Регулирование бизнеса правом социального обеспечения
К предмету права социального обеспечения относятся те отношения, которые соответствуют следующим признакам:
а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим - государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов;
б) отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;
в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.
Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения.
Предмет права социального обеспечения образуют имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг, различных мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе, а также процедурные отношения по их назначению.
Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические рамки о равенстве или подчиненности сторон, хотя одной из них выступает государственный орган (или учреждение). Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга. Имущественные права и свобода выбора поведения принадлежит только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения).
Право социального обеспечения не предусматривает автоматического назначения денежных выплат или оказания услуг. Физическому лицу предоставляется возможность оценить свое положение и потребность в социальной защите со стороны государства, выбрать наиболее выгодный для себя вид социального обеспечения (например, при наличии права на трудовую пенсию по старости и по инвалидности). Без волеизъявления физического лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.
Свобода выбора физического лица отражена и в нормах о сроках обращения за конкретным видом социального обеспечения. Так, воспользоваться правом на пожизненные и долгосрочные выплаты (пенсии по старости, по случаю потери кормильца) физическое лицо может в любое время, когда сочтет нужным, а правом на единовременные и периодические выплаты (пособие по беременности и родам, пособие на погребение и др.) - в установленные законом сроки.
Для обращения за услугами никаких временных рамок не существует.
В результате пенсионной реформы 2001г. в праве социального обеспечения появились штрафные санкции. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, наказываются штрафом в размере 5000 руб.
Санкции, содержащиеся в федеральном законодательстве о социальном обеспечении, не следует путать с привлечением правонарушителей к уголовной или финансовой ответственности. В частности, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по рассмотрению дел, возникающих в связи с незаконной выплатой государственных пенсий" (в редакции от 21 декабря 1993г.) незаконное получение государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) является хищением, за которое установлено уголовная ответственность. Кроме того, незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия подлежит взысканию с него в доход государства.
Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, которые привели к излишним выплатам по социальному обеспечению, могут квалифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств дела и образовывать составы различных уголовных преступлений. В этих случаях применяются уголовные санкции, которые не относятся к праву социального обеспечения.
Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды также выходят за рамки права социального обеспечения, поскольку связаны с формированием, а не с распределением указанных фондов.
Обжаловать решение государственного органа или должностного лица можно как в административном, так и в судебном порядке.
Еще одна особенность метода права социального обеспечения: сочетание централизованного и регионального правового регулирования с муниципальным (так как эта сфера деятельности государства находится в совместном ведении РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления).
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.
К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.
Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: трудового и страхового стажа, пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.
Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить:
1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию пенсий, процедуру назначения и выплаты пенсий. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение пенсий по старости на основании специальных норм;
2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда;
3) нормы, регламентирующие условия обеспечения социальными пенсиями лиц, не имеющих права на трудовую пенсию.
Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).
Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.
Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор не принято. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. являются кодифицированным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания медицинской помощи.
В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. "Об основах социального обслуживания в РФ" закреплены принципы предоставления социальных услуг.
К отраслевым принципам права социального обеспечения относятся:
• всеобщность права на социальное обеспечение;
• дифференциация правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
• гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
• ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни.
В ст. 4 Федерального Закона от 16.07.1999г. "Об основах обязательного социального страхования" закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения относится лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция России:
- устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг,
- не ограничивает указанную возможность по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи.
Законодательство освобождает некоторые категории занятых граждан от обязательной уплаты взносов на отдельные виды социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, а, следовательно, не приобретают и права на получение соответствующих пособий. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия.
Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами).
В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.
С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).
Льготы классифицируются по:
• субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
• содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.);
• источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.
В 2004г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.
В мировой практике встречается несколько способов исчисления пенсий по старости. В частности, пенсия по старости может рассчитываться в процентном отношении от прежнего среднего заработка пенсионера за весь период трудовой деятельности, либо за любые 5-10 лет стажа с наиболее высоким заработком по выбору пенсионера или непосредственно перед уходом на пенсию.
Такой способ исчисления пенсий по старости применяется в Бельгии, Италии, Португалии, Франции. При этом заработок, как правило, ограничивается максимальной суммой. Но обязательной нормой является использование одних и тех же пределов заработка для исчисления пенсий и уплаты пенсионных взносов.
В некоторых странах (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды) пенсия по старости складывается из двух частей - базовой и дополнительной (корпоративной или профессиональной). Размер базовой части устанавливается в фиксированной сумме, а дополнительной - в процентах от прежнего заработка.
Соотношение между прежним заработком пенсионера и средней заработной платой в стране используется при исчислении пенсий в Германии.
Пенсии по инвалидности определяются в процентах от прежнего заработка инвалида с учетом степени утраты трудоспособности и наличия иждивенцев. Пенсии по случаю потери кормильца в большинстве стран пропорциональны размеру пенсии по старости, право на которую приобрел бы кормилец по достижении пенсионного возраста. Их размеры повышаются при наличии нетрудоспособных иждивенцев.
Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам рассчитываются в процентном отношении от прежнего заработка.
Размеры социальных пенсий и пособий устанавливаются на уровне прожиточного минимума, величина которого зависит от многих факторов. Но в любом случае она позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные, и духовные потребности человека. Кроме того, при наличии особых потребностей (например, у инвалидов) к социальным пенсиям и пособиям могут выплачиваться надбавки за счет средств местных бюджетов.
Что касается России, то размеры пенсий и пособий остаются низкими. Единственным исключением с 1918 г. являлось пособие по беременности и родам, которое достигало 100% утраченного среднего заработка. Однако с 2003 г. его размер ограничивается максимальной суммой независимо от величины заработка.
Пособие по безработице рассчитывается в процентах от прежнего заработка (75%, 60%, 40%), но не может быть ниже или выше установленных законом пределов.
Возможность одновременного получения различных видов социального обеспечения всегда рассматривалось как достоинство отечественной системы. Это относится к ситуации, когда одно и то же обстоятельство влечет возникновение права на несколько видов пособий, услуг и льгот. В частности, установление инвалидности II или III степени дает право на получение базовой части трудовой пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом иждивенцев, бесплатное протезирование, бесплатное или льготное приобретение лекарств, льготы по оплате коммунальных услуг и пр. В связи с рождением ребенка мать приобретает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет. В совокупности с пенсиями и пособиями, предоставление бесплатных или частично-платных услуг увеличивает реальные доходы их получателей. Именно низкий уровень социального обеспечения привел к созданию в нашей стране разветвленной системы льгот, не имеющей аналогов в мире.
Правоотношения в сфере социального обеспечения - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.
По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными правоотношениями недоговорного характера. В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров, порождающих соответствующие социально-обязательственные правоотношения.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.
В качестве физических лиц в указанные правоотношения могут вступать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.
Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья.
Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.). В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которых невозможна реализация материальных правоотношений.
Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.
Пенсия - это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.
Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие - с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.).
Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.
Ежемесячные компенсационные выплаты предоставляются:
• учащимся среднего профессионального образования, студентам, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показателям;
• матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), работающим по трудовому договору, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
• неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов МВД, Государственной противопожарной службы МЧС в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
•лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в некоторых других случаях.
Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.
Удовлетворение потребностей физических лиц осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услуг.