Конкурентная среда региональных рынков
Конкурентная среда региональных рынков - совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.
Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка.
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур: регионально-монополистическая; регионально-олигополистическая; деконцентрированная структура регионального рынка.
Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются следующие критерии: число продавцов; препятствия входу на рынок новых фирм; чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров; поведение субъектов на рынке; условия продвижения товаров на рынке; возможности введения на рынок новых товаров и т. п.
Основными показателями оценки конкурентной среды регионального рынка являются следующие.
Индекс концентрации рынка (CR), определяемый как доля от общего объема продаж товаров, приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого отдельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потребительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45 %. Для рынка средств производства - до 70 %.
Индекс Лернера (L) ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле:
, где Р — цена; С — предельные издержки.
Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, определяемый по формуле:
, где N — число фирм; — доля рынка i-й фирмы.
Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно единице.
Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.
Институциональная структура регионального рынка - совокупность субъектов, функционирующих на отдельно взятом региональном рынке. Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Под барьерами выхода с регионального рынка понимаются факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным хозяйствующим субъектом деятельности на рынке без значительных экономических потерь.
Эти барьеры связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др.
Все барьеры делятся на две группы: экзогенного и эндогенного характера.
Барьеры экзогенного характера, т. е. обусловленные особенностями рынка, включают следующие:
· ограниченная емкость регионального рынка;
· высокие капитальные затраты;
· неравенство стартовых условий на рынке;
· ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;
· технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;
· эффект масштаба производства;
· вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
· административные ограничения (лицензирование, квотирование, условия регистрации предприятий и т. п.);
· экономические и организационные ограничения (инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политика).
К барьерам эндогенного характера, т. е. обусловленным деятельностью действующих на рынке фирм, относятся:
· экономические меры, например изменения цен;
· наличие резервных производственных мощностей у уже действующих на рынке компаний;
· затраты на продвижение продукции на рынок;
· лицензии, патенты, авторские права;
· контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства и др.).