Установление потребностей как основа реализации маркетинга
2.1. Используя приведенный список терминов, определите, какой из них соответствует одному из указанных ниже предложений. Каждый из терминов используйте лишь один раз.
А.Маркетинговое исследование | С. Фокус-группа |
Б. Текущее исследование | Т. Репрезентативность |
В. Целевое исследование | У. Массовый маркетинг |
Г. Кабинетное исследование | Ф.Товарно-дифференцированный маркетинг |
Д. Полевое исследование | Х. Целевой маркетинг |
Е. Панельные опросы | Ц. Сегментирование рынка |
Ж. Выборочные опросы | Ч. Целевой рынок |
З. Спорадические опросы | Ш. Недифференцированный маркетинг |
И. Первичная информация | Щ. Концентрированный маркетинг |
К. Вторичная информация | Э. Рыночная ниша |
Л. Опрос | Ю. Рыночное окно |
М. Наблюдение | Я. Позиционирование товара на рынке |
Н. Эксперимент | АА. Шкала Лайкерта |
О. Имитация | ББ. Множественная сегментация |
П. Анкетирование | |
Р. Интервьюирование |
1.Определяя текущую ситуацию и разрабатывая рекомендации по обеспечению эффективного решения возникающих во время оперативной работы проблем, исследователь проводит ....
2. Предлагая рынку две или несколько разновидностей одного и того же товара разного качества в неодинаковом оформлении, разной упаковки и расфасовки, предприниматель реализует ....
3.Предприниматель, предлагающий свой товар лишь для определенной группы потребителей, использует ....
4. Выделяя отдельные группы потребителей, для каждой из которых могут быть предложены соответствующие товары или комплексы маркетинга, проводится ....
5.Предприятие, предлагая целевому рынку определенный товар и соответствующий ему комплекс маркетинга, реализует ....
6. Выбирая один сегмент целевого рынка или часть его ипредлагая конкретный товар и соответствующим и ему комплекс маркетинга, предприниматель реализует ....
7.Определить положение данного товара на рынке с точки зрения его конкурентоспособности - означает провести .... .
8. Выводя на рынок некоторый товар, продавец считает, что его товар вполне приемлем для всех потребителей и поэтому он осуществляет массовое производство товара, его распределение и продвижение, реализуя тем самым ....
9. Целенаправленное изучение проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения является ....
10. Маркетинговое исследование, предполагающее использование лишь вторичной информации, имеющей непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, обусловливает ....
11. Маркетинговое исследование, в процессе выполнения которого необходимо использовать первичную информацию, предполагает ....
12. Данные, ранее собранные и хранящиеся в банке данных предприятия, а также имеющиеся в различных информационных источниках и относящиеся к исследуемой проблеме, являются ……
13. Собранные в процессе маркетингового исследования непосредственно самим исследователем необходимые ему и относящиеся к рассматриваемой проблеме сведения считаются ....
14. Неформальное объединение существующих и потенциальных потребителей данного товара, созданное для обсуждения под руководством некоторого специалиста товара, его возможностей удовлетворять конкретные потребности и быть конкурентоспособным, является ....
15.В процессе маркетингового исследования исследователь выявляет мнение определенного круга людей, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, путем ....
16.В процессе опроса исследователь ставит одни и те же заранее подготовленные им вопросы и задает их в фиксированной форме, используя ....
17. Опросы отдельных групп потребителей, осуществляемые в случае необходимости решения возникшей проблемы, считаются ....
18.Многократные опросы одной и той же группы лиц являются ....
19.Исследователь, опрашивающий в процессе маркетингового исследования лишь часть данной совокупности интересующих его лиц, проводит ....
20.Осуществляя маркетинговое исследование, исследователь для получения необходимой ему информации для анализа поведения отдельных людей и изучения протекающих процессов проводит ....
21.Для получения информации об исследуемом объекте на основе анализа зависимости нескольких факторов используется ...
22.Изучение реальных процессов и явлений на основе построения и анализа моделей, описывающих конкретные ситуации, проводится при использовании ....
23.Всесторонний анализ рыночной проблемы, имеющей первостепенное значение для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности, осуществляется при проведении ....
24.Используя различные переменные сегментирования и последовательно выделяя отдельные сегменты потребителей, запросам которых более полно соответствует данный товар, исследователь проводит ....
25.Совокупность сегментов, на которых фирма осуществляет свою предпринимательскую деятельность, образует ....
26.Совокупность потребителей сегментов, на которых фирма может обеспечить себе стабильное положение на рынке несмотря на наличие конкурентов, образует ....
27.Вопрос с фиксированными альтернативными вариантами ответа на него, используя которые респондент указывает свое согласие или несогласие с приведенным утверждением, предусмотрен ....
28.Совокупность потребителей, которые не могут полностью удовлетворить свои нужды и потребности за счет предлагаемых на рынке товаров, образует ....
29.Опрос, в процессе проведения которого исследователь
в каждом конкретном случае использует одни и те же подготовленные им вопросы и по-разному их формулирует, что приводит к свободной беседе, принято называть ....
30. Выборка респондентов, позволяющая на основе их опроса сделать с достаточной вероятностью обоснованные заключения, является ....
2.2. Определите, является ложным или верным каждое из приведенных ниже высказываний, ответив «да» в случае своего согласия с данным утверждением и «нет», если высказывание ошибочно.
1. Результаты маркетинговых исследований не используются при создании информационной базы маркетинга.
2. Исследование эффективности ценовой политики не
является маркетинговым исследованием.
3. Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться использованием лишь вторичной информации.
4. Полевое исследование проблемы должно предшествовать кабинетному.
5. При кабинетном исследование проблемы широко используется опрос лиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме.
6.Использование для сбора информации наблюдения позволяет обеспечить более высокую объективность проводимого исследования, чем это достигается при опросе
7.При опросе исследователю следует дать понять респонденту, какие результаты он хочет получить.
8.Исследователь может предоставить респонденту возможность остаться анонимным, если этого он желает.
9. Высылая анкету по почте, целесообразно отправить
конверт с маркой и обратным адресом.
10.Использование при маркетинговом исследовании вторичной информации позволяет сэкономить время и сократить затраты на его проведение.
11.Вторичная информация может быть устаревшей, поскольку многие данные получены в течение продолжительного промежутка времени.
12.При проведении эксперимента наиболее приемлемой
зависимой переменной обычно является объем продаж.
13.При определении целевых сегментов не учитываются
отношения покупателей к товарам конкурентов.
14.Проводя интервью, исследователь может как задать больше вопросов, так и дополнить полученные в результате беседы сведения своими личными наблюдениями.
15.Использование имитации не позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых процессии и явлений.
16.Спрос определяет лишь часть потребности, которая экономически обоснована покупательной способностью населения.
17.Предлагая рынку две модели мужской обуви, предприятие реализует товарно-дифференцнронанный маркетинг.
18.Используя концентрированный маркетинг, предприятие выходит со своим товаром на несколько целевых сегментов рынка.
19.При множественном сегментировании конкретного рынка нельзя использовать разные признаки сегментирования.
20.Проводя позиционирование товара, исследователь сначала устанавливает позиции аналогичных товаров-конкурентов, выявляя положение "предприятий, изготовляющих данные товары.
21.Исследователь сначала разрабатывает комплекс маркетинга, а затем проводит сегментирование рынка.
2.3. В каждом из тестов выберите один наиболее верный ответ.
1. Система маркетинговой информации предприятия включает:
а) сведения внутренней отчетности;
б) внешнюю маркетинговую информацию;
в) результаты маркетинговых исследований;
г) все указанное выше.
2. Маркетинговое исследование - это:
а) определение рыночной проблемы;
б) исследование рынка;
в) целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения;
г) исследование маркетинга.
3. Для полного и обоснованного описания рынка услуг
предприятие быстрее всего воспользуется:
а) кабинетным исследованием;
б) полевым исследованием;
в) кабинетным и полевым исследованиями.
4. В целях создания эффективной структуры управления
маркетингом была разработана и с подобранными эксперта
ми проведена соответствующая деловая игра. В данном случае для сбора необходимой информации предприятие использовало:
а) опрос;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) имитацию.
5. В рамках нового исследования было принято решение провести анкетирование потребителей товаров предприятия. Принимая такое решение, руководство считало, что самым сложным этапом предстоящего исследования будет:
а) определение рыночной проблемы;
б) разработка плана исследования;
в) определение численности и состава лиц, подлежащих опросу;
г) анализ собранной информации и ее интерпретация.
6. Предприятие решило через определенные интервалы времени проводить опросы одних и тех же потребителей ее товаров. Такие опросы являются:
а) сплошными;
б) спорадическими;
в) выборочными;
г) панельными.
7. Фирма «МакДональдс» скорее всего реализует:
а) массовый маркетинг;
б) товарно-дифференцированный маркетинг;
в) целевой маркетинг.
8. Провести сегментирование рынка - это значит:
а) выделить отдельные группы потребителей в соответствии с сформировавшимся спросом;
б) изучить поведение потребителей, заинтересованных в
определенных товарах и услугах;
в) разделить рынок на отдельные группы потребителей; , г) выделить отдельные группы покупателем, для каждой из которых может быть предложен соответствующий товар или комплекс маркетинга.
9. Туристическая фирма для сегмента рынка скорее всего сначала воспользуется:
а) национально-культурными признаками;
б) демографическими признаками;
в) личностными признаками
г) географическими признаками.
10. Фирма, изготовляющая хлебобулочные изделие для
сегментирования рынка прежде всего воспользуется:
а) национально-культурными признаками;
б) социально-экономическими признаками;
в) поведенческими признаками;
г) демографическими признаками.
11. Высшее учебное заведение, сегментируя рынок образовательных услуг, предпочтение отдаст:
а) личностным признакам;
б) демографическим признакам;
в) социально-экономическим признакам;
г) национально-культурным признакам.
12. Малое швейное предприятие скорее всего будет использовать:
а) дифференцированный маркетинг;
б) недифференцированный маркетинг;
в) концентрированный маркетинг.
13. Провести позиционирование товара на рынке – это означает:
а) определить место данного товара на соответствующем сегменте с точки зрения его конкурентоспособности;
б) установить возможный объем продаж товара;
в) выявить отношение потенциальных покупателей к данному товару;
г) установить группу потребителей, для которых может быть предназначен данный товар.
14. Швейная фирма провела сегментирование рынка
мужских костюмов по возрастному признаку. Ома установила, что емкость сегмента рынка костюмов для мужчин в возрасте 50 лет и старше достаточно велика, однако никто костюмы для таких потребителей не шьет. Благодаря полученной информации фирма быстрее всего будет рассматривать данный сегмент, как:
а) рыночную нишу;
б) сегмент, не привлекательный для фирмы;
в) рыночное окно;
г) сегмент, требующий дальнейших исследований.
15. Обувная фабрика провела сегментирование рынка, определила целевой рынок, провела позиционирование и изучила поведение потребителей на выбранном рынке. После этого она:
а) будет выводить товары на рынок;
б) разработает комплекс маркетинга;
в) проведет рекламу своих товаров;
г) будет искать стратегических партнеров.
2.4. Ответьте на поставленные вопросы и найдите решение приведенных задач.
1. Маркетологи нередко рассказывают притчу о том, как два друга решив отдохнуть после рабочего дня, заглянули в первое попавшееся им кафе. После довольно продолжительной непринужденной беседы в сочетании с приятным потреблением пива друзья в хорошем настроении направились в разных направлениях домой. Один из них, предвкушая радостную встречу с семьей, вспомнил, что жена просила его по пути с работы купить хлеб. Не долго думая, он возвратился обратно, чтобы сделать обещанную покупку. Проходя мимо недавно посещенного кафе, он был несколько удивлен, увидев около столба, на котором горела лампочка, своего друга. Явно было, что он что-то искал. Подойдя к нему, приятель спросил: «Что ты здесь ищешь?». В ответ он услышал: «Знаешь, после выпитого пива пришлось срочно посетить темный уголок, после чего я обнаружил, что у меня нет кошелька, который, по-видимому, и остался в темном уголке». - «Так почему ты тогда здесь ищешь кошелек?» -спросил приятель. - «А где же я еще могу его искать. Ведь там темно и искать бесполезно». Так и реализуя маркетинг, не все и не всегда верно ищут необходимую им информацию. Объясните, почему так происходит? Какая информация прежде всего необходима маркетологам, где и как ее можно получить?
2. Один из кандидатов в депутаты в Государственную Думу первым делом попросил его помощников подготовить сведения о составе населения в баллотируемом округе, указав процентный состав отдельных групп населения, место жительства, доходы, состав семьи, уровень образования, сферу занятости, имущественное положение. Зачем нужна кандидату в депутаты такая информация? Каковы должны быть его последующие действия, чтобы на должном уровне реализовать маркетинг в своей предвыборной компании?
3. Мебельная фабрика «Коминтерн» разработала новый комплект мягкой мебели. Руководство фабрики хотело знать, насколько новая мебель более полно удовлетворяет потребности в данном товаре и каков целевой рынок этой мебели, а также его емкость. Чтобы ответить на эти вопросы, было решено провести маркетинговое исследование рынка мягкой мебели. Предположим, что вас попросили составить план маркетингового исследования, указав возможные его этапы, методы сбора информации, возможных исполнителей отдельных этапов. Сделайте, пожалуйста, это.
4.В небольшом районном центре с населением чуть более 12 000 человек (всего в районе проживает около 28 000), только что окончивший вуз менеджер Евгений Трушин решил открыть свой книжный магазин. Чтобы выяснить, насколько создание данного магазина обеспечит ему эффективную предпринимательскую деятельность, Е. Трушин решил провести маркетинговое исследование возможных покупателей книг. Для этого он взял телефонную книгу пользователей районной телефонной станции и составил список респондентов, последовательно включая в него каждого восьмидесятого абонента, получив, таким образом, выборку. После этого он позвонил каждому из выбранных абонентов, по возможности задав примерно одни и те же вопросы, обусловленные созданием и работой книжного магазина. Какой метод построения выборки использовал Евгений Трушин? Насколько обоснованным является проведенное исследование? Как бы вы поступили, создавая в аналогичной ситуации свой магазин?
5.Обувная фабрика «Садко» реализует свою обувь на трех сегментах целевого рынка. Для этого рынка расходы на маркетинг составляют 260 тыс. руб. и дифференцированы для каждого из сегментов с учетом его значимости для фабрики.
На первом сегменте доля фабрики составляет 14 % и предполагается, что в следующем году возрастет до 19 %. При этом емкость сегмента равна 2,8 млн пар обуви и в ближайшие два года не изменится. Прибыль от продажи одной пары обуви составляет 8% и вырастет на 2 %. Емкость сегмента рынка равна 1,8 млн пар обуви и в ближайшие годы не изменится. Прибыль от продажи одной пары обуви составляет 120 р.
В третьем сегменте рынка также не предполагается изменение его емкости, которая равна 2,2 млн пар. Однако объемы продаж на этом сегменте фабрика намерена сократить на ПО тыс. пар, занимая в настоящее время 10 % емкости сегмента. Прибыль от продажи одной пары обуви на данном сегменте равна 30 р.
Требуется определить:
• Какой вид маркетинга реализует фабрика на целевом рынке?
• Какой сегмент рынка является наиболее предпочтительным?
• Какие объемы продаж планируются в следующем году на каждом из сегментов рынка?
• Какую прибыль получит фабрика на каждом из сегментов и какова будет общая прибыль на целевом рынке?
6. Закрытое акционерное общество «Милавица» является одним из крупных швейных предприятий. Основными товарами, изготовляемыми предприятием, являются разнообразные корсетные изделия, купальные костюмы, предпостельное и постельное белье из хлопчатобумажных, трикотажных и эластичных полотен. Всего ежегодно изготовляется более 300 моделей (ассортиментных позиций) различных изделий, создаваемых художниками и конструкторами предприятия.
Товары предприятия продаются во многих странах мира, в частности в США, Франции, Чехии, Израиле, Греции, Польше и других странах. Примерно 30 % всех продаж приходится на Россию. Рынок России имеет большую емкость, и к тому же «Милавица» имеет ряд преимуществ в конкурентной борьбе на этом рынке, которые состоят в следующем:
• цены на продукцию предприятия на 10-15 % ниже цен основных конкурентов;
• торговая марка предприятия широко известна и имеет своих приверженцев;
• предприятие имеет разветвленную сеть каналов распределения (торговые дома, фирменные магазины) в различных регионах России.
Предприятие хочет и дальше работать на российском рынке. При этом его руководство считает, что можно значительно повысить эффективность коммерческой деятельности, если обеспечить более высокий уровень использования целевого маркетинга. В связи с этим руководство предприятия хочет получить обоснованные ответы на следующие вопросы:
• Как можно провести и какие следует использовать показатели сегментирования рынка каждого из продаваемых изделий?
• Какие критерии следует использовать при выборе целевых сегментов?
• Как можно провести позиционирование отдельных изделий на целевых сегментах?
Дайте ответы на поставленные вопросы.
7. Разработчики и производители мобильного телефона предполагали, что им будут пользоваться в основном бизнесмены и состоятельные люди. На самом же деле использование мобильного телефона получило широкое распространение среди самых широких слоев населения, и прежде всего среди молодежи. Объясните, в чем была допущена ошибка при сегментировании рынка мобильных телефонов и его позиционировании?
8. Вы, наверное, хотя бы раз смотрели хорошо известную программу Российского телевидения (РТР) «Моя Семья». В контексте данной программы было решено разработать упаковку для молочных продуктов с аналогичным товарным знаком (торговой маркой). Для этого были разработаны три графических варианта семей, которые можно было бы поместить на упаковку, и сформулирована фокус-группа для их оценки. Нужно было выяснить, как покупатели будут воспринимать изображение семьи на упаковке и какой вообще видится идеальная семья. В состав фокус-группы вошли замужние женщины в возрасте примерно 40 лет, имеющие детей разного пола, смотрящие передачу РТР «Моя Семья» и являющиеся потенциальными покупателями молока. В результате обобщения различных взглядов участников фокус-группы было установлено, что в идеальной семье послушные дети, не изменяющий жене муж, имеющий хорошее образование и выше среднего заработную плату. А жена - это молодая привлекательная женщина (но не сексуальная), посвящающая себя семье. Как вы думаете, почему такие результаты получены? Являются они достаточными для принятия решения об оформлении упаковки или нет? Какой все-таки должна быть упаковка?
9. Проводимые сотрудниками парфюмерных секций магазинов и бутиков наблюдения за покупателями мужского парфюма установили, что наиболее часто его покупают женщины. Мужчины очень редко сами выбирают для себя парфюм. Как можно объяснить такой факт и как его можно использовать при реализации маркетинга производителями и продавцами парфюма?
10. Вы, наверное, смотрели по телевидению видеоролик, рекламирующий моющую жидкость Fairy. Основная идея этого ролика показать, что использование Fairy позволяет чисто вымыть посуду в гораздо большем количестве, чем это можно сделать с использованием в одинаковых количествах других подобных моющих средств, не указывая конкретно, каких именно. Данные преимущества демонстрируются путем сравнения длинного ряда вымытой посуды (наверно, превышающего длину китайской стены) с использованием Fairy и существенно меньшего ряда посуды, вымытой с использованием других моющих средств. Почему, на ваш взгляд, так поступает рекламодатель? Какую маркетинговую задачу и почему он таким образом решает? Вспомните другие подобные ролики, решающие аналогичную задачу.
2.5. Сквозное задание. Вам теперь необходимо ответить на вопросы, относящиеся к вашему предприятию и касающиеся непосредственно создания информационной базы и проведения маркетинговых исследований.
1.Какие основные источники информации используются при создании информационной базы маркетинга вашего предприятия?
2.Какие маркетинговые исследования следует проводить?
3.Каким образом целесообразно проводить маркетинговые исследования?
4.Каким образом следует получать необходимую информацию?
5. Каким образом необходимо обрабатывать собранную информацию?
6. Какой оптимальный механизм принятия и реализации маркетинговых решений?
7.Реализуя целевой маркетинг, какие признаки сегментирования рынка следует использовать?
8.Какие критерии необходимо использовать при отборе целевых сегментов?
9. Какой вариант охвата целевого рынка предприятию следует использовать: дифференцированный, недифференцированный или концентрированный маркетинг?
9.Каким образом следует проводить позиционирование предприятия и его товара на целевом рынке?