Порядок ведения мониторинга земель

1. Мониторинг земель ведется Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Роскомземом) и Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации (Минэкологии России) при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств.

Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Роскомземом и Минэкологии России.

2. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых: классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно - технической базы, государственной системы координат и высот.

3. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Роскомзема и в соответствующих государственных комитетах (комитетах) республик в составе Российской Федерации.

4. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются:

дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);

наземные съемки и наблюдения;

фондовые данные.

Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.

Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.

5. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:

базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

периодические (через год и более);

оперативные (фиксирующие текущие изменения).

6. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

7. По результатам оценки состояния земель комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минэкологии России направляют в Роскомзем предложения по мониторингу земель на определенный период.

Роскомзем и Минэкологии России с участием заинтересованных министерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняют ее с учетом поступивших предложений.

8. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах Москве и Санкт - Петербурге соответствующими органами Роскомзема, государственными комитетами (комитетами) по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, органами Минэкологии России и других заинтересованных министерств и ведомств.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга.

Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

9. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Минэкологии России доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направляют оперативные сводки.

10. Роскомзем и Минэкологии России обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство Российской Федерации Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

11. Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.

12. Финансирование федеральной, республиканских, краевых, областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

Наши рекомендации