Вопрос 41. Характеристика отраслевых, портфельных и функциональных стратегий
Отраслевые стратегии. При рассмотрении отрасли необходимо определить такие показатели, как ее вид, стадия жизненного цикла, масштабы, средние издержки, ключевые факторы успеха и т.д.
А)стратегии на стадии зарождения отрасли: разработка и предложение на рынок новых видов товаров, захват наиболее емкой потребительской ниши, защита своей доли рынка, формирование фирменной торговой марки, поиск новых потребителей и т.д.
Б)стратегии на стадии зрелости: обеспечение прочных долгосрочных отношений с поставщиками и потребителями, взаимодоверие, развитие сбытовой сети, поиск новых сегментов рынка освоение новых географических регионов, оживление развития зрелой отрасли, низкие издержки и усиление финансового контроля, расширение рынка для получения более высокой прибыли, стабилизация прибыли, совершенствование деятельности
В)стратегии на этапе спада отрасли: поиск рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса, дезинформация конкурентов, способствование их массовому выходу из отрасли, выход на международные рынки, внедрение технологических и организационных инноваций, сужение номенклатуры производимой продукции, выход из данной отрасли
Портфельная стратегия - выбор, связанный с сочетанием различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой и определение места каждого объекта в ряду других. При этом решается задача получения сбалансированного портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией. К портфельным стратегиям относятся продуктовая стратегия и корпоративная стратегия.
Продуктовая стратегия - решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых предприятием. То есть решения по каждому отдельному продукту - например, поддерживать сбыт, модифицировать или снять с производства, начать разработку нового продукта и т.д.
Корпоративная стратегия - решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию (диверсифицированную компанию). Например, увеличить влияние на управление предприятием путем скупки дополнительных акций; продать предприятие; не вмешиваться в деятельность предприятия и т.д. Таким образом, речь идет о формировании "портфеля предприятий".
Корпоративная стратегия отвечает на вопрос, как диверсифицированная компания намерена утвердить позиции стратегических бизнес-единиц в различных отраслях, и определяет действия и подходы используемые для повышения производительности видов бизнеса, в которые компания осуществила диверсификацию.
Функциональная стратегия разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия. Цель этой стратегии – распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
При разработке функциональной стратегии необходимо:
- определить роль и конкретное содержание функциональной подсистемы;
- заручиться уверенностью в том, что соответствующему менеджеру ясна корпоративная миссия;
- уточнить, как данная функциональная подсистема способствует развитию бизнеса;
- четко провести разграничения между функциональными областями;
- если это возможно, провести одновременную ревизию всех функциональных подразделений;
- направить энергию исполнителей всех функциональных подразделений в единое русло корпоративной миссии, чтобы избежать угрозы "местнического" подхода;
- сбалансировать тенденции, связанные с профессиональней компетентностью,
- профессиональной этикой и предпринимательством таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов.
Операционная стратегия относится еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами при решении ежедневных
оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка).
Функциональные стратегии:
Инновационная стратегия предполагает выработку научно-технической политики предприятия, определяет и координирует решения, связанные с созданием нового продукта и технологии производства. В рамках этой стратегии обобщаются основные этапы создания нового продукта – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке. Инновационная стратегия может быть направлена как на разработку принципиально новых продуктов и услуг, так и на совершенствование продуктов и услуг.
Маркетинговая стратегия определяет наиболее эффективный комплекс маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).
Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются контроль за издержками и повышение эффективности производственных операций. Стратегия управления персоналом (людскими ресурсами) решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации и аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Финансовая стратегия направлена на формирование и эффективное использование ресурсов для реализации поставленных целей.
Вопрос 42. Основные понятия и принципы логистики. Структура и признаки логистической системы
Под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри его и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков — информационного и финансового. Под логистикой подразумеваются также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и по возможности с наиболее низкими издержками.
Принципы логистики
1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий.
2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей.
3. Принцип системности. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны и все связи. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостерегает нас от ошибок...» Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами.
4. Принцип иерархии. Иерархия — это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню.
5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.
6. Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.
Принципы системного анализа применительно к логистике постоянно развиваются, причем в различных направлениях.
Предмет исследования логистики — это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.
Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
Логистическая система — упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики.
Свойства логистической системы:
- целостность и членимость — логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
- сложность (большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа стохастических факторов внутренней и внешней среды);
- подвижность — изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;
- уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;
- адаптивность — способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.
Элемент логистической системы — функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию.
Логистическая функция — укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.
Логистический канал — частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителей.
Логистическая цепь — линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.
Логистическая сеть — множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комплексе, в единой системе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды — технических, технологических, экономических, правовых и организационных.
Анализ логистических систем — это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий. Суть анализа — сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.
Порядок исследования логистической системы:
- логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;
- выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;
- частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
· правильно и четко описать логистическую систему;
· собрать данные о конкретной логистической системе;
· выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем, чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
· сформулировать основные цели создания и развития логистической системы;
· установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
· разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:
- при решении логистических задач:
- когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;
- когда требуется увязка цели логистической системы с множеством средств ее достижения;
- когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;
- когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
- при формировании новых логистических систем;
- при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;
- при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;
- при выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15—20 лет);
- при выработке критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования логистической системы предприятия.
Иными словами, потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей — выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логистических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.
Структуру логистических систем различают по следующим признакам:
- состав;
- назначение (функции);
- качество;
- надежность;
- экономичность;
- размер;
- компоновка;
- степень дублирования;
- эффективность;
- результативность;
- сложность;
- связи;
- организация.
Структуризация логистической системы направлена на выяснение:
- реальных целей функционирования логистической системы;
- путей достижения этих целей;
- взаимосвязей между элементами логистической системы;
- ограничений и последствий того или иного варианта (курса) действий.
Структуризация способствует углубленному пониманию внешних условий, в которых имеет место логистическая проблема.
В зависимости от уровня структуризации выделяют три класса логистических систем:
- хорошо структурированные, или количественно сформулированные;
- неструктурированные, или качественно выраженные;
- слабо структурированные, или смешанные, содержащие качественные и количественные показатели.
Основные методы, используемые при анализе логистических систем:
- метод сценариев;
- метод Дельфи;
- метод дерева целей;
- матричный метод.
Требования, предъявляемые к формированию логистических систем:
- интеграция звеньев цепи поставок в единую систему, обеспечивающую эффективное сквозное управление материальными и информационными потоками;
- интеграция систем контроля над движением и использованием номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, доставляемой потребителю;
- обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы;
- согласованность с действующими процессами и системами управления предприятием;
- функционирование в соответствии с принципом Парето, призванным помочь сотрудникам подразделений предприятия выявить важные задачи и возможности. Иными словами, логистическая система должна включать элементы, помогающие решать действительно важные и приоритетные задачи (т. е. такие, для которых выделяют ресурсы);
- равное внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследования;
- упорядоченность и ясность (что не исключает ценности интуиции), совместимость со стилем управления, принятым на предприятии, направленность на действия.
Вопрос 43. Логистическая стратегия. Фазы контроля логистической системы
Стратегияописывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.
Логистическая стратегия представляет собой:
- правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности;
- обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегическое управление логистикой — деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.
Виды стратегии:
- стратегия дифференциации — стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;
- стратегия лидерства по затратам — стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;
- стратегия фокусирования — концентрация на удовлетворение потребностей потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии — удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
- стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.
Виды диверсификации:
- горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
- вертикальная — предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;
- латеральная — включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.
Планирование логистики:
- упорядоченный, основанный на переработке логистических данных процесс разработки логистического проекта, определяющий параметры для достижения целей в будущем;
- формирование управленческих решений на основе прогнозирования будущих событий в области логистической деятельности предприятия;
- «предвосхищающее решение», т. е. под планируемым решением понимают такое решение, которое вырабатывается по времени раньше наступления данных событий.
Цель концептуального планирования — предотвратить распыление ресурсов предприятия на слишком большое число разрозненных действий (акций).
Виды планирования по срокам:
- стратегическое. Представляет собой деятельность по выработке плана с дальним прицелом. Эта деятельность касается форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. При стратегическом планировании формулируются только глобальные цели и стратегии, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет; » долгосрочное. Конкретизируются планы инвестиций и программы обслуживания потребителей. Долгосрочное планирование охватывает, как правило, отрезок времени до 10 лет;
- среднесрочное. Задачей среднесрочного планирования является создание предпосылок для реализации программ долгосрочного планирования. При этом учитываются финансовый, экономический, технический и технологический аспекты планирования. Его временной промежуток — около пяти лет — определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для инвестиций и особенно для подготовки оборудования и помещений, изготовления специального оборудования;
- бюджетное;
- скользящее краткосрочное.