Ключевые факторы успеха инновационного развития
По результатам анализа опыта ряда стран можно выявить ряд факторов успеха и определить роль государственной политики, благодаря которой стало возможным инновационное развитие.
Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.
В Ирландии, хотя частный сектор является основным генератором инноваций, именно государство формирует основные условия инновационного развития. Успех ее национальной инновационной системы может быть описан тремя основными компонентами: включение Ирландии в мировую финансовую систему, которое привело к значительному росту иностранных инвестиций в экономику страны и приходу транснациональных корпораций; создание инновационных «очагов» развития на основе участия страны в международном движении технологий и различных формах международной информационно-технологической кооперации; повышение качества человеческого капитала за счет иммиграции в страну квалифицированных специалистов (в основном бывших эмигрантов).
В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых технологий играл государственный сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Швейцарии стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла ее международная ориентация: серьезное внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в международных исследовательских программах.
В Норвегии поддержка фундаментальных исследований в институтах и университетах является одним из главных приоритетов норвежской инновационной политики. Бесплатное образование делает возможным поступление в ведущие университеты и колледжи детей из отдаленных регионов и малоимущих слоев населения. В то же время, практика пожизненного образования позволяет увеличивать квалификацию работников на протяжении всей жизни.
Основными факторами успеха в Нидерландах стала выборочная поддержка ведущих инновационных регионов, а также развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему поддержки студентов, систему трансфера технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием. В Испании основную роль в инновационном развитии играет активизация взаимодействия между государственными и частными структурами.
В Израиле источником кадров и технологий, из которого возникла израильская хайтек-индустрия, стала оборонная отрасль. Большое внимание в Израиле исторически уделялось проблеме внедрения новых технологий в производство. Также израильтяне перенимали опыт управления капиталом у международных инвесторов в ходе программы Yozma, которая сыграла решающую роль в становлении института венчурных инвестиций в Израиле. Важную роль сыграла и сфера научной кооперации, которая является одним из центральных звеньев, связывающих Израиль с еврейской диаспорой в различных частях мира.
Быстрое успешное инновационное развитие Южной Кореи стало возможным благодаря активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике. Важную роль «экономическом чуде» Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики.
Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается последовательное создание условий и целенаправленные меры по поддержке предпринимательства.
Существенные успехи Таиланда в повышении конкурентоспособности своей продукции и привлечении иностранного капитала, наблюдаемые в последнее десятилетие, объясняются, в первую очередь, целенаправленными шагами правительства по развитию производственной инфраструктуры и бизнеса.
Главными факторами успеха Бельгии в инновационном развитии стали сбалансированная региональная инновационная политика и продуманная система финансовой поддержки инновационной деятельности.
Успеху Австрии на пути инновационного развития способствовали структурные программы поддержки, которые принимались в целях организации кооперации высокотехнологичных предприятий без жесткой привязки к конкретным технологическим направлениям. Кроме того, в стране хорошо развито сотрудничество между высшими профессиональными училищами и малыми и средними предприятиями в сфере создания и внедрения инновационных разработок. Успешно развивается сеть технопарков, которые создают оптимальные условия для развития предприятий МСБ, в том числе инновационных. На государственном уровне инициируется формирование кластеров, что также является одним из методов поддержки высокотехнологичного экспорта.
К основным факторам успеха Финляндии можно отнести владение государством долями в ключевых фирмах; регулирование процентной ставки; государственная поддержка частного сектора; чередование государственной кооперации и государственной конкуренции с отраслью. Ведущая роль в развитии телекоммуникационной промышленности Финляндии и отрасли в целом принадлежит компании Nokia, существенное влияние на долгосрочный рост которой оказало государственное финансирование в лице агентства Tekes, которое финансировало 8% всех расходов Nokia на НИОКР.
Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке.
Ключевым фактором успеха инновационного развития Швеции являются длительные масштабные вложения в образование, что способствовало развитию науки.
В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США (послевоенное восстановление экономики), а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения.
Японский опыт государственной поддержки инновационного процесса противоречив и не может считаться однозначно успешным. Тем не менее, в качестве предпосылки можно обозначить интенсивное экономическое развитие, ставшее основой для инновационного развития.
Основным фактором успешного развития инновационной сферы в странах, не относящихся к лидерам инновационного развития (Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Индия и др.), является взаимодействие с другими странами и заимствование технологий и основ государственной инновационной политики.
На основании анализа инновационных систем ряда стран можно сделать вывод, что в современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.
Конкретные успешные реализации идеи национальной инновационной системы могут существенно варьироваться в зависимости от историко-экономического контекста, например, в силу исторических причин, американская система является наиболее диверсифицированной и гибкой, а финская, напротив, - более структурированной. При этом обе системы являются эффективными. Тем не менее, возможно сформулировать несколько основных положений, в значительной степени общих для разных стран.
Успешному развитию национальной инновационной системы способствуют следующие факторы:
· последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;
· рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;
· систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;
· выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;
· охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;
· развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;
· разумное привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;
· наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;
· систематическое изучение и внедрение лучшего международного опыта.
На основе анализа стран можно также сделать вывод о том, что низкий уровень развития отдельных институтов не всегда мешает инновационному развитию. Ключевое значение в данном случае имеют выбор стратегии проведения государственной политики и, зачастую, – удачное стечение обстоятельств.
Анализ исторических предпосылок позволил выявить несколько закономерностей, на основе которых может быть структурирован мировой опыт инновационного развития:
Страны, недавно перешедшие на путь инновационного развития (Китай, Ю.Корея, Норвегия), у которых можно заимствовать конкретные меры по осуществлению ускоренного перехода к инновационной экономике;
Страны, историческое развитие которых логически подошло к инновационному. Это, в основном, развитые страны. Их объединяют следующие основные предпосылки успешного инновационного развития:
· бесплатное образование (Германия)
· социальная сплоченность, единообразие (Дания, Швеция)
· высокие расходы на науку (Германия, Дания, Япония, Финляндия).
Также анализ ретроспективы инновационного развития позволяет выделить сравнительные позиции исходного положения стран, которые можно рассматривать как общие для них факторы инновационного развития:
· наличие значимых полезных ископаемых (Германия, Норвегия),
· географическое положение (Сингапур, Нидерланды, Великобритания),
· английский язык (Индия, Сингапур, Нидерланды, Великобритания).
К факторам, препятствующим развитию инновационных систем, в частности, можно отнести следующие:
· низкая доля бизнеса в финансировании НИОКР (Франция, Швеция, Нидерланды, Индия);
· слабое вовлечение малого бизнеса в инновационную деятельность (Франция, Швеция, Нидерланды, Япония);
· «утечка мозгов» (Франция, Германия);
· территориальные диспропорции в развитии (Германия, Индия, Китай, Франция, Норвегия);
· быстрое старение населения (страны Европейского союза);
· высокие расходы на военно-промышленный комплекс (Швеция, Израиль);
· неразвитые рынки венчурного капитала (Дания, Германия);
· проблемы коммерциализации инноваций (Индия, Германия, Бразилия);
· бюрократия (Индия, Бразилия, страны Азии).
Анализ отдельных мер государственной политики различных стран мира, с учетом указанных недостатков инновационных систем, позволяет выделить несколько компонентов государственной инновационной политики, которые, как правило, используются для развития национальной инновационной системы:
· создание специальных организаций и органов, ответственных за определение и реализацию инновационной политики (почти все страны);
· активное взаимодействие с другими странами в части обмена технологиями (почти все страны);
· создание инновационных кластеров (Франция, Германия);
· осуществление основных инноваций в крупных транснациональных корпорациях (Швеция, Франция, Нидерланды, Индия, Япония);
· обеспечение бесплатного образования (Германия, Норвегия);
· использование «инновационных ваучеров» (Нидерланды, Великобритания, Германия);
· значительное прямое бюджетное финансирование НИОКР в различных формах.
Таблица.
Перечень и содержание программ инновационной политики в отдельных странах
Страны | Программы | Содержание программы |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | «Инновационная нация», 2008 г. | Программа направлена на создание наиболее привлекательных в мире условий для инновационного бизнеса и государственных услуг |
Small Business Research Initiative | Программа предоставляет финансирование на критических этапах разработки продукта на конкурсной основе | |
Train to Gain, 2006 г. | Программа помогает работодателям определить, специалисты какого уровня квалификации и из какой области им требуются. К декабрю 2007 года более 72 000 работодателей вступили во взаимодействие с программой, более трети миллиона учащихся начали обучение. | |
Leadership and Management programme | Финансируемая правительством программа по повышению квалификации директоров и менеджеров. | |
ИРЛАНДИЯ | START | Программа направлена на обеспечение доступа к информации и обучению для стартапов |
Skillnets | Программа предполагает повышение уровеня профессионализма менеджмента мелких и средний предприятий | |
Industry-Led Networks Pilot programme | Программа предоставляет поддержку отраслевых сетей, способствующих сотрудничеству в некоторых областях | |
ШВЕЙЦАРИЯ | Программа «инновационных чеков» на период криза | Поддержка инновационных разработок, бюджет которых незначителен, малым и средним предпринимателям, а также отдельным исследователям предлагается по упрощенной схеме обоснований за 10-12 рабочих дней получение чеков стоимостью 7500 швейцарских франков каждый, которыми они быстро оплатить несложные исследования или уже имеющиеся разработки |
НОРВЕГИЯ | Программа OG21 (Oil and Gas in the 21st Century) | Приоритетными направлениями программы являются устойчивое развитие, повышение темпов восполнения запасов благодаря геологоразведочным работам, увеличение коэффициента извлечения нефти, разработка эффективных по издержкам технологий освоения шельфа и другие сферы. Программа направлена на обеспечение взаимодействия представителей университетов, научно-исследовательских институтов, поставщиков, нефтяных компаний и членов правительства. |
НИДЕРЛАНДЫ | Кластерная программа «Пункт первый: нанотехнологии и встроенные системы» | Миссия программы заключается в реализации потенциала страны в направлении создания экосистемы наноэлектроники мирового уровня и создания академической, промышленной и институциональной инфраструктуры, способной превзойти лучшие мировые аналоги. |
ИСПАНИЯ | Государственная стратегия инноваций | 1 этап (2010-2015 гг.) - решение существующих проблем с инновационным развитием в соответствии с научным и экономическим возможностям. 2 этап (2016-2020 гг.) - конвергенция со странами-лидерами в инновациях. |
INNPACTO | Совместное финансирование государством и частным сектором инновационных проектов | |
INNPLANTA INNOCAMPUS | Создание и улучшение инфраструктуры технологических парков и вузов и содействие в трансфере технологий | |
Программа поддержки и стимулирования деятельности в области исследований, разработок и инноваций «Ingenio 2010» | Активизация и объединение усилий государственных органов, частных компаний, университетов и других структур, имеющих отношение к исследовательской работе. | |
ИЗРАИЛЬ | Программа Yozma | Создание собственной венчурной отрасли |
Политика горизонтального технологического развития | Максимизация и институционализация НИОКР компаниями частного сектора | |
КИТАЙ | Программа «863» | Развитие научно-технического потенциала страны как основы для обеспечения стабильного роста экономики в среднесрочной перспективе. В качестве приоритетных определены 8 направлений: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана. |
Программа «Искра» | Развитие сельского хозяйства на основе применения научно-технических достижений | |
Программа «Факел» | Активизация внедрения в производство передовых зарубежных и отечественных разработок | |
Программа «973» | Развитие фундаментальных исследований в системе Академии наук КНР | |
Программа «Создание новых знаний» | Создание сети «международных центров знаний» для развития интеллектуального новаторства | |
Фонд средних и малых предприятий научно-технического профиля | Создание механизмов венчурных инвестиций и коммерциализации научно-технических достижений малых и средних предприятий с высокой технологичностью и конкурентоспособностью | |
Средне- и долгосрочная государственная программа научно-технического развития | Определяет актуальные направления инновационной политики страны до 2020 года | |
ЮЖНАЯ КОРЕЯ | Программа «На границе 21 века» | Развитие базовых технологий, а также ключевых технологий в приоритетных отраслях хозяйства |
KOSBIR - Korea Small Business Innovation Research | Поддержка малого и среднего инновационного бизнеса | |
БРАЗИЛИЯ | Политика развития производительности (PDP) | Определяет целевые объемы финансирования и налоговые льготы по ключевым отраслям (информационные технологии, биотехнологии, энергетика и др.) |
Программа ускоренного развития науки, технологии и инноваций | Национальный план мероприятий в области науки и технологии | |
США | Программа инновационных исследований в малом бизнесе (Small Business Innovation Research Program - SBIR | Финансовая и консультационная поддержка инновационных компаний |
Программа по трансферу технологий в малом бизнесе (Small Business Technology Transfer Program - STTR | ||
Программа по инвестициям в малый бизнес (Small business investment company – SBIC). | ||
ТАИЛАНД | Проект «Промышленно-технологичная клиника» | Поддержка малого и среднего бизнеса в проведении научных исследований |
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН | Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» | Развитие национальной инновационной инфраструктуры |
РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ | Проекты по созданию технопарков | Формирование национальной сети технопарков |
БЕЛЬГИЯ | "Группа высокого уровня 3%" (High Level Group 3% / Haut conseil 3% | Поддержка развития инновационной системы на федеральном уровне |
АВСТРИЯ | Общество поддержки НИОКР FFG | Финансирование инновационных проектов |
Австрийское агентство поддержки экономического развития (AWS) | ||
Программа COMET (Competence Centers for Exсellent Technologies) | Создание центров компетенции в наукоемких областях | |
Программа AplusB (Academia + Business) | Формирование консорциумов из научных и промышленных компаний, поддержка новых высокотехнологичных фирм | |
Программа FHplus | Создание центров компетенции в высшей технической школе | |
Программа JITU (Förderung von Gründung und Aufbau junger innovativer technologieorientierter Unternehmen) | Предоставление финансовой поддержки для учреждения новых технологических компаний | |
Программа COIN (Cooperation and Innovation) | Стимулирование инновационной активности предприятий | |
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ | Стимулирование государством инновационной деятельности |
|
ФИНЛЯНДИЯ | Программа OSKE (The Centre Expertise Program) | Создание системы управления инновационными процессами и развитие региональной специализации |
Фонд "Sitra" | Инвестиции в биотехнологии | |
ФРАНЦИЯ | Государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами | Сокращение диспропорции между количеством национальных и иностранных заявителей путем совершенствования патентной системы, снижения патентных пошлин и оказания помощи своим компаниям при осуществлении патентной процедуры |
Программа РМЕ | Стимулирование частных инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между участниками инновационного процесса и поддержка развития малых и средних предприятий | |
ЯПОНИЯ | Базовые планы развития наук и технологий | Научно-техническое развитие экономики в целом |
ШВЕЦИЯ | Программа "The Innovation Bridge" | Поддержка коммерциализации результатов научных исследований |
ALMI Business Partner | Поддержка создания инновационных компаний | |
ГЕРМАНИЯ | Программы повышения квалификации и консультирования | Оказание учебно-методической поддержки малым инновационным компаниям |
Программы частно-государственного партнерства в научно-исследовательской сфере | Стимулирование вложений частным сектором средств в НИОКР | |
ИНДИЯ | Предоставление налоговых льгот | Расходы на НИОКР частных компаний вычитаются из прибыли при исчислении налога на прибыль |
Создание сети технопарков в ИТ-секторе | Стимулирование производства программного обеспечения на экспорт | |
КАНАДА | Стратегия «Мобилизация науки и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады» | Развитие приоритетных направлений – защита экологии, энергетика и природные ресурсы, медицина и информационные технологии. |
Программа по созданию исследовательских кафедр | Привлечение высококвалифицированных специалистов и предотвращение «утечки мозгов» в США, а также активизация процесса научных разработок |
Перечень литературы к теме №
Основная литература:
1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб: Питер, 2010. – 448 с.
2. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент: учебник для студ. вузов. Рек. УМО / [В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк, Л.Я. Аврашков и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2011. - 461 с.
3. Аверченков В. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов 2-е изд. - М.: Флинта, 2011.
4. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент : учебник. Рек. УМО / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2009 .— 295 с.
5. Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий). Практикум: учебное пособие для студ. вузов. Доп. УМО / [Т.Г. Попадюк, А. И. Базилевич, Е. В. Клавдиева и др.]; под ред. Б.Н. Чернышева, Т.Г. Попадюк - М.: Инфра-М: Вузовский учебник, 2012. - 240 с.
Дополнительная литература:
6. Вишняков А.А., Шихвердиев П.А. Управление инновационным развитием региона: теория и практика. / - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2012. 243 с. (электронный вариант). Информрегистр № 0321203828.
7. Современные механизмы эффективного управления компаниями / [А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред. А.П. Шихвердиева. - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2011. - 304 с. Гос.рег. № 0321103129. Информрегистр от «21» ноября 2011 г. (электрон.)
8. Новиков Ю.С. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Сыктывкар.: ИУМС, 2005. – 169 с.
9. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера: правовые и экономические аспекты. – Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел Сыктывкарского филиала АНО ВПО ЦС РФ «РУК», 2007. – 190 с.
10. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Разработка механизма эффективного государственного управления инновационным развитием в условиях Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – Электронный ресурс: многопредмет.науч.вестник. – гос.рег. № 0420700054 ФГУП НТЦ «Иноформрегистр». – сетевой адрес http // syktsu.ru. – 2011. № 1. (входит в перечень изданий ВАК).
11. Руководство ФРАСКАТИ.
12. Руководство ОСЛО.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV.
14. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
15. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции долгосрочного социального и экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
16. Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.02.2011 г. № 44-р «О Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года».
17. Закон Республики Коми от 15.11.2006 г. № 104-РЗ (ред. от 30.06.2010) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми».
18. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. № 418 (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».
19. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры инновационного развития зарубежных стран.
2. Охарактеризуйте особенности государственной инновационной политики некоторых стран (Великобритания, Ирландия, Швейцария, Дания, Норвегия, Нидерданды, Испания, Израиль, Китай, Южная Корея, Бразилия, США, Таиланд, Индонезия, Бельгия, Австрия, Финляндия, Франция, Япония, Германия, Индия, Канада, Казахстан, Беларусь).
3. Назовите ключевые факторы успеха инновационного развития. Приведите примеры из опыта зарубежных стран.
4. Назовите основные программы инновационного развития за рубежом. Кратко охарактеризуйте их.