Задача № 4. Определение индекса покупательской способности территории
Расчет индекса покупательной способности (Вi) делают по формуле (2.2), где уi – располагаемый доход жителей региона I, идущий на потребление, ri – объём продаж в сфере розничной торговли в регионе I, рi – процентная доля населения региона I в численности населения страны.
Bi = 0,5 · yi + 0,3 · ri + 0,2 · pi (2.2)
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Рассчитаем индекс покупательной способности для данного примера:
B = 0,5 · 6 + 0,3 · 3 + 0,2 · 7 = 5,3. Это означает, что 5,3 % от общей покупательной способности населения всей страны сосредоточено в регионе i.
Вариант 1
Рассчитайте индекс покупательной способности для оценки процента продаж в регионе, если процентная доля населения региона составляет в численности населения страны 12 %; доля дохода населения, идущая на потребление, – 24 %; процент розничных продаж, приходящихся на данный регион, составляет 14 % от совокупного объема розничных продаж.
Вариант 2
Население региона – 7 % от численности населения страны, на данный регион приходится 3 % от совокупного объема розничных продаж, при этом, доля дохода населения, идущая на потребление, – 36 %. Рассчитать индекс покупательной способности региона.
Вариант 3
Население региона составляет 13 % от общей численности населения страны, индекс покупательной способности – 25,2. Доля дохода населения, идущая на потребление – 35 %. Определить долю розничных продаж, приходящихся на данный регион, от совокупного объема розничных продаж в стране.
Вариант 4
В таблице представлены показатели потребления населения тамбовской области. Рассчитайте общий годовой оборот розничной торговли территории и долю каждого города в нём. Определите, какой город имеет наибольший индекс покупательской способности, а какой – наименьший.
Таблица 17 – Исходные данные
Анализируемая территория | Объём располагаемого дохода, идущий на потребление, % | Годовой объём продаж розничной торговли, тыс.руб. | Доля населения в обл., % |
Тамбов | 72,2 | 1 785 132,2 | 25,4 |
Кирсанов | 73,2 | 108 252,8 | 1,6 |
Котовск | 77,0 | 196 208,2 | 2,9 |
Мичуринск | 75,0 | 554 795,6 | 8,2 |
Моршанск | 72,3 | 257 100,4 | 3,8 |
Рассказово | 75,0 | 269 432,0 | 4,0 |
Уварово | 76,5 | 169 145,0 | 2,5 |
Вариант 5
Рассмотрите статистические показатели потребления некоторых регионов Центрального федерального округа России. Рассчитайте долю населения каждого региона от общей численности населения ЦФО и долю в общем обороте розничной торговли. По полученным данным определите индексы покупательской способности территорий.
Таблица 18 – Исходные данные
Анализируемая территория | Объём располагаемого дохода, идущий на потребление, % | Годовой объём продаж розничной торговли, тыс.руб. | Доля населения в обл., % |
Центральный федеральный округ, всего | 73,0 | 2 081 496 228 | |
1. Брянская область | 78,5 | 75 343 655 | |
2. Владимирская обл. | 79,8 | 83 185 575 | |
3. Воронежская область | 71,4 | 122 747 870 | |
4. Рязанская область | 74,3 | 63 273 627 | |
5. Смоленская область | 72,2 | 52 077 525 | |
6. Тульская область | 74,6 | 85 742 845 | |
7. Ярославская область | 76,5 | 79 87 820 | |
8. Московская область | 70,0 | 383 875 840 | |
9. г. Москва | 60,0 | 596 756 400 |
Рыночная доля организации
Задача № 5. Сегментирование рынка легковых автомобилей «Классика»
Используя данные маркетинговых исследований, проведенных департаментом маркетинга и торговли ОАО «Авто ВАЗ» на рынке легковых автомобилей «Классика» провести:
1.Сегментирование рынка по двум критериям-признакам - возрасту и годовому доходу покупателей.
2.Решение представить графически.
3.Определить границы целевого рынка; и его долю в общем, объеме продаж.
4.Выбрать сегменты, на которые предприятию следует направить максимальные усилия и ресурсы.
Таблица 19 - Исходные данные для сегментирования рынка (объем продаж, млн. шт.)
Годовой доход семьи, тыс.руб. | Возраст покупателей, лет и объем продаж тыс. штук | |||||
20 – 25 | 26 – 30 | 31 – 40 | 41 –50 | 51 – 60 | Свыше 60 | |
до – 5 | ||||||
6 – 10 | ||||||
11 – 15 | ||||||
16 – 20 | ||||||
21 – 25 | ||||||
свыше 25 |
Решение:
1. На рисунке 3. представлено сегментирование рынка по двум критериям - признакам (годовому доходу семьи и возрасту покупателей). Каждая точка представляет продажу тысячи автомобилей, цифра - объем продаж в тыс. штук.
2. Целевой рынок - включает в себя сегменты с наибольшим объемом продаж. За критерий минимального объема продаж взято 10 тыс. автомобилей. Границы целевого рынка включает 15 сегментов с годовым объемом продаж 261 тыс. штук, что составляет 74,8% общего объема продаж (261 · 100 / 349).
3. Границы целевого рынка выделены на рисунке жирной линией.
4. Максимальные усилия и ресурсы предприятию следует направить на удовлетворение вкусов покупателей возрастных групп от 26 до 50 лет с годовым доходом семьи от 11 до 20 тыс. рублей.