Человеческий капитал как социально-экономическая категория
Важное место в системе экономических знаний в настоящее время принадлежит теории человеческого капитала, которая исследует зависимость доходов работника, семьи, предприятия, общества от знаний, навыков и природных способностей человека. Официальной датой зарождения этой теории традиционно считается 1962 г., когда была опубликована серия статей, посвящённых проблеме человеческого капитала. В 1992 г. профессору Чикагского университета (США) Г. С. Беккеру за значительный вклад в разработку и популяризацию идей теории человеческого капитала была присуждена премии им. Нобеля в области экономики.
С позиций теории человеческого капитала доходы людей являются закономерным результатом ранее принятых решений, т. е. человек, принимая то или иное решение, может непосредственно воздействовать на размер своих будущих доходов. Можно существенно повысить свои будущие доходы, вкладывая средства в своё образование и профессиональную подготовку, здоровье, культуру, увеличивая тем самым свой собственный (частный) человеческий капитал.
Человеческий капитал – это сформированный или получивший развитие в результате инвестиций и накопленный людьми (человеком) определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствует росту производительности труда и благодаря этому воздействует на рост доходов (заработков) его владельца.
Оценка инвестиций в человеческий капитал и доходов от его использования обычно осуществляется в денежной форме. Однако, далеко не все инвестиции и не все доходы можно выразить в денежной форме. Кроме денежных затрат, образование, укрепление здоровья и другие действия, направленные на наращивание человеческого капитала, требуют и нелёгкого труда самого человека. Кроме денежных доходов (более высоких заработков) человек, который обладает большим человеческим капиталом, получает моральное удовлетворение, экономию времени, более высокий социальный престиж и другие выгоды. Следует учитывать, что в результате возрастания человеческого капитала получается интегральный социальный эффект, от которого выигрывает не только конкретный человек, но и предприятие, на котором он работает и общество в целом.
Анализ вложений в человеческий капитал в большинстве случаев связан с измерением эффективности образования и подготовки кадров. С экономической точки зрения дополнительные капиталовложения в человеческий капитал (как и другие факторы) обоснованы только тогда, когда они характеризуются высоким уровнем окупаемости. В противоположном случае средства целесообразно направлять на другие, более прибыльные инвестиционные проекты, или расходы на цели текущего потребления.
Если рассматривать ожидаемую отдачу от инвестиций в образование, то количественно можно измерить прямые материальные выгоды и то приблизительно – на уровне прогнозов.
Пример: Мы знаем, сколько зарабатывает высококвалифицированный бухгалтер, но мы не можем точно сказать, сколько будет зарабатывать конкретный студент после окончания университета по специальности «учёт и аудит».
Моральные и косвенные материальные выгоды ещё более трудно оценивать количественно, но их роль при принятии решений по поводу инвестиций в образование весьма существенна.
Далеко не каждый человек, принимая решение о продолжении образования, тщательно подсчитывает все связанные с ним расходы и будущие выгоды. Однако именно эти выгоды являются важными составляющими формирования социального статуса определённой профессии или уровня образования, в результате чего возникает (или исчезает) мотивация к его получению.
Между уровнем образования населения и уровнем экономического развития существует тесная взаимозависимость.
Учёными убедительно доказаны такие направления активного влияния образования на экономический рост:
1. Образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда каждого отдельного человека, о чём свидетельствует тесная взаимозависимость между уровнем образования работников и их заработками. Образование или увеличивает производительность работника на данном рабочем месте, или делает его способным к такой работе, результаты которой представляют большую ценность и которая поэтому лучше оплачивается. Таким образом, возрастание квалификации и уровня образования экономически активного населения повышает производительность труда и эффективность экономики.
2. Образование развивает в человеке деловые навыки и предприимчивость. В западной литературе это явление названо «распределительным эффектом образования». Рабочая эффективность связана со способностью выполнять определённый круг задач, распределительная эффективность – со способностью принимать правильные решения.
3. Образование повышает восприимчивость людей к новым научным идеям и техническим разработкам, в связи с чем, они быстрее внедряются в практику. Ускоряя распространение научно-технических открытий, образование тем самым повышает общественную производительность труда и стимулирует экономический рост.
Таким образом, вклад образования в экономический рост состоит в том, что: оно наделяет рабочую силу производительными знаниями, оказывает содействие увеличению новых знаний человека, стимулирует процесс продуцирования новых идей и их реализации.
Таким образом, переориентация экономики на человеческое развитие должна стать важнейшей характеристикой будущей стратегии социально-экономического развития, хотя бы для необходимости выхода из того состояния, в которое ввёл страну предшествующий тип развития. Усиление социальной ориентации предопределяется также окончанием изоляции нашего общества от цивилизованного мира. Интеграция Украины в мировое общественно-экономическое пространство требует ориентации на значительно более развитые формы проявления человеческой природы экономического бытия, на высокие стандарты социальной обеспеченности и социальной защищённости людей, разнообразные методы социализации всего, что раньше воспринималось как личное дело.
Очень важно осознать, что взаимодействие экономического и социального факторов не только обеспечивает широкие возможности удовлетворения социальных потребностей, но и оказывает содействие поддержанию высокой экономической активности. Инвестиции в человека не только становятся экономически целесообразными, но и выступают важным и необходимым фактором, стимулом, предпосылкойэкономического роста.
[1] Чтобы купить набор продуктов для семьи (килограмм масла, сыра, муки, свиных отбивных, курятины, говядины, филе трески, килограмм хлеба, яблок, моркови, картофеля, кофе и сахара, а также литр молока и десяток яиц) в начале 90-х годов ХХ в. на среднюю зарплату, в Голландии нужно было отработать 3 часа 12 минут, в Швеции – 4 часа 11 минут, в Финляндии – 4 часа 59 минут [Сколько времени надо работать человеку, получающему среднюю зарплату, чтобы купить набор продуктов для семьи? // Приазовский рабочий. – 1992. – 6 декабря. – С. 3].