Понятие информационного законодательства и его система
Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов РФ свидетельствует о повышении роли государства регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно-значимых отношений.
Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников права и является основной их разновидностью.
Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты, посвященные регулированию отношений, объектом которых являются информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.
Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты субъектов Федерации,
Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное или длительное действие.
Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными
Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда; когда в законе есть прямые указания на подобное издание или дано конкретное поручение.
На уровне субъектов Федерации применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является ч.4 ст.76 Конституции РФ.
Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций.
В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.
10. Общая характеристика информационного законодательства РФ
Одним из важнейших законодательных актов в системе федерального информационного права России является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".1закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Так в п. 4 ст. 29 Конституции РФ сказано: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Так согласно ст.1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации": В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" в ст.1 называет предмет своего регулирования: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ.
На основе анализа положений, содержащихся в доктринальных и нормативных правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере:
а) для личности: соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации; реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность; использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;защита права на объекты интеллектуальной собственности;обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;
б) для общества:обеспечение интересов личности в информационной сфере; построение правового социального государства; упрочение демократии, построение информационного общества; духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности; достижение и поддержание общественного согласия;
в) для государства:создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере и их защита; формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; безусловное обеспечение законности и правопорядка; создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры; формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;
защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;защита единого информационного пространства страны;