Современные направления экономической теории
Современная ЭТ представлена совокупностью течений и школ, которые сформировались в конце 19- первой пол.20 столетия. Существуют три основных направления ЭТ: неоклассическое, кейнсианское и институциональное.
Неоклассическоенаправление объединяет последователей Ф.Смита о необходимости максимальной экономической свободы предпринимателя и предельном ограничении государственного вмешательства в экономическую жизнь. Данное направление сформировалось на базе ряда научных школ: «австрийской», «кембриджской» и «лозанской».
Австрийская школа (маржинализм) Представители: К.Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, создавшие теорию предельной полезности.
Они видели свою первоочередную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. В отличие от классиков (Смита и Рикардо) они считали, что ценность товара определяется не вложенным в него трудом, а полезностью вещи. Причем полезность единицы блага уменьшается по мере увеличения количества потребляемых благ. Полезность последней (дополнительной) единицы блага, приносящей наименьшую пользу, получила название предельной полезности. Именно она определяет ценность блага, величина которой находится в обратной зависимости с количеством благ, которыми располагает человек.
Предельный анализ впоследствии применялся при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства, распределения, общего равновесия и т. д.
Важной чертой методологии маржинализма является тезис об идеологической нейтральности анализа и недопустимости влияния идеологии на науку. Маржиналисты отказались даже от самого термина «политэкономия», в пользу более нейтрального «экономикс».
С идеей «чистой теории» непосредственно связан пересмотр определения предмета исследования. Предметом была провозглашена внеисторическая проблема рационального распределения ограниченных ресурсов.
Кембриджская школа.Представитель А.Маршалл, создавший «теорию частичного равновесия». Он представил ценность как результат взаимодействия спроса и предложения, исследовал функциональные зависимости между ними, факторы их определяющие. Это компромиссный подход: в основу ценности блага положены как издержки производства, так и предельная полезность. Равновесная цена (по Маршаллу) – максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из полезности товара) и минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар (исходя из издержек производства).
Лозанская школа – Основатель Л.Вальрас создал теорию общего равновесия, в рамках которой исследовалось взаимодействие спроса и предложения в масштабах национальной экономики.
Современная политическая экономия известна под названием «Экономикс» и представляет собой синтез классической политической экономии и маржинализма.
К классической традиции относят экономистов XIX и начала XX веков, преимущественно английских. Как таковой единой модели никто из них не сформулировал, однако некоторые пункты модели так или иначе анализировались в работах.
Главное в доктрине классиков – вера в саморегуляцию рынка, в то, что экономическая система тяготеет к равновесному состоянию и всегда способна к нему вернуться в случае какого-либо временного нарушения. Покоится эта уверенность на законе Сэя, гласящем, что в условиях совершенной конкуренции распределение доходов таково, что совокупный спрос на товары всегда достаточен, чтобы раскупить весь произведенный продукт. Иначе: предложение рождает спрос.
Неоклассическое направление господствовало до 30-х гг. XX века и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия 1929-33 гг. показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть все противоречия развития экономики, в связи с чем появляется новое экономическое учение – кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику.
Вся кейнсианская модель построена на предпосылках, которые в корне отличаются от предпосылок классической школы. Не надо забывать, что и возникла она тогда, когда классическая доктрина не смогла вывести западный мир и, прежде всего, США из экономического кризиса 1929-33 гг., называемого Великой депрессией. Предпосылки же у Кейнса были следующие. В отличие от закона Сэя, Кейнс сумел показать, что не все, что производится, покупается. Для экономики капитализма характерны кризисы, спады, депрессии, инфляция, безработица и т.д.
Цены и зарплаты неэластичны в смысле понижения (эффект «храповика»), то есть зарплата не падает при возникновении безработицы. Последняя вследствие этого не рассасывается, поэтому она типична.
Отсюда вытекает необходимость активной макроэкономической политики регулирования совокупного спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных рычагов. Именно государственная машина, используя финансовую систему, бюджет и центральный банк (выпуск и размещение на рынке крупных правительственных займов), должна создавать недостающую покупательную силу и впрыскивать ее в хозяйственный оборот.
В 70-80-х гг. ХХ в. стало понятно, что кейнсианская экономическая модель не может объяснить и поправить с помощью политики положение, при котором инфляция и безработица существовали одновременно в 1970-х и начале 1980-х годов. Она не является универсальной и к тому же обладает рядом недостатков. Так, стимулирующая бюджетная политика часто является громоздкой и неразворотливой.
Именно поэтому, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общества, кейнсианское учение было значительно потеснено экономическими направлениями неоклассического толка.
Третьим крупным направлением экономической теории XX века является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова «institutum» - установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.
Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К. Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
Представителей институционализма объединяет характерный для них методологический принцип: расширительная трактовка предмета экономической теории, так называемый междисциплинарный подход. Общей является и практическая рекомендация: требование «социального контроля» над рыночной экономикой.
Американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) прославился книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате эволюции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а низшие слои населения и дальше будут терпеть лишения. В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения социального статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать быстрее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными.
В институционализме исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному» (то есть информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин – США, Р. Арон – Франция, Я. Тинберген – Нидерланды).
Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма – не только в утверждении возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век провозглашается столетием человека.
В настоящее время макроэкономическая наука находится в состоянии поиска и непрерывных дискуссий. Большинство экономистов готово признать присущую как кейнсианству, так и монетаризму убедительность. Все теории предлагают полезные схемы, позволяющие анализировать экономические процессы, благодаря чему происходит переосмысление некоторых наиболее фундаментальных аспектов экономической теории.
3. Экономическая мысль Беларуси: середина
XIX – начала ХХ веков
Экономическая мысль Белоруссии в середине XIX – начале XX веков развивалась в соответствии с социально-экономическими особенностями и отражала, как и другие формы общественного сознания, классовые интересы различных социальных групп.
В Белоруссии, где буржуазные отношения развивались медленнее, чем в центре России, в рассматриваемый период в силу преобладания в экономике сельского хозяйства и засилья крупного помещичьего землевладения, в экономической мысли не могли в полной мере найти отражение законченные политэкономические учения, выражающие интересы как буржуазии, так и пролетариата. Поэтому основное внимание уделялось аграрному вопросу и наиболее полно освещались взгляды представителей дворянского и мелкобуржуазного направлений.
Центром формирования дворянских взглядов в Белоруссии являлись местные сельскохозяйственные общества, в которых, несмотря на различные мнения, преобладала позиция защиты помещичьего землевладения, отстаивания аграрного развития западных губерний России, развития капитализма в сельском хозяйстве по прусскому образцу.
Мелкобуржуазное направление в экономической мысли Белоруссии представляли К. Калиновский, революционные народники, лидеры Белорусской социалистической громады. Хотя они и выставляли революционные требования уничтожения самодержавия и помещичьего землевладения как главных тормозов развития производительных сил, идеи их, тем не менее, носили утопический характер, что было связано с непониманием объективного хода истории. Представители этого направления обратили внимание на особенности экономического развития Белоруссии и рассматривали ее как самостоятельный регион страны. При решении аграрного вопроса, в связи с преобладанием среди крестьян-белорусов подворной формы владения землей, их симпатии по сравнению с русскими революционными демократами к идее общинного социализма были значительно слабее, а лидеры БСГ в начале XX века уже прямо заявляли об особой частнособственнической психологии белорусских крестьян. Для представителей мелкобуржуазного направления были характерны колебание и непоследовательность при решении назревших экономических проблем, что вытекало из двойственного положения мелкого собственника в условиях капитализма.
Буржуазные идеи нашли отражение в работах преподавателей Горыгорецкого земледельческого института, П. О. Бобровского, А. М. Сементовского, В. К. Стукалича, Ф. Н. Ястремского, М. Добошинского, на страницах журнала «Край» и газеты «Торговый вестник Западного края». В теоретических вопросах эти авторы разделяли взгляды различных течений вульгарной буржуазной политэкономии: исторической школы, гармонии интересов и т. д. Ими проводилась мысль о необходимости развития в западных губерниях промышленности, торговли, банков, совершенствования системы налогообложения, открытия земств, облегчения положения белорусских крестьян. В заслугу им перед экономической мыслью Белоруссии можно поставить попытку системного изучения состояния производительных сил, выяснения путем статистических наблюдений особенностей развития этого края.
В конце XIX в. в освободительном движении Белоруссии происходит размежевание на социал-демократическое и народническое течение. Марксистские идеи нашли отражение во взглядах Б. Бялоблоцкого, И. Гурвича, на страницах газет «Северо-западное слово» и «Северо-Западный край». В идейный разгром народников определенный вклад внес минчанин И. Гурвич. В своих первых экономических работах, написанных с марксистских позиций и получивших высокую оценку со стороны Ф. Энгельса и В. И. Ленина, он показал закономерный процесс эволюции сельского хозяйства пореформенной России по капиталистическому пути, опровергая аргументы идеологов русского народничества об особом развитии страны. Пропагандируя экономическое учение К. Маркса, представители социал-демократического движения Белоруссии способствовали формированию классового самосознания местного пролетариата, созданию союза рабочего класса и крестьянства в борьбе с царизмом и остатками крепостничества.