Какова его роль в изучении уровня и границ бедности?
9. Назовите коэффициенты, характеризующие доходы бедного населения.
10. Что включают в себя денежные расходы населения?
11. Из чего состоят расходы на конечное потребление домашних хозяйств?
12. Какими показателями характеризуется средний размер потребления товаров и услуг на душу населения?
13. Какими показателями характеризуется сравнение фактического потребления отдельных товаров, всех потребительских товаров и услуг по сравнению с нормативным уровнем?
14. Назовите индексы динамики общего потребления i-го товара и среднедушевого потребления.
15. Как исчисляется агрегатный индекс объема потребления?
16. Как исчисляется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода и в чем его экономический смысл?
17.Дайте определение научных исследований и разработок и их основных видов.
18. Что понимается под инновационной деятельностью?
19. Каковы задачи статистики науки и инноваций в современных условиях?
20. Назовите основные группы показателей статистики науки и инноваций.
21. По каким признакам осуществляется классификация научных исследований и разработок в статистике?