Предмет уголовной политики.
Понятие уголовной политики.
Уголовное право представляет собой систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право - более консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства.
Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики государства.
Попытки забвения важнейшей роли уголовной политики на нынешнем этапе развития российского общества и проведение только прикладных научных исследований, направленных на решение главным образом конкретных проблем правоохранительной деятельности, приводит к невозможности предвидения отдаленных последствий этих решений и прогнозирования развития как преступности в целом, так и системных обоснованных методов и способов борьбы с нею.
Современная наука характеризуется радикальным изменением самой системы научного познания. Размываются четкие границы между практической и познавательной деятельностью. В системе научного знания проходят интенсивные процессы дифференциации и интеграции знания, развиваются комплексные и междисциплинарные исследования, разрабатываются новые способы и методы познания, методологические установки, появляются новые элементы картины мира, выделяются более сложные типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью, сложностью организации, которые раньше не поддавались теоретическому моделированию.
Преступность продолжает изменяться качественно и количественно. Политические доводы также часто берут верх над здравым смыслом и логикой событий. Это признаки системного кризиса в России конца 90-х гг., и в частности системы борьбы с преступностью, многие из которых имеют место и в начале XXI в.
Предмет уголовной политики.
Предмет уголовной политики включает ряд компонентов. К ним относятся:
1) принципы; 2) объекты; 3) направления; 4) субъекты; 5) формирование и 6) реализация уголовной политики.
Принципы уголовной политики совпадают в целом по содержанию с принципами уголовного права (законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм, патриотизм, интернационализм и неотвратимость ответственности.
К объектам уголовной политики относят, в частности, характер и содержание специальных мер социального предупреждения преступности, структуру и форму организации органов уголовной юстиции, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, подзаконные акты, касающиеся борьбы с преступностью, содержание деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью и т.д.
В юридической литературе направлениями уголовной политики в нашей стране признаются:
– демократизация системы борьбы с преступностью, в том числе уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, практики его применения, деятельности органов юстиции и т. д.;
– гуманизация законодательства и деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью;
– обеспечение социальной справедливости для всех граждан при применении уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм;
– обеспечение гласности в деятельности органов уголовной юстиции;
– предупреждение преступлений;
– ориентация органов уголовной юстиции на обеспечение неотвратимости ответственности виновных, особенно в части борьбы с организованной, профессиональной и корыстной преступностью;
– признание уголовного наказания важным средством борьбы с преступностью при условии его определения в строгом соответствии с законом;
– расширение привлечения к борьбе с преступностью достижений различных отраслей науки, в том числе научно-технического прогресса;
– реорганизация органов уголовной юстиции на основе четкого организационного разграничения оперативно-розыскной, следственной, надзорной, судебной и других функций, обеспечивающего их независимость и исключающего их ведомственное совмещение;
– координация деятельности органов уголовной юстиции на базе строгого соблюдения компетенции каждого из них;
повышение профессионального мастерства кадров органов уголовной юстиции и другие.
Совокупность перечисленных и иных направлений уголовной политики отражается и закрепляется в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства и составляет содержание уголовной политики.
Субъект уголовной политики – высшие органы государственной власти и государственного управления. Лишь эти органы определяют, формулируют, выражают и закрепляют уголовную политику. Другие органы могут быть субъектами лишь реализации, то есть проведения, претворения в жизнь уголовной политики.
Формирование уголовной политики – это процесс, основанный на ряде предпосылок. Такими предпосылками являются:
1) принципы уголовной политики, обусловленные сущностью данных социально-экономической формации и государства;
2) познание объективных закономерностей развития общества;
3) допустимые в данных социально-экономической формации и государстве методы борьбы с преступностью;
4) наличные силы, применяемые в борьбе с преступностью;
5) имеющиеся средства, используемые в борьбе с преступностью.
Принципы уголовной политики разработаны и сформулированы гуманистами-просветителями разных эпох и народов, систематизированы в теории отечественного уголовного права, а основные из них закреплены в нормах уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Познание объективных закономерностей развития общества позволяет выработать оптимальную политику, соответствующую поступательному развитию общества, стимулирующую это развитие, обеспечивающую своевременное совершенствование законодательства посредством приведения его в соответствие с уровнем развития общественных отношений, позволяет определить перспективу направлений борьбы с преступностью на исторически обозримый период времени.
Содержание и основные черты уголовной политики.
Содержание уголовной политики включает в себя:
1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в уголовном кодексе) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, экономии уголовной репрессии);
2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;
3) разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания;
4) реализацию индивидуализации уголовной ответственности.